ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-325/19 от 18.01.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Согрина Е.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 января 2019 года № 33-325/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Жгутовой Н.В.

судей Викторова Ю.Ю., Ермалюк А.П.,

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования Городищенское ФИО1 на решение Нюксенского районного суда Вологодской области от 09.11.2018, которым исковые требования и.о. прокурора Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Городищенское, администрации Нюксенского муниципального района о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора удовлетворены.

На администрацию Нюксенского муниципального района и администрацию муниципального образования Городищенское возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенную на территории муниципального образования Городищенское, на земельном участке в двухстах метрах от гаражей ДРСУ с. Городищна Нюксенского района Вологодской области в юго-восточном направлении площадью 1.25 га.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Викторова Ю.Ю., объяснения прокурора Вавиловой И.В., судебная коллегия

установила:

исполняющий обязанности прокурора Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Городищенское (далее – администрация МО Городищенское) о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора площадью 1,25 га, размещенной на территории <адрес>, в двухстах метрах от гаражей дорожного ремонтно-строительного управления, в юго-восточном направлении обнаружена свалка.

Помощник прокурора Марченков А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика глава МО Городищенское ФИО1 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от населения ответчик исполняет надлежащим образом. На территории <адрес> организованы контейнерные площадки для сбора отходов, мусор своевременно вывозится, несанкционированная свалка ликвидирована в июле 2018 года за счет средств районного бюджета. В августе 2018 года свалка образовалась вновь за счет вывезенных на ее территорию разобранных аварийных домов. Кроме того, обязанность по ликвидации свалки должна нести администрация Нюксенского муниципального района, поскольку муниципальный контракт по сносу аварийных домов заключал глава района, денежных средств на выполнение полномочий по ликвидации несанкционированных свалок районный бюджет им не выделял.

Представитель ответчика Администрации района по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, мотивируя тем, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов областным законодательством закреплены за сельскими поселениями, ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области начальник ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без участия представителя.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава МО Городищенское ФИО1 выражает несогласие с решением суда. Указывает, что свалка отходов образовалась в результате вывоза на земельный участок остатков аварийных жилых домов, победителем конкурса по сносу которых являлось МУП «Водоканал», учрежденное Администрацией района. Он обращался в ОМВД России по Нюксенскому району с просьбой установить лиц, причастных к образованию свалки, однако полиция провела проверку формально и виновных лиц не установила. Обращает внимание, что в июне 2018 года Администрация района проводила работы по ликвидации несанкционированной свалки на этом же земельном участке. Между Администрацией района и ООО «Агротехснаб» заключен договор оказания услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов с территории МО Городищенское. Считает, что администрация МО Городищенское в полном объеме выполняет обязанности по вывозу мусора. Просит решение суда отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Нюксенского района Марченков А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без – удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу руководитель Администрации района ФИО4 считает, что доводы администрации МО Городищенское являются обоснованными. В соответствии с муниципальным контрактом на выполнение работ по сносу аварийных жилых домов в с.Городищна от 05.12.2017 заказчик не обязан контролировать утилизацию мусора, образовавшегося в результате разборки домов. Эта обязанность возложена на МУП «Водоканал». Просит решение суда отменить.

Оценив собранные по делу доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его изменения либо отмены.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 2 статьи 8, статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 14 статьи 15 пункта 18 части 1 стати 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Вологодской области от 13.11.2014 №3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями вопрос местного значения городских поселений», статей 1 и 2 Устава муниципального образования Городищенское, принятого решением Совета муниципального образования Городищенское от 04.12.2009 №25 и исходил из того, что несанкционированная свалка отходов на территории МО Городищенское образовалась за счет складирования на не предназначенном для этих целей земельном участке бутылок, пакетов, одежды, обуви и других твердых бытовых отходов, собственники которых не установлены, и поэтому собственником данных отходов в соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» считается МО Городищенское, а также за счет размещения остатков аварийных жилых домов, снесенных по заказу Администрации района в рамках программы переселения из ветхого жилья, что стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения администрацией МО Городищенское своих обязанностей по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, а также ненадлежащего контроля должностными лицами Администрации района за выполнением муниципального контракта по сносу аварийных домов по программе переселения.

Указанные выводы суда первой инстанции сделаны на основании действующего законодательства, соответствуют обстоятельствам дела и являются правильными.

Доказательства и мотивы, которыми руководствовался суд первой инстанции при принятии решения, подробно изложены в тексте обжалуемого судебного акта, и оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Все обстоятельства, на которые ссылается податель апелляционной жалобы, были известны суду первой инстанции и учтены им при принятии решения.

Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции о том, что администрация МО Городищенское должна нести обязательства по ликвидации свалки не только как орган местного самоуправления, ответственный за организацию вывоза твердых бытовых отходов, но и как собственник этих отходов (мусора), апелляционная жалоба не содержит.

Все значимые для рассматриваемого спора обстоятельства, доводы сторон, а также представленные ими доказательства судом первой инстанции должным образом исследованы и оценены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нюксенского районного суда Вологодской области от 09.11.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования Городищенское ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: