УИД 58RS0029-01-2023-000048-87
Судья Гордеева Е.П. № 33-3241/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2023 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе
председательствующего Жуковой Е.Г.,
судей Герасимовой А.А., Усановой Л.В.
при ведении протокола помощником судьи Зотцевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-57/2023 по иску Захарова А.В. к Правительству Пензенской области, Министерству государственного имущества Пензенской области о государственной регистрации перехода прав на земельные участки и встречному исковому заявлению Министерства государственного имущества <адрес> к Захарову А.В. о понуждении к заключению договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения
по апелляционной жалобе Захарова А.В. на решение Пачелмского районного суда Пензенской области от 28 июня 2023 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Захарова А.В. к Правительству Пензенской области, Министерству государственного имущества Пензенской области о признании необоснованным уклонение от государственной регистрации перехода права собственности нарушающим права истца; признании права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, № с 11.11.2021; о государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №; обязании в течение 10 рабочих дней зарегистрировать переход права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество; возмещении расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб. отказать.
Встречное исковое заявление Министерства государственного имущества Пензенской области к Захарову А.В. о понуждении к заключению договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения удовлетворить полностью.
Обязать Захарова А.В. заключить с Пензенской областью в лице Министерства государственного имущества Пензенской области договор купли-продажи изъятых по решению Пачелмского районного суда Пензенской области от 22.03.2020 по гражданскому делу №2-100/2020 земельных участков сельскохозяйственного назначения:
с кадастровым номером № площадью 27143 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Троицкое. Участок находится примерно в 1,2 км по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Пачелмский район;
с кадастровым номером № площадью 195942 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Троицкое. Участок находится примерно в 0,47 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Пачелмский район;
с кадастровым номером № площадью 456912 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Троицкое. Участок находится примерно в 0,2 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Пачелмский район;
с кадастровым номером № площадью 140213 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Алексеевка. Участок находится примерно в 0,7 км по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Пачелмский район, на условиях, изложенных в проекте договора купли-продажи земельных участков, направленного Захарову А.В. письмом от 17.11.2021 №25-5690, по цене, установленной распоряжением Правительства Пензенской области от 11.11.2021 №636-рП «О приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения», в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Захарова А.В. государственную пошлину в доход муниципального бюджета «Пачелмский район Пензенской области» в размере 300 (триста) руб.
Заслушав доклад судьи Жуковой Е.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Захаров А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Пензенской области о государственной регистрации перехода прав на земельные участки, мотивировав требования тем, что ему на праве собственности принадлежали шесть земельных участков сельскохозяйственного назначения. Министерство государственного имущества Пензенской области (ранее - Департамент государственного имущества Пензенской области, далее - организатор торгов), обратилось в суд с исковым заявлением к Захарову А.В. об изъятии земельных участков для продажи с публичных торгов в связи с их ненадлежащим использованием.
22.09.2020 решением Пачелмского районного суда Пензенской области по гражданскому делу № 2-100/2020 принято признание иска ответчиком Захаровым А.А. У него изъяты в связи с не использованием по целевому назначению земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: № площадью 27143 кв.м, № площадью 195942 кв.м, 58:23:0030201:48 площадью 456912 кв.м, № площадью 209485 кв.м, № площадью 622447 кв.м, № площадью 140213 кв.м, расположенных в Пачелмском районе Пензенской области, для продажи с публичных торгов. Решение суда вступило в законную силу 23.10.2020. На основании данного решения указанные земельные участки были изъяты у истца и проданы организатором торгов, путем проведения публичных торгов, а часть вырученных от продажи денежных средств была перечислена истцу.
Правительство Пензенской области приобрело в собственность четыре земельных участка с кадастровыми номерами № за 524 172 руб. в соответствии с распоряжением Правительства Пензенской области от 11.11.2021 № 636-рП «О приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения». Ответчик необоснованно уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности, это привело к тому, что четыре земельных участка с кадастровыми номерами 58:23:0030201:46, 58:23:0030201:47, 58:23:0030201:48 и 58:23:0021401:54 до сих пор (более года) не зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством и записи в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержат недостоверную информацию о принадлежности указанных земельных участков, что нарушает права и обязанности истца.
