ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сафронов А.А. Дело № 33-3260/2015
Докладчик Букреев Д.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2015 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Жуковой Н.Н.,
судей Букреева Д.Ю., Давыдовой Н.А.
при секретаре Беляковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Г(О)БУ «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» на решение Советского районного суда г.Липецка от 14 сентября 2015 года, которым постановлено
В удовлетворении заявления Государственного (областного) бюджетного учреждения «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» об оспаривании решения должностного лица УГИБДД УМВД России по Липецкой области об отказе в регистрации транспортных средств отказать.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Г(О)БУ «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» (УГПСС Липецкой области) обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица Управления ГИБДД УМВД России по Липецкой области об отказе в регистрации транспортных средств. В обоснование заявления было указано, что Министерством обороны РФ в государственную собственность Липецкой области были переданы 27 транспортных средств. Решениями Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области данные транспортные средства переданы в оперативное управление Г(О)БУ «УГПСС Липецкой области» для использования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В регистрации транспортных средств отказано со ссылкой на пункт 15.4.1 Административного регламента МВД России, утвержденного приказом МВД РФ № 605 от 7 августа 2013 года, согласно которому для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства, выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу, требуется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Отказ является незаконным, поскольку Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» действует с 27 декабря 1995 года, а заявленные к регистрации транспортные средства были изготовлены и выпущены в обращение ранее, что исключает их отнесение к данной категории.
По изложенным основаниям УГПСС Липецкой области просило обязать Управление ГИБДД УМВД России по Липецкой области зарегистрировать 27 транспортных средств (указан перечень), и выдать паспорта транспортных средств.
В судебном заседании представители Г(О)БУ «УГПСС Липецкой области» заявление поддержали.
Представители УМВД России по Липецкой области, УГИБДД УМВД России по Липецкой области просили отказать в удовлетворении заявления. Их доводы сводились к тому, что транспортные средства относятся к категории единичных транспортных средств, поскольку являются ранее поставленными по государственному оборонному заказу, и при этом некоторые подвергнуты конструктивным изменениям.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Г(О)БУ «УГПСС Липецкой области» просит об отмене решения, настаивая на прежних доводах, а также указывая на необходимость транспортных средств для ликвидации катастроф, тушения пожаров.
Выслушав представителей Г(О)БУ «УГПСС Липецкой области» Букрееву И.А. и Пустовалова С.В., поддержавших жалобу, возражения представителя УГИБДД УМВД России по Липецкой области Гаврилова А.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апеллянта, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Согласно ч.2 ст.3 ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно п.3 ст.15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Как видно из материалов дела, на основании приказов Министерства обороны РФ в государственную собственность Липецкой области было передано 27 единиц транспортных средств.
Решениями Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области транспортные средства переданы в оперативное управление Г(О)БУ «УГПСС Липецкой области» с целью использования для ликвидации последствий техногенных, природных катастроф, тушения пожаров на территории Липецкой области.
21 мая 2015 года и 22 июля 2015 года Г(О)БУ ГГПСС Липецкой области обратилось в УГИБДД УМВД России по Липецкой области с заявлением о постановке указанных транспортных средств на учет, и выдаче паспортов транспортных средств.
Для регистрации были представлены паспорта (формуляры) машин по форме, утвержденной ГАУ Министерства обороны СССР, полисы ОСАГО.
Сообщениями должностного лица УГИБДД УМВД России по Липецкой области от 11 июня 2015 года и от 6 августа 2015 года в регистрации транспортных средств отказано на основании пунктов 15.4.1, 15.5 Административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД России № 605 от 7 августа 2013 года.
В сообщениях указано, что транспортные средства относятся к категории выпускаемых в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу, являясь по этому признаку единичными, и на них отсутствуют ПТС, что обусловливает необходимость представления свидетельств о безопасности конструкции.
Суд применил нормативные акты в соответствующем их содержанию толковании, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для регистрации заявленных транспортных средств по имеющимся документам.
Согласно п.24 «Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденного приказом МВД России № 605 от 7 августа 2013 года государственная услуга не предоставляется, в частности, в связи с представлением документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п.15.4.1 указанного Регламента обязательным к предоставлению являются документы на транспортное средство:
- паспорт транспортного средства;
- регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств);
- свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, …, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Согласно п.15.5 Регламента, для транспортных средств и номерных агрегатов, высвобождаемых из воинских частей, дополнительно представляются копия договора с уполномоченными органами военного управления, счет-наряд или акт приема-передачи объекта основных средств, а также при отсутствии паспорта транспортного средства представляется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Совместным Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России №134 от 23 июня 2005 года утверждено «Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».
Согласно п.7 указанного Положения, подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года, или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 сентября 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ №300 от 25 сентября 2006 года «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации» (п. 1,2 «Инструкции по заполнению и хранению Паспорта (формуляра) машины») паспорт (формуляр) машины ведется на автомобильную технику и является документом, удостоверяющим принадлежность машины к определенной воинской части или организации ВС РФ, содержит сведения о комплектности машины, гарантийных обязательствах завода-изготовителя, техническом состоянии, эксплуатации и ремонте машины (агрегата) и является документом строгой отчетности, выдается на машину, поступающую в ВС РФ, представителем заказчика на заводе-изготовителе.
Таким образом, паспорт (формуляр) на транспортное средство военного назначения не является документом, заменяющим ПТС.
Соответственно, представление заявителем паспортов (формуляров) транспортных средств в отсутствие ПТС свидетельствовало о неполноте необходимых документов, что являлось самостоятельным основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» определено понятие «единичное транспортное средство». Таковыми признаются, в частности, транспортные средства:
- в конструкцию которых в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта;
- выпускаемые в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства является документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Из документации транспортных средств видно, что они принадлежали войсковым частям, куда могли поставляться не иначе, как в порядке государственного оборонного заказа, и некоторые транспортные средства подверглись конструктивным изменениям (автомобили «ЗИЛ-131» переоборудованы в топливозаправщики).
Исходя из того, что заявленные транспортные средства ранее были поставлены по государственному оборонному заказу и имеют конструктивные изменения, они правильно признаны единичными.
Довод апеллянта о том, что транспортные средства были изготовлены и использовались до вступления в силу Федерального закона «О государственном оборонном заказе» не мог повлечь иной исход дела, поскольку вышеназванные нормативные акты не предусматривают соответствующих изъятий в отношении транспортных средств, поставлявшихся по государственному оборонному заказу ранее.
При этом до вступления указанного закона в силу в РФ и СССР также действовала система государственного оборонного заказа.
Поскольку транспортные средства не имели ПТС, являлись единичными и заявителем не были представлены свидетельства о безопасности их конструкции, суд правильно признал оспариваемое решение законным.
Довод апеллянта относительно особой значимости транспортных средств правового значения не имеет, поскольку это обстоятельство не погашает обязанность соблюдения установленного порядка их регистрации с целью безопасной эксплуатации на дорогах общего пользования.
В этой связи также учитывается, что специальный порядок регистрации транспортных средств военного назначения, переданных для гражданской целей, обусловлен особым характером их предшествовавшей эксплуатации (повышенные нагрузки, износ и т.п.).
Доводы апеллянта, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.308,309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г(О)БУ «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи