ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3254/2023 от 21.12.2023 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД 19RS0004-01-2022-001519-92

Председательствующий: Райкова И.В.

Дело № 33-3254/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Морозовой В.Н., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 декабря 2023 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «АтомЭнергоСбыт Бизнес» Потехин СВ на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 16 августа 2023 года по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «АтомЭнергоСбыт Бизнес» о признании незаконными действий по введению режима ограничения электроэнергии, обязании произвести бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии.

Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения представителя ответчика Тигунова КС, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Кузнецова НВ, выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» (после переименования – общество с ограниченной ответственностью «АтомЭнергоСбыт Бизнес») в лице филиала «АтомЭнергоСбыт» Хакасия (далее - ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес») о признании незаконными действий по введению режима ограничения электроэнергии, обязании произвести бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Аскизского района Республики Хакасия проведена проверка исполнения ответчиком требований федерального законодательства в связи с введением ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони на объектах коммунального хозяйства в рп. Вершина Теи. В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между гарантирующим поставщиком ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес» и Муниципальным унитарным предприятием «Абагаз» (далее – МУП «Абагаз») заключен договор энергоснабжения. В связи с наличием у МУП «Абагаз» перед ответчиком задолженности по оплате поставленной электрической энергии, ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в адрес МУП «Абагаз» уведомление, в котором указал на необходимость самостоятельного введения ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони ДД.ММ.ГГГГ в случае непогашения задолженности. Кроме того, в уведомлении сообщалось, что в случае непогашения задолженности ДД.ММ.ГГГГ ответчиком будет принудительно введено ограничение режима потребления путем отключения электроустановок. Учитывая, что задолженность перед ответчиком погашена не была, ДД.ММ.ГГГГ МУП «Абагаз» на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ ввело ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони. Вместе с тем, МУП «Абагаз» является единственной ресурсоснабжающей организацией в рп. Вершина Теи, предоставляющей услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению на территории поселения, а котельная МУП «Абагаз» является единственным источником тепловой энергии поселка в зимний период.

Просил учесть, что электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд и социально-значимые объекты теплоснабжения, горячего водоснабжения собственникам и пользователям жилых помещений.

Поскольку наличие долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с поставкой теплоснабжения, горячего водоснабжения не предусмотрено в качестве основания для перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи коммунальных услуг гражданам, добросовестно оплачивающим услуги, полагал действия ответчика по понуждению к введению МУП «Абагаз» сначала самостоятельно частичного режима потребления электроэнергии, а в последующем до полного ограничения потребления электроэнергии, неправомерными.

Указывал, что перечисленные меры не позволят МУП «Абагаз» предоставлять коммунальные услуги населению и организациям рп. Вершина Теи в полном объеме и надлежащего качества, повлекут за собой полную остановку работы котельной и как следствие прекращение подачи тепловой энергии населению и в социально-значимые объекты. Просил признать незаконными действия ответчика по введению режима ограничения подачи электроэнергии в отношении котельной и коммунальных объектов МУП «Абагаз» Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, обязать ответчика произвести бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на котельную коммунальных объектов МУП «Абагаз» Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия в рамках мощностей, технологически необходимых для осуществления централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения населения и организаций рп. Вершина Теи со дня принятия решения суда и до окончания отопительного периода 2022-2023 годов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ПАО «Федеральная сетевая компания – РОССЕТИ», ПАО «РОССЕТИ Сибирь», ООО Горнорудная компания «Алатау».

В судебном заседании помощник прокурора Аскизского района Республики Хакасия Элтеко КС поддержала требование о признании незаконным действия по введению режима ограничения подачи электроэнергии в отношении котельной и коммунальных объектов МУП «Абагаз». В остальной части требования иска не поддерживала.

Представитель ответчика Потехин СВ исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил учесть заключение эксперта, которым опровергнут довод истца о том, что ограничение режима потребления электроэнергии на объектах МУП «Абагаз» до уровня технологической брони не позволяет оказывать населению и организациям коммунальные услуги надлежащего качества. Указывал, что МУП «Абагаз» оплатило задолженность, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ подача электроэнергии была возобновлена в полном объеме.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц МУП «Абагаз», Администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, ПАО «Федеральная сетевая компания – РОССЕТИ», ПАО «РОССЕТИ Сибирь», ООО Горнорудная компания «Алатау».

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес» по введению режима ограничения подачи электроэнергии в отношении котельной и коммунальных объектов МУП «Абагаз». В остальной части в удовлетворении иска отказано. Решением отменены принятые ранее меры по обеспечению иска.

С данным решением не согласен представитель ответчика ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес» Потехин СВ

В апелляционной жалобе он просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению апеллянта, суд неправильно применил нормы материального права и пришел к ошибочному выводу о применении норм жилищного законодательства к отношениям по введению ограничения энергопотребления в отношении МУП «Абагаз». Ссылаясь на Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, указывает, что при наличии задолженности перед гарантирующим поставщиком законодательство предусматривает возможность введения ограничения энергопотребления в отношении должников – организаций централизованного водоснабжения и теплоснабжения, к которым относится МУП «Абагаз». Полагает, что ответчик как гарантирующий поставщик инициировал введение ограничения энергопотребления в соответствии с требованиями законодательства. Полагает ошибочным и не доказанным вывод суда о том, что введенное ограничение энергопотребления до уровня технологической брони могло привести к снижению температурного режима теплоносителя, поставляемого в многоквартирные дома. По мнению апеллянта, суд не принял во внимание экспертное заключение, которым опровергнут довод истца о том, что введение ограничения энергопотребления до уровня технологической брони могло повлечь снижение температурного режима в жилым помещениях и объектах социальной инфраструктуры ниже нормативного минимума, и сделан вывод о наличии у МУП «Абагаз» возможности предоставления коммунальных услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения надлежащего качества в условиях введения ограничения энергопотребления до уровня технологической брони. Полагает, что вывод суда о безусловном негативном влиянии введения ограничения в отношении предприятия для потребителей услуг не соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Вывод суда о том, что введение ограничения энергопотребления в отношении предприятия было бы возможно при условии наличия у предприятия автономных источников электроэнергии считает неправильным, поскольку он не основан на нормах материального права. Указывает на отсутствие правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, которыми возможность введения ограничения энергопотребления ставилась бы в зависимость от наличия или отсутствия резервных автономных источников энергоснабжения.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель МУП «Абагаз» Михно МН, заместитель прокурора Аскизского района Республики Хакасия Олейникова ЮО выражают согласие с решением суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Абагаз» на праве хозяйственного ведения передано имущество, находящееся в муниципальной собственности, для оказания услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению жителям и юридическим лицам на территории поселения, в том числе, теплотрассы, насосные станции, котельная и бойлерная.

Постановлением Главы Вершино-Тейского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ единственным поставщиком для работ и услуг, связанных с поставкой, передачей горячего водоснабжения и тепловой энергии учреждениям Администрации Вершино-Тейского поссовета, определено МУП «Абагаз».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Региональная энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и МУП «Абагаз» (потребитель) заключен договор энергоснабжения . Согласно приложению № 1 к договору, являющемуся его неотъемлемой частью, и содержащему перечень точек поставки электрической энергии, по которым производится расчет за потребленную электроэнергию и алгоритм его расчета, в числе объектов энергоснабжения поименованы котельная, бойлерная и гараж.

В соответствии с пунктом 2.2.1 договора гарантирующий поставщик вправе в случаях и в порядке, установленными действующим законодательством, инициировать введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт согласования технологической и (или) аварийной брони для объектов МУП «Абагаз».

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу МУП «Абагаз» признано (несостоятельным) банкротом с открытием конкурсного производства.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Региональная энергосбытовая компания» направило МУП «Абагаз» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии . МУП «Абагаз» предложено устранить основания для введения ограничения режима потребления электроэнергии – оплатить задолженность в сумме 647162,05 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В случае, если задолженность не будет погашена, МУП «Абагаз» указано на необходимость введения самостоятельного частичного ограничения режима потребления электроэнергии не позднее 12-00 часов ДД.ММ.ГГГГ до уровня технологической брони (615 кВт), и далее самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки в день, следующий за датой, в которую в соответствии с п. 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя) по вводу ограничения.

Также указано, что после 12-00 часов ДД.ММ.ГГГГ исполнителем (субисполнителем) будет принудительно введено ограничение режима потребления путем отключения электроустановок.

Предлагалось в соответствии с актом согласования технологической и (или) аварийной брони от ДД.ММ.ГГГГ ввести ограничение режима потребления с ДД.ММ.ГГГГ до технологической брони, с ДД.ММ.ГГГГ до аварийной брони по следующим точкам поставки:

1. Ввод № 1, Котельная с деаэратором с бытовыми помещениями <данные изъяты>;

2. Ввод № 2 Котельная с деаэратором с бытовыми помещениями <данные изъяты>;

3. Бойлерная (ввод 6кВ) <данные изъяты>;

4. Бойлерная (ввод 0,4кВ) /<данные изъяты>;

5. Гараж <данные изъяты>.

Согласно актам о введении ограничения режима потребления электроэнергии, ДД.ММ.ГГГГ МУП «Абагаз» введено самостоятельное частичное ограничение режима потребления электроэнергии по объектам:

1. Бойлерная (ввод 6кВ) <данные изъяты>;

2. Бойлерная (ввод 0,4кВ) <данные изъяты>;

3. Гараж <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Абагаз» оплатило задолженность, указанную в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из платежного ордера .

ДД.ММ.ГГГГ ООО «РЭК» направило в адрес МУП «Абагаз», ПАО «Россети Сибирь» уведомление об отмене ограничения режима потребления электроэнергии.

Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Абагаз» возобновлен режим потребления электрической энергии на указанных объектах.

Обращаясь в суд с иском, прокурор Аскизского района Республики Хакасия полагал, что действия ответчика по ограничению режима потребления электроэнергии на объектах МУП «Абагаз» являются незаконными и влекут за собой нарушение прав и законных интересов добросовестных потребителей – граждан, использующих коммунальные услуги для личных нужд.

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции сослался на экспертное заключение, руководствовался п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и исходил из того, что введение ограничения режима потребления электроэнергии на котельную и коммунальные объекты МУП «Абагаз» до уровня аварийной брони не позволило бы последнему осуществлять функции по предоставлению коммунальных услуг (по подаче горячего водоснабжения и теплоснабжения) населению и организациям рп. Вершина Теи в полном объеме и надлежащего качества. Ссылаясь на то, что потребителями горячего водоснабжения и тепловой энергии, которая производится путем подачи электрической энергии на котельную МУП «Абагаз», являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных нужд, которым должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов, суд сделал вывод о том, что ответчик действовал незаконно и его действия нарушают права граждан, использующих коммунальные услуги для личных нужд.

Однако с такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они постановлены при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения), а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила № 442).

Пункт 2 Основных положений устанавливает, что субъекты розничных рынков это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Потребитель - это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно п. 1 Правил № 442 под ограничением режима потребления понимается полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами.

Частичное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами.

Полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

Ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из обстоятельств, указанных в п. 2 Правил № 442, в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии.

Приложение к настоящим Правилам № 442 определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, к которым в п.п. 1, 2 отнесены медицинские учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Порядок ограничения режима потребления в связи с неисполнением потребителем своих обязательств регламентирован разделом II Правил № 442, который предусматривает, что инициатором введения ограничения режима потребления может быть гарантирующий поставщик в связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате электроэнергии, услуг (подп. «а» п. 4 Правил № 442).

Данным разделом Правил также установлен особый порядок и сроки введения ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Согласно п. 2 Приложения к Правилам № 442, к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Указанная категория потребителей в силу абз. 11 п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 14(1), 14(2), 31(1), 31(4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, обязана обеспечить наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов согласовать с сетевой организацией технологическую и (или) аварийную броню.

Процедура ограничения режима потребления указанной социально-значимой категории потребителей в связи с неисполнением ими своих обязательств по оплате электроэнергии, услуг, включает в себя порядок, способы направления уведомления о частичном ограничении режима потребления и требования к его содержанию, этапы, сроки и порядок введения частичного ограничения до уровня технологической брони, уровня аварийной брони, выполнение мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Пунктом 5 Правил № 442 определено, что частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя о введении ограничения режима потребления.

В силу абз. 2 п. 6 Правил № 442 в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления вводится в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от указанного потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, предусмотренного пунктом 16(1) настоящих Правил.

Согласно п. 7 Правил № 442 потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя вводится частичное ограничение режима потребления, этот потребитель обязан осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату и до уровня, которые указаны в уведомлении об ограничении режима потребления.

Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Введение соответствующего ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) со своих объектов электросетевого хозяйства не отменяет обязанности потребителя выполнить требование о самостоятельном ограничении режима потребления.

Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10 (1) Правил № 442).

Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (п. 16 Правил № 442).

В силу п. 16(1) Правил № 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» утвержденный Правительством Российской Федерации порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями (участниками оптового и розничных рынков) в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в том числе запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.

Исходя из указанного правового регулирования, направление уведомления и введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, является предусмотренной и допускаемой законом мерой воздействия гарантирующего поставщика, сетевой организации на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии или услуги.

При этом, ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным Правилами № 442 порядком, обеспечивающим соблюдение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Вместе с тем, в силу приведенных выше норм в отношении включенных в перечень организаций, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, действующим законодательством установлены обязательные для исполнения ими требования, которые позволяют должникам – ресурсоснабжающим организациям, при введении процедуры ограничения в соответствии с установленным порядком, не допустить ограничение предоставления коммунальных ресурсов своим потребителям.

Абзацем 4 п. 3 Правил № 442 установлено, что в случае если в результате введения в соответствии с разделом II настоящих Правил ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, используемых для производства и (или) поставки товаров (работ, услуг), прекращается производство и (или) поставка таких товаров (работ, услуг), ответственность перед потребителями этих товаров (работ, услуг) несет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, собственник или иной законный владелец указанных устройств и (или) объектов, за исключением случаев: когда такое ограничение режима потребления признано в установленном порядке незаконным; когда такое ограничение режима потребления признано инициатором введения ограничения необоснованным; совершения исполнителем (субисполнителем) действий по введению ограничения режима потребления в нарушение настоящих Правил, если это выразилось в досрочном введении такого ограничения либо во введении частичного ограничения режима потребления до уровня, величина которого менее величины, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления.

Из анализа раздела II Правил № 442, положений абз. 4 п. 3 указанных Правил, разграничивающих ответственность между инициатором, исполнителем и собственником устройств и (или) объектов, следует, что права конечных потребителей товаров (работ, услуг) могут быть нарушены гарантирующим поставщиком, исполнителем ограничения режима потребления только в результате их незаконных, неправомерных действий по осуществлению ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств (объектов) электроэнергетики, используемых для производства и поставки таких товаров (работ, услуг).

Возможность совершения действий по направлению уведомлений названной социально – значимой категории потребителей в связи с наличием задолженности по оплате договоров энергоснабжения независимо от ее итоговой суммы прямо предусмотрена Правилами № 442.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, МУП «Абагаз» на территории рп. Вершина Теи являлось единственным предприятием, оказывающим услуги по предоставлению горячего водоснабжения и тепловой энергии населению и организациям, в том числе медицинским и образовательным учреждениям, располагающимся на территории Вершино-Тейского поссовета.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в числе которых указаны потребители (учреждения), расположенные на территории рп. Вершина Теи Аскизского района Республики Хакасия.

Основанием для инициирования ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес» процедуры ограничения режима потребления энергоресурсов послужила задолженность МУП «Абагаз» перед гарантирующим поставщиком.

На основании направленного ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес» уведомления МУП «Абагаз» самостоятельно ввело ограничение потребления электрической энергии.

В уведомлении о введении ограничения режима потребления электрической энергии, направленном МУП «Абагаз» гарантирующим поставщиком, указаны точки поставки, в отношении которых требуется ввести ограничение режима потребления, обозначен размер задолженности потребителей. В случае неоплаты имеющейся задолженности указано на необходимость осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони 615кВт и далее самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки в день, следующий за датой, в которую в соответствии с п. 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления независимо от действий исполнителя по вводу ограничения.

Приходя к выводу о незаконности действий ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес», суд не учел вышеизложенные положения ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», положения Правил № 442, предусматривающие, что направление уведомления и введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, является предусмотренной и допускаемой законом мерой воздействия гарантирующего поставщика на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии или услуги.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом была назначена инженерно-технологическая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «ЭнергоМетроЭкспертиза».

Согласно экспертному заключению ООО «ЭнергоМетроЭкспертиза», введение ограничения режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони, при длительном режиме работы, позволяет МУП «Абагаз» предоставлять коммунальные услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения надлежащего качестве всех подключенных к тепловодоснабжению в рп. Вершина Теи юридических лиц, жилых домов.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, не позволяет МУП «Абагаз» предоставлять коммунальные услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения надлежащего качества всех подключенных к водоснабжению, в рп. Вершина Теи.

При этом, в заключении эксперты пришли к выводу, что однозначно ответить на вопрос о том, могло ли введение МУП «Абагаз» ограничения режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони в соответствии с уведомлением ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес» от ДД.ММ.ГГГГ повлечь снижение температурного режима в жилых помещениях и объектах социальной инфраструктуры ниже нормативного минимума, не представляется возможным, поскольку данный показатель зависит от различных факторов.

Таким образом, в выводах судебной экспертизы не нашли подтверждения доводы истца о возможных негативных последствиях введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов электроэнергетики МУП «Абагаз» до уровня технологической брони, и незаконности действий ответчика.

Само направление уведомления в порядке, предусмотренном вышеприведенными правовыми актами, и отражение в указанном уведомлении последующего алгоритма действий в случае неисполнения должником обязательств по оплате задолженности не свидетельствует о незаконности данного уведомления.

Иных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о нарушении ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес» действующего законодательства при совершении действий по направлению в адрес МУП «Абагаз» уведомления о необходимости введения режима ограничения потребления электрической энергии и по введению режима ограничения потребления электрической энергии, судом не установлено.

Таким образом, неправильные выводы суда повлекли принятие неправильного решения, которое подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий по введению режима ограничения электроэнергии в отношении котельной и коммунальных объектов МУП «Абагаз», с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, судебной коллегией не проверяется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 16 августа 2023 года по настоящему делу отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АтомЭнергоСбыт Бизнес» о признании незаконными действий по введению режима ограничения электроэнергии в отношении котельной и коммунальных объектов муниципального унитарного предприятия «Абагаз» Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АтомЭнергоСбыт Бизнес» о признании незаконными действий по введению режима ограничения электроэнергии в отношении котельной и коммунальных объектов муниципального унитарного предприятия «Абагаз» Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия - отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи В.Н. Морозова

Е.В. Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.12.2023