Ссылаясь на положения ст.ст. 12, 551 ГК РФ, просил суд признать необоснованное уклонение ответчиком от государственной регистрации перехода права собственности нарушающим права истца; признать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № за ответчиком с 11.11.2021; вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № от истца к ответчику; обязать ответчика в течение 10 рабочих дней зарегистрировать переход права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, № в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество; возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Определением суда от 20.04.2023 в качестве соответчика привлечено Министерство государственного имущества Пензенской области.
12.05.2023 Министерство государственного имущества Пензенской области обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Захарову А.В. о понуждении к заключению договора купли-продажи земельных участков, мотивировав требования тем, что вступившим в законную силу решением Пачелмского районного суда Пензенской области от 22.09.2020 удовлетворены требования Департамента государственного имущества Пензенской области к Захарову А.В. об изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения для продажи с публичных торгов с кадастровыми номерами №, №
На основании данного решения указанные земельные участки были изъяты у истца для продажи с публичных торгов. Публичные торги и повторные публичные торги признаны несостоявшимися. Земельные участки с кадастровыми номерами № были проданы на торгах в форме публичного предложения. На основании распоряжения Правительства Пензенской области от 11.11.2021 №636-рП оставшиеся четыре земельных участка с кадастровыми номерами № были приобретены в собственность Пензенской области.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Пензенской области от 11.11.2021 №636-рП Министерству государственного имущества Пензенской области поручено заключить договор купли-продажи земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, и обеспечить государственную регистрацию права собственности Пензенской области в Управлении Росрееетра по Пензенской области.
Письмом от 17.11.2021 №25-5690 Министерство государственного имущества Пензенской области в адрес Захарова А.В. был направлен проект договора кули-продажи с просьбой подписать данный проект и направить в адрес Министерства государственного имущества Пензенской области. Подписанный проект договора Захаров А.В. в адрес Министерства государственного имущества Пензенской области не направил, ответ на письмо от 17.11.2021 №25-5690 не представил.
21.06.2022 от Захарова А.В. в адрес Министерства государственного имущества Пензенской области поступило уведомление о несогласии с предложением заключить договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами № на общую сумму 524 172 руб. в связи с тем, что, по мнению Захарова А.В., процедура определения цены была проведена с нарушением законодательства.
Ссылаясь на пункта 2 статьи 60.1. Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункта 4 статьи 445 ГК РФ, статьи 206 ГПК РФ, просит суд обязать Захарова А.В. заключить с Министерством государственного имущества Пензенской области договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами № на условиях, изложенных в проекте договора купли-продажи земельных участков, направленного Захарову А.В. письмом от 17.11.2021 №25-5690, по цене, установленной распоряжением Правительства Пензенской области от 11.11.2021 №636-рП «О приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения», в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Определениями суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Пензенской области, Измайловский РОСП УФССП России по г. Москве, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов УФССП России по г. Москве, Межрайонная ИФНС России №6 по Пензенской области, ИФНС № 19 по г. Москве.
Пачелмский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Захаров А.В. полагает решение суда постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. Не согласен на заключение договора купли-продажи земельных участков в связи с тем, что не согласен с их оценкой. При вынесении решения суд не принял во внимание, что Министерство государственного имущества Пензенской области не наделено правом определения способа определения начальной цены изъятых у него на основании решения суда земельных участков, таким правом обладал только суд при вынесении решения от 22.09.2020 об изъятии земельных участков, который в нарушение действующего законодательства не определил их начальную стоимость при продаже с публичных торгов. Определение Министерством государственного имущества Пензенской области способа определения начальной стоимости земельных участков как их рыночная стоимость фактически направлено на изменение решения суда от 22.09.2020. В связи с отсутствием полномочий у ответчиков на определение способа определения начальной цены земельных участков полагает необоснованным определение начальной цены земельных участков исходя из их рыночной стоимости. Отказ в удовлетворении его иска влечет нарушение его прав, поскольку на него более года возложено бремя содержания изъятых у него земельных участков в виде оплаты земельного налога, что подтверждается справами ИФНС с 2018 г. по 2021 г. Суд необоснованно отклонил его ходатайство об истребовании у ИФНС расчета земельного налога за 2022 г. для подтверждения содержания им указанных земельных участков. Считает, что у Министерства государственного имущества Пензенской области отсутствуют полномочия на подписание договоров купли-продажи земельных участков, заключенных по результатам торгов. Полагает необоснованным отказ суда в принятии его встречного иска к Министерству государственного имущества Пензенской области.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство государственного имущества Пензенской области просило отклонить доводы апелляционной жалобы как несодержащие оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства государственного имущества Пензенской области по доверенности Панин А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Захарова А.В. – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц. Захаров А.В. предоставил письменные объяснения по делу, в которых поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя Министерства государственного имущества Пензенской области, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и возражений, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Захаров А.В. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, расположенных в Пачелмском районе Пензенской области.
В связи с тем, что указанные земельные участки сельскохозяйственного назначения не использовались Захаровым А.В. для соответствующей цели более трех лет, за что он был привлечен к административной ответственности, Департамент государственного имущества Пензенской области обратился в суд с требованием об изъятии земельных участков и продаже с публичных торгов.
Вступившим в законную силу решением Пачелмского районного суда Пензенской области от 22.09.2020 удовлетворены требования Департамента государственного имущества Пензенской области к Захарову А.В. об изъятии земельных участков для продажи с публичных торгов в связи с их ненадлежащим использованием. Указанным решением постановлено изъять у Захарова А.В. в связи с неиспользованием по целевому назначению земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номерами: № площадью 27143 кв.м, № площадью 195942 кв.м, № площадью 456912 кв.м, № площадью 209485 кв.м, № площадью 622447 кв.м, № площадью 140213 кв.м, расположенные в Пачелмском районе Пензенской области для продажи с публичных торгов.
Из положений пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) следует, что в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и об их продаже с публичных торгов, орган исполнительной власти субъекта РФ в отношении таких земельных участков проводит публичные торги по их продаже в порядке, установленном земельным законодательством.
Во исполнение вышеуказанного решения Пачелмского районного суда Пензенской области от 22.09.2020 Министерством государственного имущества Пензенской области на основании распоряжения Правительства Пензенской области от 27.01.2021 №15-рП принято решение о проведении аукциона по продаже указанных земельных участков.
Начальной ценой земельных участков, изъятых у Захарова А.В., явилась их рыночная стоимость, определенная ООО «КАФ «Эксперт-Аудит» на основании заключенного 07.12.2020 с Департаментом государственного имущества Пензенской области государственного контракта № 64.
Согласно отчету ООО «КАФ «Эксперт-Аудит» от 18.12.2020 №130-20, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составила в размере 42 320 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 313 310 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 730 600 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 334 967 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 995 293 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 224 200 руб.
Объявленный Министерством государственного имущества Пензенской области как уполномоченным органом аукцион по продаже изъятых у истца земельных участков в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 ЗК РФ был признан несостоявшимся в связи с отсутствием поступивших заявок на участие в аукционе (протокол рассмотрения заявок от 19.03.2021 №) (т. 1 л.д. 79-80, 81-82).
Распоряжением Правительства Пензенской области от 22.04.2021 № 188-рП Департаменту государственного имущества Пензенской области было поручено организовать повторные торги.
04.06.2021 были проведены повторные публичные торги, на которых начальная цена земельных участков была снижена на 20 процентов и составила в отношении земельного участка с кадастровым номером № 33 856 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 250 648 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 584 480 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 267 976 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 796 232 руб., земельного участка с кадастровым номером № - 179 360 руб. (т.1 л.д. 83-84, 85-86, 87-89).
После признания несостоявшимися повторных торгов по продаже земельных участков, на основании пункта 14 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ Министерством государственного имущества Пензенской области два земельных участка с кадастровыми номерами № и № 02.08.2021 были проданы в форме публичного предложения (т. 1 л.д. 92-94).
Продажа земельных участков с кадастровыми номерами № посредством публичного предложения признана несостоявшейся, в связи с отсутствием поступивших заявок на участие в публичных торгах (протокол от 30.07.2021 № 1) (т. 1 л.д. 90-91).
Во исполнение пункта 14 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ в адрес Шейнского сельсовета Пачелмского района, на территории которого расположены изъятые земельные участки, было направлено предложение о покупке непроданных в результате торгов в форме публичного предложения земельных участков.
Письмом от 06.08.2021 № 261 Шейнский сельсовет Пачелмского района Пензенской области отказался от приобретения земельных участков в муниципальную собственность (т. 3 л.д. 246).
В соответствии с пунктом 14 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан приобрести земельные участки, не проданные в результате торгов в форме публичного предложения, и не приобретенные в собственность поселения в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
11.11.2021 Правительством Пензенской области принято распоряжение № 636-рП о приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения по минимальной цене, установленной для их продажи в форме публичного предложения. Минимальная цена земельного участка с кадастровым номером № составила 16 928 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 125 324 руб.; земельного участка с кадастровым номером 58:23:0030201:48 - 292 240 руб.; земельного участка с кадастровым номером № - 89 680 руб. Министерству государственного имущества Пензенской области поручено заключить договор купли-продажи в отношении указанных земельных участков и обеспечить государственную регистрацию права собственности Пензенской области в Управлении Росреестра по Пензенской области.
Решением Пачелмского районного суда Пензенской области от 24.03.2022 по гражданскому делу №3-21/2022 отказано в удовлетворении исковых требований Захарова А.В. к Министерству государственного имущества Пензенской области о признании недействительными торгов по продаже земельных участков, признании недействительными договоров, заключенных с покупателями земельных участков посредством публичного предложения, принятии решения об определении начальной цены для проведения публичных торгов в размере рыночной стоимости земельных участков на 22.09.2020, совпадающей с кадастровой стоимостью, возложении обязанности проведения новых публичных торгов по начальной цене определенной судом, с информированием об этом путем допуска к ознакомлению со всеми документами по организации торгов (т.3 л.д. 149-157).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21.06.2022 решение Пачелмского районного суда Пензенской области от 24.03.2022 оставлено без изменения, вступило в законную силу (т.3 л.д. 138-159).
17.11.2021 Министерство государственного имущества Пензенской области направило Захарову А.В. для подписания проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровыми номерами № и распоряжение Правительства Пензенской области от 11.11.2021 № 636-рП, указав в письме о том, что подписанный им указанный проект договора необходимо представить в Министерство государственного имущества Пензенской области в возможно короткий срок (т.1 л.д. 215-216).
21.06.2022 Захаров А.В. представил в адрес Министерства государственного имущества Пензенской области уведомления об отказе заключить договор купли-продажи земельных участков, поскольку не согласен с ценой договора, считает, что процедура определения цены была проведена с нарушением законодательства (т.1 л.д. 213).
До настоящего времени, подписанный Захаровым А.В. договор купли-продажи земельного участка в адрес Министерства государственного имущества Пензенской области не поступал.
Согласно выписок из ЕГРН по состоянию на 22.03.2023 земельные участки с кадастровыми номерами № значатся в собственности Захарова А.В.
По информации Управления Росреестра по Пензенской области в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № зарегистрированы ограничения (обременения) в виде запрета на совершение действий по регистрации 09.02.2023 на основании постановления судебного пристава-исполнителя Измайловского РОСП № (55698/20/77022-ИП) и № (140698/21/77022-ИП), выданные 08.02.2023 Измайловским РОСП; постановления судебного пристава исполнителя Блага А.В. (в отношении Захарова А.В.) №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МО по ИПНО (т. 1 л.д. 183, т. 3 л.д. 160-171).
По сообщению Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов ГУФССП России по г. Москве от 17.05.2023, в Отделе на принудительном исполнении находится сводное исполнительное производство № 3738345/20/77043-СД в отношении Захарова А.В., в состав которого входит пять исполнительных производств на общую сумму подлежащей взысканию 149 377, 58 руб. В связи с неисполнением требований исполнительных документов, и на основании ответа Росреестра, судебным приставом - исполнителем вынесены постановления о запрете на совершение действий по регистрации в отношении недвижимого имущества должника. В адрес Отдела 27.03.2023 поступил запрос Министерства государственного имущества Пензенской области с приложением решения Пачелмского районного суда Пензенской области от 22.09.2020 № 2-100/2020, а также запрос Росреестра по Пензенской области от 27.03.2023, по результатам рассмотрения которых, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об отмене запретов, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами № (т. 2 л.д. 200).
Обращаясь в суд с иском, Захаров А.В. указал, что ответчик необоснованно уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности, Министерство государственного имущества Пензенской области, обращаясь со встречным иском, ссылалось на то, что Захаров А.В. уклоняется от подписания направленного в его адрес проекта договора купли-продажи земельных участков.
Разрешая заявленный спор, исследовав представленные по делу доказательства, суд исходил из того, что передача земельных участков сельскохозяйственного назначения, изъятых у истца в связи с неиспользованием их по целевому назначению, в государственную собственность субъекта Российской Федерации должна быть осуществлена посредством заключения договора купли-продажи, установив, что Министерством государственного имущества в Пензенской области в адрес Захарова А.В. был направлен проект договора купли-продажи, от подписания которого он отказался в отсутствии к тому законных оснований, пришел к выводу об отказе в удовлетворении первоначального иска Захарова А.В. и удовлетворении встречных исковых требований Министерства государственного имущества в Пензенской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как считает их соответствующими требованиям закона, а также фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Государственная регистрация прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В статье 223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Из содержания пункта 14 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также следует, что право собственности на изъятый земельный участок у его прежнего владельца прекращается, а у государства возникает с момента его приобретения, а не с момента принятия решения об его изъятии или истечения срока для принятия решения о его приобретении.
Указанный Федеральный закон не определяет, что основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на изъятый земельный участок является акт органа государственной власти.
Как верно отметил суд первой инстанции, приобретение права собственности должно осуществляться на основании сделки.
В соответствии со статьей 60.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого судом принято решение об изъятии и о продаже с публичных торгов в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», осуществляется на основании заявления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или лица, которое приобрело такой земельный участок по результатам публичных торгов по его продаже (ч. 1).
Основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, является договор купли-продажи такого земельного участка, а также вступившее в законную силу решение суда о его изъятии (ч. 2).
Вышеуказанным решением Пачелмского районного суда Пензенской области от 22.09.2020 по делу № 2-100/2020 не установлена принадлежность спорного земельного участка, в связи с чем такой судебный акт не является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 11.11.2021 № 636-рП «О приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения» также не является правоустанавливающим документом, поскольку данным документом лишь утверждается распоряжение на приобретение земельных участков по установленной цене с заключением договора купли-продажи (пункт 1, 2 названного распоряжения).
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что одного решения суда об изъятии участка, а также сведений о признании торгов несостоявшимися недостаточно для перехода права собственности от регистрации прекращения права собственности на него бывшего собственника и возникновения права собственности на него у субъекта Российской Федерации. Необходим договор купли-продажи изъятых по решению суда земельных участков, заключение которого для сторон обязательно. Межу тем такой договор между Министерством государственного имущества в Пензенской области и Захаровым А.В. не заключен.
Наряду с этим судебная коллегия также учитывает, что Министерство государственного имущества Пензенской области 22.03.2023 в Управление Росреестра по Пензенской области были направлены заявления о государственной регистрации права собственности Пензенской области на земельные участки в кадастровыми номерами № (КУВД-001/2023-11308329), № (КУВД-001/2023-11309995), № (КУВД-001/2023-11311948), №КУВД-001/2023- 11313775).
Однако 30.03.2023 Управление Росреестра по Пензенской области вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации № КУВД-001/2023-11309995/1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:23:0030201:47 на основании пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по причине того, что в ЕГРН имеются сведения о наложении запрета на совершение действий по регистрации на основании постановлений судебных приставов-исполнителей МОСП по ИНП УФССП России по г. Москве и Измайловского РОСП УФССП России по г. Москве.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10.10.2023 было отказано Министерству государственного имущества Пензенской области о признании недействительным уведомления о приостановлении государственной регистрации от 30.03.2023 № КУВД-001/2023-11309995/1 в отношении земельного участка с кадастровым номером № и обязании ответчика зарегистрировать право собственности Пензенской области на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером № площадью 195942 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Захаров А.В.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил, в том числе из того, что в Управление Росреестра по Пензенской области не был представлен договор купли-продажи земельного участка, заключенный между Министерством государственного имущества Пензенской области и Захаровым А.В.
В соответствии со статьей 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В статье 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (пункт 1). Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (пункт 4).
Поскольку материалами дела установлено, что Захаров А.В. уклоняется от заключения договора купли-продажи земельных участков, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении встречных исковых требований Министерства государственного имущества Пензенской области о понуждении Захарова А.В. к заключению испрашиваемого договора в судебном порядке.
