ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3244/2015 от 03.11.2015 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Мишина Г.Ю.

№ 33-3244/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

03 ноября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Устинович С.Е.

судей

Науменко Н.А.

Кузнецовой Т.А.

при секретаре

Сорокиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области, Государственному областному бюджетному учреждению «Мурманская база авиационной охраны лесов», Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности организовать выполнение авиамониторинга,

по апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, Федерального агентства лесного хозяйства на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 17 августа 2015 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области к Министерству природных ресурсов и экологии, ГОБУ «Мурманская база авиационной охраны лесов» о возложении обязанности организовать выполнение авиамониторинга - удовлетворить.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансирование авиамониторинга в лесном фонде Мурманской области в объеме, достаточном для осуществления Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области и ГОБУ «Мурманская база авиационной охраны лесов» авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 года. Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 года, с кратностью авиапатрулирования не менее 0,87.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области на постоянной основе организовать выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 года, с кратностью авиапатрулирования не менее 0,87.

Обязать государственное областное бюджетное учреждение «Мурманская база авиационной охраны лесов» обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 года, рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 года, с кратностью авиапатрулирования не менее 0,87».

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., объяснения представителей Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Утробина М.Г., Пестова П.В., поддержавших апелляционную жалобу Министерства, возражения относительно жалоб прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Шопмполовой А.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области, ГОБУ «Мурманская база авиационной охраны лесов» (далее – ГОБУ «Мурманская авиабаза») о возложении обязанности организовать выполнение авиамониторинга.

В обоснование заявленных требований указал, что в рамках проверки исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области и ГОБУ «Мурманская авиабаза» законодательства об охране лесов от пожаров, Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено несоблюдение кратности авиапатрулирования при охране лесов на территории Мурманской области, что не позволяет организовать своевременное обнаружение, а также тушение лесных пожаров. В частности, средняя назначенная кратность авиапатрулирования за последние *** лет составила 0,20, средняя фактическая кратность составила 0,21, в то время как средняя расчетная кратность авиапатрулирования в Мурманской области должна составлять не менее 0,87.

Прокурор просил суд обязать Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области на постоянной основе организовать выполнение, а ГОБУ «Мурманская авиабаза» обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза №122 от 22 сентября 1997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17 ноября 1997 года, с кратностью авиапатрулирования не менее 0,87.

Определением от 02 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), а определением от 23 июля 2015 года привлечено в качестве соответчика.

Старший помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области Шомполова А.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – Утробин М.Г. и Бекетова А.С. иск не признали.

Представитель ГОБУ «Мурманская авиабаза» Келер Ю.А. с иском не согласилась.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Рослесхоза, надлежащим образом извещенного судом о времени и месте судебного заседания.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Миронова Е.Д., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы об ошибочности выводов суда относительно обязательности Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза от 22 сентября 1997 № 122, а также Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и рекомендации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17 ноября 1997, поскольку они не относятся к числу нормативных правовых актов и не обязательны для исполнения.

Ссылаясь на пункты 4, 11, 12, 16 Порядка осуществления мониторинга пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2014 № 276, полагает, что российским законодательством не установлено требование об организации на постоянной основе авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с кратностью авиапатрулирования не менее 0,87. Не содержит такого требования и Инструкция, на которую указывает суд в обжалуемом решении, равно как и требования о проведении авиамониторинга на постоянной основе, в то время как предусматривает возможность изменения режима авиапатрулирования в условиях недостатка средств на авиационную охрану лесов.

В апелляционной жалобе представитель Рослесхоза Утешева Т.С., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить в части возложения на Рослесхоз обязанности по обеспечению финансирования авиамониторинга, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылаясь на Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области, утвержденное Постановлением Правительства Мурманской области от 18 апреля 2013 №196-ПП, Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 № 736, Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 №837, указывает, что до Мурманской области, как субъекта Российской Федерации, полностью доведены субвенции на переданные полномочия в области лесных отношений, в том числе, на авиамониторинг, в пределах лимитов, установленных федеральным законом о бюджете на 2015 год, равно как и в предыдущие годы в соответствии с исходными данными, предоставленными субъектом. Отмечает, что заявки о выделении средств из нераспределенного резерва с финансово-экономическим обоснованием необходимых затрат в Рослесхоз из Мурманской области не поступали, в то время как выделение средств федерального бюджета субъекту Российской Федерации в ином порядке, чем установлено законодательством, не предусмотрено.

В возражениях на апелляционные жалобы и.о. Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области Гамаюнов А.В., указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ГОБУ «Мурманская авиабаза», Рослесхоза, извещенные о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, и возражениях относительно жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно пунктам 4, 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 18 апреля 2013 № 196-ПП, Министерство природных ресурсов и экологии является органом исполнительной власти Мурманской области по осуществлению полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочий переданных Российской Федерацией.

Во исполнение пункта 15 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 03 ноября 2011 № 470, Постановлением Правительства Мурманской области от 02 февраля 2007 № 45-1111 создано ГОБУ «Мурманская авиабаза».

В соответствии с Уставом ГОБУ «Мурманская авиабаза», утвержденным приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 16 декабря 2011 № 315, Учреждение является специализированным учреждением, созданным Мурманской областью в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, для выполнения работ, мероприятий, услуг, обеспечивающих охрану и защиту лесов от пожаров на территории Мурманской области (пункт 2.1). Целями деятельности ГОБУ «Мурманская авиабаза» являются осуществление на землях лесного фонда охраны лесов от пожаров, в том числе тушение лесных пожаров, с применением наземных и авиационных специализированных сил и технических средств; обеспечение профилактических мероприятий и осуществление мониторинга за противопожарным и санитарным состоянием лесов; своевременное предоставление информации о лесных пожарах Учредителю (пункт 3.2). Основными видами деятельности Учреждения являются тушение лесных пожаров; проведение авиационного, космического и наземного мониторинга пожарной опасности в лесах (пункты 3.3, 3.3.3, 3.3.4).

Удовлетворяя требования прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области, ГОБУ «Мурманская авиабаза», суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками не осуществлялись в требуемом объеме мероприятия по охране от пожаров лесов, расположенных в границах Мурманской области.

Доводам, приведенным в обоснование возражений ответчиков, судом в решении дана правильная оценка с изложением мотивов их отклонения.

Суд исходил из того, что средняя назначенная кратность авиапатрулирования в Мурманской области за последние *** лет составила 0,20, средняя фактическая кратность авиапатрулирования за последние *** лет составила 0,21, в то время как средняя расчетная кратность авиапатрулирования в Мурманской области должна составлять не менее 0,87.

Расчет кратности авиапатрулирования, приведенный прокурором в исковом заявлении, сторонами в установленном порядке не опровергнут, какой-либо иной расчет ответчиками не представлен.

В этой связи, проверив расчет кратности авиапатрулирования, приведенный прокурором, обоснованно с ним согласился суд, учитывая его соответствие требованиям Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17 ноября 1997 года, Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22 сентября 1997 № 122а, а также формуле расчетной кратности патрулирования, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в данной части.

Суд верно исходил из того, что недостаточное выделение Рослесхозом средств из федерального бюджета, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не позволяет осуществить необходимые мероприятия по охране лесов от пожаров в Мурманской области.

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу части 4 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 №№837, 838.

Согласно пункту 2 Правил, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации

В силу пункта 5.17 Положения «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 № 736, Агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Из совокупности приведенных норм следует, что Рослесхоз как главный распорядитель средств федерального бюджета несет ответственность за выделение Мурманской области соответствующих средств на охрану лесов от пожаров, и, следовательно, суд был вправе возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации обязанность обеспечить финансирование возложенной на Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, ГОБУ «Мурманская авиабаза» функции по выполнению авиационных работ по охране и защите лесов.

Довод жалобы о невозможности исполнения решения суда ввиду наличия особенностей бюджетного процесса по выделению средств субъекту Российской Федерации на переданные полномочия в области лесных отношений, в том числе на авиамониторинг, какими-либо достоверными и достаточными доказательствами не подтвержден.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционных жалоб связаны с иным толкованием положений законодательства, примененных судом при разрешении спора, а также иной оценкой установленных по делу обстоятельств и на правильность принятого решения не влияют.

Таким образом, судом первой инстанции полно и объективно исследованы материалы дела, обстоятельства, имеющие значение для дела определены верно, всем обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Первомайского районного суда города Мурманска от 17 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: