СудьяЖуравлева Т.Н. Дело № 33-3245/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
городСтаврополь 07августа 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольскогокраевого суда в составепредседательствующего М.,
судей Муратовой Н.И., БеркоА.В.,
секретарясудебного заседания С.,
рассмотревв открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1,
нарешение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 03 мая 2012 года,
погражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансовСтавропольского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федеральногоказначейства по Ставропольскому краю о возмещении ущерба, причиненноготеррористическим актом,
заслушавдоклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, изкоторого усматривается, что он является потерпевшим и ему причиненимущественный ущерб в результате террористического акта 17 августа 2010 года вг. Пятигорске. Ущерб причинен непосредственно объекту недвижимости - егоквартире № … дома … по ул. … в г. Пятигорске и имуществу, находящемуся в этойквартире. В соответствии с законодательством РФ, а именно ст. 18 Федеральногозакона от 6 марта
2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»: Государство осуществляет впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационныевыплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результатетеррористического акта». Закрепляя в статье 18 Федерального закона соответствующийпорядок возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции,государство, учитывая характер причиненного вреда, принимает на себяответственность за действия третьих лиц, выступая тем самым гарантом возмещенияущерба пострадавшим, поскольку они во многих случаях не имели бы практическойвозможности реализовать свое право на возмещение ущерба (так как причинителявреда либо нет в живых, либо у него нет средств, либо он не установлен), илитакое возмещение не соответствовало характеру чрезвычайности, будучиотсроченным. Тем самым законодательно разрешается задача скорейшеговосстановления нарушенных прав при ограниченности, отсутствии или невозможностиопределения в разумные сроки истинных источников возмещения вреда. ФИО2 данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган,действующий в публичных интересах. Восстановление и компенсации должныпроизводиться за счет средств краевого и федерального бюджетов. В Правилахвыделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РоссийскойФедерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствийстихийных бедствий (утв. становлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750) (с изменениями от 24 февраля 2009 г., 17 августа 2010 г.) в целях реализации ст. 18 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указано: Федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта...обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделениибюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационныхвыплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результатетеррористического акта...; По поручению Председателя Правительства РоссийскойФедерации или одного из заместителей Председателя Правительства РоссийскойФедерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных последствий совместнос заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациямирассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос овыделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечениемер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационныхвыплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результатетеррористического акта...; ... бюджетные ассигнования из резервного фондавыделяются Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационныхвыплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результатетеррористического акта, «в) проведение неотложных аварийно-восстановительныхработ на объектах, получивших повреждения в результате террористического актаили при пресечении террористического акта правомерными действиями». Срокиисполнения обязательств государства оговорены в пункте 14 данных Правил -«Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансовогообеспечения мероприятий, указанных в пунктах 9-11 настоящих Правил,осуществляется не позднее одного месяца с даты принятия соответствующегорешения Правительства Российской Федерации». Однако в нарушение всех этихтребований Российского законодательства и подзаконных актов полагающиеся емукомпенсации так и не были выплачены. На протяжении 1 года и трех месяцев истецведет постоянную переписку с государственными органами, ответственными завозмещение ему ущерба, однако кроме пересылки его жалоб по различным инстанциями малопонятных ответов о сроках возмещения он ничего не добился. Истец пыталсяобжаловать бездействия Правительства Ставропольского края за затягивание сроковвыплаты в порядке ст. 25 ГПК в Пятигорском городском суде, однако суд посчитал,что в заявлении имеется спор о праве на компенсации и вернул заявление,порекомендовав обратиться с иском к правительству Ставропольского края.Пострадавший в результате теракта объект недвижимости - кв. … дома № … по ул. …в г. Пятигорске принадлежит ему на праве собственности на основании решенияПятигорского городского суда от 06.04.2007 года (свидетельство огосударственной регистрации 26 АЕ № …). В соответствии с актом обследованияобъекта его квартиры, поврежденной в результате террористического акта 17августа 2010 года в
г. Пятигорске, утвержденным руководителем администрации города ФИО3,согласованным начальником МУ «Управление общественной безопасностиадминистрации г. Пятигорска» ФИО4, составленным и подписаннымкомиссией из 6 человек, зафиксированы повреждения, их характеристика поконструктивным элементам квартиры и указана степень крушения - «сильная». Наосновании этого акта составлен локальный сметный расчет нааварийно-восстановительные работы по жилому дому по пр. …, …, кв. …, гдеопределена сметная стоимость в размере … рублей, утвержденный заместителемруководителя администрации г. Пятигорска. В соответствии с заключением эксперта№ 226/10-1 от 07.07.2011 года выполненным на основании постановленияследователя следственной группы ГСУ СК РФ от 27.12.2010 года о назначениисудебной строительно-технической экспертизы по уголовному делу № 201/355146-10фактическая сметная стоимость ремонтно-восстановительных работ по квартире № …дома № … по пр. … в г. Пятигорске в соответствии с существующими в момент ихсоставления сметными нормативами, составляет … рублей. Расчет дан в приложении№ 10 к указанному заключению. Также по постановлению следователя следственнойгруппы ГСУ СК РФ проведена товароведческая экспертиза № 730/10-1 по уголовномуделу № 201/355146-10 для установления материального ущерба причиненного емуповреждением имущества, находящегося в квартире. В соответствии с даннымзаключением эксперта общее снижение стоимости изделий, поврежденных врезультате взрыва, составила с учетом износа … рублей. Таким образом, общаясумма ущерба, причиненная ему данным преступлением, составляет … рублей.
Истец просил суд взыскать с Министерства финансовСтавропольского края в его пользу сумму материального ущерба, причиненного емутеррористическим актом в размере … рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от03 мая 2012 года исковые требования ФИО1 к Министерству финансовСтавропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лицеУправления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о возмещенииущерба, причиненного террористическим актом - удовлетворены частично.
Взыскана с Министерства финансов Российской Федерациив пользу ФИО1 сумма материального ущерба, причиненного емутеррористическим актом в размере … рубля, в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решениесуда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушениемнорм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющихзначение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционнойжалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит основанийдля отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционнойинстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционнойжалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материаламидела, истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира № … попр. …, … в г. Пятигорске Ставропольского края.
В соответствии с актом обследования объекта,поврежденного (разрушенного) в результате террористического акта 17.08.2010года, комиссией из 6 человек зафиксированы повреждения, их характеристика поконструктивным элементам квартиры и указана степень крушения квартиры № … поул. …, … в г. Пятигорске, принадлежащей истцу.
Согласно акта обследования объекта, поврежденного(разрушенного) в результате террористического акта 17.08.2010 года в г.Пятигорске СК, квартира № … по пр. …, … литер … г. Пятигорска СК имеет сильнуюстепень разрушения, сумма нанесенного ущерба в ценах на 2010 год составляет …рублей.
Согласно заключению № 266/10-1 от 07.07.2011 года поуголовному делу № 201/355146-10, фактическая сметная стоимостьремонтно-восстановительных работ по квартире № … жилого дома № … литер «…» попр. … в г. Пятигорске в соответствии с существующими на момент их составлениясметными нормативами, составляет … рублей.
В соответствии с заключением эксперта по материаламуголовного дела № 730/10-1 от 15.07.2011 года, общее снижение стоимости(«ущерб») исследуемых изделий, повреждений в результате взрыва составила сучетом износа на 17.08.2010 года: … рублей … копеек.
Постановлением от 30.08.2010 года, ФИО1 признан потерпевшим по уголовному делу № 88087.
В материалах дела имеется реестр на финансирование на04.08.2011 года, согласно которому МУ «Управление городского хозяйстваадминистрации г. Пятигорска» выделена сумма … рублей, МУ «Управлениездравоохранения администрации г. Пятигорска» выделена сумма … рублей, МУ«Управление образования администрации г. Пятигорска» выделена сумма … рублей,МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г. Пятигорска» выделенасумма … рублей. Данные суммы были переведены на счет Управления Федеральногоказначейства по СК, согласно платежных поручений №№ 320, 321, 322, 323 от04.08.2011 года.
Согласно реестра на финансирование на 29.12.2011 годаМУ «Управление городского хозяйства администрации г. Пятигорска» выделена сумма… рублей, МУ «Управление культуры администрации
г. Пятигорска» выделена сумма … рублей, МУ «Управление социальной поддержкинаселения администрации г. Пятигорска» выделена сумма … рублей. 29.12.2011 годасогласно платежных поручений №№ 628, 629, 630 суммы были перечислены на счетУправления Федерального казначейства по СК.
Также судом установлено, что обязанности попредставлению документов, обосновывающих сумму в размере … рублей, краевымиструктурами были выполнены в полном объеме.
Согласно локального сметного расчета нааварийно-восстановительные работы по жилому дому по пр. …, …, кв. …, сметнаястоимость работ составляет … рублей.
При проведении экспертизы документов, обосновывающихразмер финансовой помощи Правительству Ставропольского края в ликвидациипоследствий террористического акта, в Министерстве финансов РоссийскойФедерации квартира, принадлежащая ФИО1, была исключена из спискаобъектов, на которых предполагалось провести аварийно-восстановительные работыза счет средств федерального бюджета, по причине различия адреса квартиры,указанной в различных учетных документах, а именно:
– в списке объектов и лиц, пострадавших и признанныхпотерпевшими по уголовному делу, возбужденному по факту террористического акта,составленным Главным следственным управлением Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации по Северо-Кавказскому и Южному федеральнымокругам, квартира значится по адресу: проспект …, …, кв. …;
– в свидетельстве о государственной регистрации праваи в паспорте владельца - проспект …, …, кв. …;
– в данных ГУП СК «Крайтехинвентаризация» - проспект…, …, литер …, кв. ….
Согласно поручению Правительства Российской Федерацииот 24 сентября 2010 года № ИШ-П4-6585 Правительством Ставропольского краяповторно представлены документы на оказание финансовой помощи из резервногофонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствийтеррористического акта, совершенного 17 августа 2010 года на территориигорода-курорта Пятигорска. В число пострадавших объектов, на которыхпредполагается провести аварийно-восстановительные работы за счет средствфедерального бюджета, включена и квартира ФИО1
Согласно распоряжения Правительства РФ от 24.11.2011года № 2114-р в 2011 году Правительству СК из резервного фонда Правительства РФпо предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийныхбедствий на финансовое обеспечение расходов по осуществлению компенсационныхвыплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результатетеррористического акта, совершенного 17 августа 2010 года в г. Пятигорске(Ставропольский край), были выделены бюджетные ассигнования в размере … рублей,в том числе … рублей на оказание финансовой помощи физическим и юридическимлицам в связи с утратой имущества и … рублей на проведение неотложныхаварийно-восстановительных работ на объектах с распределением согласноприложению.
Согласно вышеназванного приложения квартире № … по пр.…,
№ …, литер «…» выделена сумма … рублей. Сумма была определена при проведенииэкспертизы в МЧС России и согласована с Минфином России.
Финансовые средства поступили на счет ПравительстваСтавропольского края 24 декабря 2011 г. и по причине отсутствия времени наосвоение в соответствии с существующим порядком были возвращены в федеральныйбюджет до принятия решения Минфином России.
Министерством Финансов Российской Федерациираспоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 г. № 2114-р,исполнено. Денежные средства поступили на счет Министерства финансовСтавропольского края, и в дальнейшем были перечислены в администрацию г.Пятигорска.
Как установлено судом первой инстанции в ходе рассмотрениядела, в случае, если финансовые средства, поступившие на счет УправленияФедерального казначейства по СК, не были использованы в текущем году, то ониподлежат возврату и рассмотрению на комиссии в дальнейшем их использовании.
Однако судом установлено, что до настоящего времениденежные средства от Министерства финансов РФ не поступали.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 засчет собственных средств произвел ремонт имущества, а именно квартиры № … поул. …, … в г. Пятигорске, поврежденной в результате террористического акта.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 N750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фондаПравительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ипоследствий стихийных бедствий. Правила определяют порядок выделения бюджетныхассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению иликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числена осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которымбыл причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда,причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с п. 8 вышеназванных Правил основаниемдля выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовоеобеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществлениякомпенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причиненущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного припресечении террористического акта правомерными действиями, является решениеПравительства Российской Федерации, в котором указываются общая суммавыделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложныхаварийно-восстановительных работ на объектах, указанных в подпункте"б" пункта 9 и подпункте"в" пункта 10 настоящих Правил, в решении ПравительстваРоссийской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований пообъектам.
Согласно п.п. б п. 9 Правил, бюджетные ассигнования изрезервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытиярасходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидациейчрезвычайных ситуаций, в том числе, проведение неотложныхаварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства,социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи исельского хозяйства.
Следовательно, ущерб гражданам возмещается не в полномобъеме, а частично.
В соответствии с п.п. в п. 10 Правил,бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органамисполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическимлицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, ивозмещения вреда, причиненного при пресечении террористического актаправомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечениюмероприятий по проведение неотложных аварийно-восстановительных работ наобъектах, получивших повреждения в результате террористического акта или при пресечениитеррористического акта правомерными действиями.
Вышеприведенные законоположения с учетомустановленного факта осуществления истцом за счет собственных средств ремонтаквартиры № … по ул. …, … в г. Пятигорске, поврежденной в результатетеррористического акта, позволили суду первой инстанции прийти к выводу овзыскании в пользу истца возмещения ущерба, причиненного террористическимактом.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции,разрешая заявленный спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значениедля дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводамсторон, правомерно учел положения Постановления Правительства РФ от 13.10.2008года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фондаправительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ипоследствий стихийных бедствий», ст. 74,1, ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, ипришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении исковых требованийФИО1, взыскав сумму материального ущерба, причиненноготеррористическим актом с Министерства финансов Российской Федерации за счетказны Российской Федерации.
При определении суммы материального ущерба, судобоснованно руководствовался экспертизой, проведенной МЧС России по всемпредставленным документам и по федеральным расценкам.
Таким образом, суд постановил решение,отвечающее вышеуказанным требованиям материального права, при соблюдениитребований Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержатправовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толкованиидействующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся кизложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первойинстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанциитолкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делудоказательств.
Решение суда не противоречит закону.
Ссылок на какие-либо процессуальныенарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существурешения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от03 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу безудовлетворения.