В связи с тем, что для государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки должен быть предоставлен договор купли-продажи, а он не заключен в виду отказа Захарова А.В. от заключения такого договора, принимая во внимание отсутствие недобросовестности в действиях Правительства Пензенской области и Министерства государственного имущества Пензенской области по приобретению в собственность Пензенской области изъятых у Захарова А.В. земельных участков суд правомерно отказал Захарову А.В. в удовлетворении его первоначального требования.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание цены земельных участков, не могут быть приняты во внимание, поскольку цена изъятых земельных участков, по которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан приобрести такие земельные участки в государственную собственность, определена в соответствии с пунктом 14 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в размере минимальной цены торгов в форме публичного предложения. Произведенные расчеты указанной цены, определенные распоряжением Правительства Пензенской области от 11.11.2021 № 636-рП, судебной коллегией проверены и признаны правильными.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Обоснованность установления начальной цены земельных участков исходя из их рыночной стоимости была установлена вступившим в законную силу решением Пачелмского районного суда Пензенской области от 24.03.2022, которым отказано в удовлетворении исковых требований Захарова А.В. к Министерству государственного имущества Пензенской области о признании недействительными торгов по продаже земельных участков, признании недействительными договоров, заключенных с покупателями земельных участков посредством публичного предложения, принятии решения об определении начальной цены для проведения публичных торгов в размере рыночной стоимости земельных участков на 22.09.2020, совпадающей с кадастровой стоимостью, возложении обязанности проведения новых публичных торгов по начальной цене определенной судом.
Признавая обоснованным установление начальной цены земельных участков исходя из их рыночной стоимости, суд исходил из того, что установление начальной продажной цены спорного имущества на основании кадастровой стоимости земельных участков в данном случае, было невозможно, поскольку такая стоимость земельных участков была утверждена более чем за пять лет до принятия решения суда об изъятии земельных участков (постановлением Правительства Пензенской области от 07.09.2012 № 645-пП).
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства между теми же сторонами, обязательны для суда и не подлежат доказыванию вновь.
Представленное истцом в суд апелляционной инстанции постановление Правительства Пензенской области от 24.05.2022 № 199-пП, которым признано утратившим силу постановление Правительства Пензенской области от 07.09.2012 № 645-пП, не имеет юридическое значение для определения начальной цены земельных участков, поскольку согласно пункту 3 постановления Правительства Пензенской области от 24.05.2022 № 199-пП данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, т.е. после проведения публичных торгов в отношении земельных участок истца.
Ссылка в жалобе на то, истец в связи с наличием регистрации за ним до настоящего времени права в отношении земельных участков несет убытки в виде оплаты земельного налога за данные участки, не может быть принята во внимание, поскольку из материалов дела следует, что именно истец уклоняется от заключения договора купли-продажи.
Более того, согласно информации Межрайонной ИФНС России №6 по Пензенской области от 28.06.2023, по решению Пачелмского районного суда от 22.09.2020 земельный налог по объектам земельных участков с кадастровыми номерами № у Захарова А.В. за период с 22.09.2020 (т.е. с момента вынесения решения об изъятии у Захарова А.В. земельных участков) по 2022 г. сторнирован (т. 3 л.д. 184).
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство государственного имущества не уполномочено на заключение договора купли-продажи, является несостоятельным.
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 01.10.2021 №659-пП «Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества Пензенской области», Министерство государственного имущества Пензенской области является исполнительным органом Пензенской области, уполномоченным осуществлять управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящемся в собственности Пензенской области (п. 1.1); приобретать имущество в собственность Пензенской области в соответствии с действующим законодательством (п. 1.1, п. 3.3.3).
Министерство государственного имущества Пензенской области действует от лица Пензенской области, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи имущества Пензенской области, ведение учета обязательств и осуществление контроля за соблюдением покупателями условий договоров купли-продажи (п. 3.2.5.).
Содержащиеся в апелляционной жалобе Захарова А.В. доводы относительно незаконности решения суда в связи с отказом 28.06.2023 в протокольной форме в принятии его встречного иска, основанием к отмене решения не являются. Отказ в принятии указанных исковых требований Захарова А.В. не препятствует реализации им права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства.
Доводы истца о подложности представленных ответчиками документов проверены судебной коллегией в порядке статьи 186 ГПК РФ, подлежат отклонению, в судебную коллегию представлены надлежащим образом заверенные копии ранее представленных документов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в решении. Они направлены на иную оценку обстоятельств по делу, основаны на ошибочном толковании норм материального права, что не может являться основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Пачелмского районного суда Пензенской области от 28.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Захарова А.В. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.10.2023.
Председательствующий
Судьи