Председательствующий по делу Дело №
Судья Беспечанский П.А. (номер дела в суде первой инстанции №
УИД №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего судьи Кардаш В.В.,
судей Процкой Т.В.,Куклиной И.В.,
при секретаре Воложанине С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес><Дата> года гражданское дело по иску заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> Федерации, <адрес> по Восточному военному округу в лице Жилищно-коммунальной службы № о понуждении к совершению определенных действий
по апелляционной жалобе представителя ответчика филиала <адрес>№ФИО1
на решение Читинского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обслуживание сетей наружного освещения, включая замену ламп освещения и светильников на территории военного городка №А (войсковая часть 59313-58, <адрес> городок, <адрес>).
Заслушав доклад судьи Куклиной И.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель военного прокурора <адрес> обратился в суд с указанным иском, указав, что военной прокуратурой <адрес> проведена контрольная проверка исполнения требований законодательства о сохранности федеральной собственности, в ходе которой установлено, что на территории военного городка №А расположены посты внутреннего караула по охране складов вооружения, на которых хранятся боеприпасы различных номенклатур, на техническом периметре указанной войсковой части 134 шт. светильников из них 50 шт. находятся в нерабочем состоянии, помимо этого требуется замена провода (кабеля) А35 на трех участках общей протяженностью 210 метров, а также замена электрических патронов Е40-10 шт., и замена разрушенной изоляции на участке 100 м. При этом, на указанных объектах в течение длительного периода времени должностными лицами Учреждения обязанности по обслуживанию сетей наружного освещения, включая осветительные приборы, не исполняются, замена вышедших из строя ламп освещения не производится. Согласно результатам ежегодных (осень, весна) осмотров технической территории военного городка №А (войсковая часть <адрес>, <адрес> городок, <адрес>), проводимых в 2019 г., отражаемых в актах осмотров и ведомостях дефектов, на территории указанной части надлежало провести работы по обслуживанию и замене ламп освещения. Однако, в указанный период необходимые ремонтные работы, отраженные в актах осмотров и ведомостях дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены. По результатам проведенной в ноябре 2019 года проверки, в адрес начальника Учреждения внесено представление об устранении нарушений закона в котором потребовано обеспечить замену ламп освещения на территории военного городка №А <адрес> городок, <адрес>). Из поступившего ответа на представление усматривается, что обслуживание сетей наружного освещения затруднено из-за отсутствия авто гидроподъёмника и отсутствия квалифицированного персонала, при этом, до настоящего времени вопрос о наборе квалифицированного персонала и получения указанной техники не решен. Выявленные нарушения, связанные с не обслуживанием сетей наружного освещения, включая осветительные приборы на территории военного городка №А (войсковая <адрес> в настоящее время создают прямые предпосылки к проникновению посторонних лиц и возникновению чрезвычайных ситуаций на территории военного объекта. Из вышеизложенного следует, что военный городок №А не обеспечен наружным освещением, в связи с чем, на указанном объекте необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостями дефектов и актами осмотров. Просил суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обслуживание сетей наружного освещения, включая замену ламп освещения и светильников на территории военного городка №<адрес><адрес>) (л.д. 12-16).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 83-87).
В апелляционной жалобе представитель ответчика <адрес>№ (далее – Учреждение) ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель ответчика указала, что согласно ведомственным приказам, уставам проведение работ по текущему ремонту не относится к компетенции <адрес> то есть занимается текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ. Осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных сил РФ в полномочия учреждения не включены, следовательно, бездействия ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в не проведении ремонта не установлено. Для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных силах предназначен Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ. Кроме того, истцом не затребовано от собственника имущества финансирование работ текущего характера, без финансирования работ их выполнение становится невозможным. В случае проведения работ капитального характера, выполнение работ по текущему ремонту становится нецелесообразным. При заявлении требований к ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ о проведении работ, финансирование которых должно быть обеспечено за счет средств Министерства обороны РФ, истец лишает права Министерство обороны РФ на выбор иного исполнителя (подрядчика) данных видов работ, выбор которого может быть осуществлен в рамках законодательства регламентирующего порядок проведения закупок для государственных нужд (л.д. 89-93).
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора гарнизона Дровяная ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 120-122).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора гарнизона Дровяная ФИО3 полагал решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Ответчики <адрес>№ филиала <адрес> о дате, времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав пояснения помощника военного прокурора гарнизона Дровяная ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на территории военного городка №А <адрес>, <адрес> городок, <адрес>) расположены посты внутреннего караула по охране складов вооружения, на которых хранятся боеприпасы различных номенклатур.
Из актов осенних осмотров военного городка №А, <адрес><адрес> городок, <адрес> следует, что сеть наружного освещения военного городка №А нуждается в текущем ремонте (л.д. 31-33).
<Дата> заместителем военного прокурора гарнизона Дровяная в адрес начальника жилищно-эксплуатационного отдела № (<адрес>) филиала <адрес> вынесено представление об устранении нарушений закона №, в котором, в числе прочего, указано на необходимость принятия мер по замене неисправных ламп освещения и светильников, размещенных на наружных сетях освещения на территории склада войсковой части 59313-58 (<адрес>) (л.д. 17-19).
В ответ на вышеназванное представление заместитель начальника филиала (по эксплуатации) <адрес> сообщил, что указанные в представлении требования вынесены на обсуждение в служебном совещании. Актом приема-передачи сети электрического хозяйства, в том числе светильники войсковой части 59313-58 переданы в эксплуатационное содержание Учреждению, принадлежат на праве собственности РФ и переданы в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. По результатам осеннего осмотра 2019 выводами комиссии установлено, что сети наружного освещения нуждаются в проведении текущего ремонта в рамках текущего ремонта требуется произвести замену перегоревших ламп на светодиодные в количестве 85 штук (л.д. 20-21).
Согласно объяснению начальника производственного участка № жилищно - коммунальной службы следует, что в целях обслуживания освещения военного городка необходимы лампы освещения, автоматический грузоподъемник, специализированный личный состав, которых у них не имеется, по данной причине не представляется возможным произвести обслуживание военного городка (л.д. 23-24).
Из заявки начальника склада (по хранению имущества РХБЗ) <адрес>, направленной начальнику ЖКС № ЗАТО <адрес> следует, что в целях обеспечения боевой готовности, безаварийного содержания объектов <адрес> необходимо: лампы ртутного давления- 40 шт., лампы накаливания – 40 шт., люминисцентные лампы – 20 шт., реле-10 шт., реле – автомат – 12 шт., розетки – 14 шт., электрокабель – 24 м., 16 м, 12 м. (л.д. 28).
В письменном обращении начальника ПУ № (<адрес>) к командиру войсковой части 59313-58 содержится просьба о выделении автовышки для замены ламп наружного освещения (л.д. 30).
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции верно определил, что обязанность по проведению обслуживания сетей наружного освещения должна быть возложена на <адрес>, исходя из основных целей и видов деятельности Учреждения.
Судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и представленных в материалы дела доказательствах, оценка которым дана в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда в полной мере согласуются с материальным законом.
Доводы представителя <адрес> в апелляционной жалобе со ссылками на приказ Министра обороны РФ от <Дата>№ и приложение № к нему, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Положение о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО), приказ начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от <Дата>№-ШР «О проведении организационно-штатных мероприятий в <адрес>, его филиалы и структурные подразделения осуществляют деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ в рамках государственного задания; ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России непосредственно подчиняется Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России занимается обслуживанием, то есть текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ; довод о том, что осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил РФ в полномочия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не включены, в связи с чем, отсутствует бездействие со стороны Учреждения в непроведении ремонта; довод о том, что организацией эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ занимается Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ; перечень объектов недвижимого имущества казарменно-жилищного фонда Министерства обороны России, подлежащих передаче на эксплуатационное обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в рамках государственного задания, формируется Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ и направляется в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; что в соответствии с перечнем объектов недвижимого имущества казарменно-жилищного фонда Минобороны России, подлежащих к передаче на эксплуатационное обслуживание Министерства обороны Российской Федерации, эксплуатационное обслуживание не предполагает проведение капитального и текущего ремонта; довод о том, что требование о проведении работ не верно заявлены к ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, что делает решение суда неисполнимым; что финансирование данных работ обеспечивается за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, тем самым Министерство обороны Российской Федерации лишено выбора иного исполнителя работ, выбор которого может быть осуществлен в рамках законодательства о порядке проведения закупок для государственных нужд, отклоняются судебной коллегией за необоснованностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от <Дата>№ создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>.
В соответствии с указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии ФИО4 от <Дата>№ и руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ от <Дата>№, от <Дата>№ и актов приема - передачи №№ В-07-03-б/н-НО, В-07-05-0111-НО от <Дата> представителем собственника имущества Министерства обороны Российской Федерации, в лице ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, с <Дата> организована передача в эксплуатационное содержание Учреждения и его структурных подразделений, электросетевого хозяйства, в том числе светильников сетей наружного освещения военного городка №А (войсковая часть 59313-58, <адрес> городок, <адрес>).
Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от <Дата>№, учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем (Министерством обороны РФ) в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности (п. 6).
Согласно п.12 Устава, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 13 Устава, основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения целей, указанных в пункте 13 настоящего Устава, учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе: деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонт электрического оборудования и прочие ремонтные работы (п. 14).
Согласно п. 1 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от <Дата>№, настоящее Руководство определяет общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. В п.2 данного руководства указано, что коммунально-эксплуатационное обеспечение - вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил, снабжение ее электрической и тепловой энергией, водоснабжением и водоотведением и др.
Согласно п.13 Руководства, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 32 Устава Учреждения государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания, финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждения осуществляется в рамках выделенных субсидий из государственного бюджета, исходя из нормативных расчетов
Из п.56 Руководства следует, что в течение 30 дней после проведения общего весеннего (осеннего) осмотра на основании надлежаще оформленных актов общего осмотра объектов, дефектных актов с ведомостью работ ЖКС составляет локальные сметные расчеты (сметы) и формирует заявку на включение объектов в план текущего ремонта. При весеннем осмотре проверяется готовность здания или сооружения к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливаются объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняются объемы ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта в год проведения осмотра, а также выявляются объемы работ по капитальному ремонту. Осенний общий осмотр зданий и объектов производится перед наступлением отопительного сезона для проверки готовности их к эксплуатации в осенне-зимний период и в целях уточнения объемов ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта следующего года. Заявку с дефектными актами (утвержденными командиром воинской части) и сметами ЖКС в течение 10 дней направляет в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» для обобщения и направления в отделы эксплуатации.
В п. 57 Руководства указано, что отделы эксплуатации рассматривают поступившие заявки, формируют в течение 15 дней план текущего ремонта, в том числе измененный, за все воинские части, расположенные на территории военного округа, и представляет его на утверждение командующему войсками военного округа. Утвержденный командующим войсками военного округа план текущего ремонта в течение одного дня направляется в ДЭС.
Согласно п. 58 Руководства в план текущего ремонта включаются работы по текущему ремонту, в первую очередь: указанные в актах судов, исполнительных документах, а также в актах Федеральной службы судебных приставов, направленные на сбережение материально-технической базы от преждевременного износа и разрушения, такие, как предотвращение пожаров, подготовка к отопительному периоду (в том числе ремонт электросетей).
План текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.
Судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда о том, что данная обязанность должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, поскольку для достижения целей по осуществлению содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации учреждение осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонту электрического оборудования и ремонтные работы, а также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов.
Утверждение представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в апелляционной жалобе о том, что истцом требование о финансировании работ текущего характера к собственнику не предъявлено, не принимается, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, предусмотренных федеральным законом случаев для выхода за пределы заявленных требований не имеется.
Таким образом, из подведомственных нормативных актов, норм действующего законодательства, представленных доказательств обязанность по проведению текущего ремонта возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с его деятельностью и полномочиями, и то обстоятельство, что приведенное Руководство предусматривает определенный порядок действий органов (организаций) коммунально-эксплуатационных органов для формирования плана текущего ремонта, основанием для отказа в иске не является.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи