ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3257/2012 от 25.07.2012 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-3257/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень 25 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Антипина А.Г.,

судей Малининой Л.Б., Кучинской Е.Н.,

при секретаре Котеговой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Администрации города Тюмени, Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени ФИО1

на решение Центрального районного суда города Тюмени от 08 июня 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО2 к Администрации г. Тюмени, Департаменту земельных ресурсов Администрации г. Тюмени удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Тюмени, Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области, осуществляющей на территории г. Тюмени функции органа кадастрового учета, с заявлением об учете следующих изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:0298 (с внесением данных изменений в государственный кадастр недвижимости): о замене действующего разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:0298 - «для строительства административного комплекса с офисными помещениями» на следующий вид разрешенного использования - «для размещения общественно-жилых комплексов».

Обязать Администрацию г. Тюмени, Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени, после указанного учета изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:0298 (с внесением данных изменений в государственный кадастр недвижимости), внести изменения в договор аренды земельного участка от 02.02.2012 № 19/30-м, заключенный ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой» с Департаментом земельных ресурсов Администрации г. Тюмени, в части разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:0298: а именно заменить указанное в договоре аренды разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:0298 - «для строительства административного комплекса с офисными помещениями» на следующий вид разрешенного использования - «для размещения общественно-жилых комплексов».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия,

установила:

Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчикам Администрации г. Тюмени, Департаменту земельных ресурсов Администрации г. Тюмени об обязании обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тюменской области, осуществляющей на территории г. Тюмени функции органа кадастрового учета, с заявлением об учете следующих изменений разрешенного использования земельного участка с КН 72:23:0216005:0298 (с внесением данных изменений в государственный кадастр недвижимости): о замене действующего разрешенного использования земельного участка с КН 72:23:0216005:0298 - «для строительства административного комплекса с офисными помещениями» на следующий вид разрешенного использования -«для размещения общественно-жилых комплексов», после чего внести изменения в договор аренды земельного участка от 02.02.2012 № 19/30-м, заключенный ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой» с Департаментом земельных ресурсов Администрации г. Тюмени, в части разрешенного использования земельного участка с КН 72:23:0216005:0298: а именно заменить указанное в договоре аренды разрешенное использование земельного участка с КН 72:23:0216005:0298 - «для строительства административного комплекса с офисными помещениями» на следующий вид разрешенного использования - «для размещения общественно-жилых комплексов». Требования мотивированы тем, что в соответствии с указанным договором аренды ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой» предоставлен в аренду земельный участок площадью 1686 кв.м., расположенный в <...> с кадастровым номером 72:23:0216005:0298, относящийся к категории земель населенных пунктов; имеющий разрешенное использование - для строительства административного комплекса с офисными помещениями, при этом в соответствии с картой градостроительного зонирования г. Тюмени, входящей в состав Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. № 154, территория в границах земельного участка с данным кадастровым номером отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1, в связи с чем, с учетом положений ст. 55   указанных Правил использование участка с кадастровым

номером 72:23:0216005:0298 в соответствии с его разрешенным использованием невозможно, тогда как вид разрешенного использования «для размещения общественно-жилых комплексов» определен п. 2 ст. 55 Правил землепользования и застройки г. Тюмени в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1, поэтому полагает, что изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216005:0298 позволит использование данного участка в соответствии с указанными Правилами. Однако письмом от 12.05.2012 г. № 03-06-1412 ему было отказано Администрацией г. Тюмени в обращении в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области для изменения разрешенного использования. Считает данный ответ необоснованным и незаконным, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ он вправе выбирать один из видов разрешенного использования земельного участка для зоны Ж-1 без дополнительных разрешений и согласований, а также полагает что с учетом положений Земельного кодекса РФ необходимости проведения торгов в отношении указанного земельного участка с учетом изменения разрешенного использования не требуется, поэтому ответ Администрации г. Тюмени нарушает его права, а также права ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой».

Истец ФИО3 в судебном заседании в суде первой инстанции на заявленных исковых требованиях настаивал.

Представители ответчиков Администрации г. Тюмени и Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явились при надлежащем извещении, суду представили письменные возражения, в которых просили в иске отказать.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель ответчиков Администрации города Тюмени и Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени, ФИО1, подав апелляционные жалобы, где просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований как вынесенного с нарушением и неправильным примением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела. Так, указывает, что в силу ст. 20 Федерального закона «О государственной кадастре недвижимости» ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой» как арендатор вправе самостоятельно обратиться в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, у ответчиков же такое право отсутствует.

При вынесении решения, судом не было учтено положение изложенное в пункте 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающее продажу земельных участков для жилищного строительства или продажу права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление же в аренду земельного участка ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой» не осуществлялась в порядке, установленном в указанной норме права.

Учитывая, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой» для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предоставление того же земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов (либо изменение предмета договора аренды) земельным законодательством не предусмотрено. Заключение договора аренды земельного участка от 02.02.2012 № 19/30-м с видом разрешенного использования: для строительства административного комплекса с офисными помещениями, не предусматривает предоставление земельного участка посредством проведения аукциона, также как и не предполагает возможность внесения изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид: для размещения общественно-жилых комплексов. Внесение соответствующих изменений в договор аренды будет расцениваться как приобретение прав на земельный участок для жилищного строительства без соблюдения предусмотренной законом процедуры платного предоставления земельного участка, путем проведения аукциона, а заключенный договор аренды земельного участка будет являться притворной сделкой.

Аналогичные доводы содержит апелляционная жалоба Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени.

От истца ФИО3 поступили возражения на апелляционные жалобы, где просит решение суда оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02 февраля 2012 года на основании Приказа Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени от 30.12.2011 г. № 268 между Департаментом земельных ресурсов Администрации г. Тюмени и ЗАО «Корпорация «Тюменьстрой» в лице ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка, расположенного в г. Тюмени по <.......>, площадью <.......> кв.м. с кадастровым номером 72:23:0216005:0298 относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - для строительства административного комплекса с офисными помещениями, на срок с 30.12.2011 г. по 29.12.2014 г. (л.д.7-10,13,14)

Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216005:0298 находится в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-1).

Учитывая, что испрашиваемый земельный участок предназначен для жилищного строительства и не предусматривает возможность строительства административного комплекса с офисными помещениями, истец обратился с заявлением об изменении его вида разрешенного использования в Департамент земельных ресурсов, в чём ему было отказано по причине того, что земельный участок был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта, то предоставление данного земельного участка без проведения торгов (либо изменение предмета договора аренды) не представляется возможным. (л.д.17,18)

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Статья 55 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. № 154 устанавливает, что зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-1 выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, определенные Генеральным планом для размещения многоэтажных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки многоэтажными жилыми домами: в том числе: для размещения многоэтажной жилой застройки; для размещения общественно-жилых комплексов; для размещения объектов по обслуживанию общества и государства, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон.

Статья 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Согласно ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 Статья 30.2. Земельного кодекса РФ, предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.

Из правовой позиции указанной в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 июля 2011 г. за № Д23-2813 следует, что арендатор земельного участка, срок действия договора аренды которого не превышает пять лет, не вправе обращаться в орган, осуществляющий кадастровый учёт, с заявлением об учёте изменений объектов недвижимости. В указанном случае правообладатель земельного участка обращается в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о принятии решения (выпуске распорядительного документа) об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с п. 8 ст. 15 Закона о государственном кадастре недвижимости орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учёта копию такого решения.

Проанализировав указанные номы Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, а также статью 20 данного Закона, Правила землепользования и застройки г. Тюмени, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу, что в обязанности Департамента земельных ресурсов входит обеспечение внесение изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, в том числе путем подачи соответствующего заявления в орган государственного кадастрового учёта.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что поскольку договор аренды земельного участка заключен, недействительным не признан, никем не оспорен, право аренды на указанный участок у арендатора уже имеется и возникло, следовательно, необходимости о разрешении вновь вопроса о продаже права на заключение договора аренды при изменении разрешенного использования земельного участка, указанного в ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.

Судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи, с чем доводы апелляционных жалоб не подтверждают наличия правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 08 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя ответчиков Администрации города Тюмени, Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени ФИО1, без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: