Судья: Литвиненко И.В.
Докладчик: Чунькова Т.Ю. Дело № 33-3262
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 апреля 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.
судей: Хомутовой И.В. и Дударек Н.Г.,
при секретаре Ивлевой О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Мысковского городского округа ФИО1, действующей на основании доверенности № 866 от 19.09.2013 г., выданной сроком до 19.09.2014 г., на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 16 января 2014 года
по иску М.К.Д. к Администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установила:
М.К.Д. обратилась в суд с иском к администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что она после смерти матери М.Н.Н., наступившей ДД.ММ.ГГГГ., решением № 3 Ак-Булакского поселкового Совета народных депутатов Тюпского района Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан от 16.03.1994 г. была передана под опеку бабушки М.М.Г. С 1994 года истец с опекуном М.М.Г. проживают в г. Мыски в съемных жилых помещениях, поскольку своего жилья они не имеют, зарегистрированы на жилой площади знакомых.
Отец истца М.Д.Г. ее воспитанием и содержанием не занимался, материальной помощи не оказывал, в связи с чем, решением Иссыкульского районного суда Чуйской области от 24.02.2003 г. был лишен родительских прав.
Истец относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилого помещения. Однако после постановки на учет в администрации г. Мыски жилое помещение предоставлено не было. Своего жилого помещения в собственности не имеет, материальные средства, для его приобретения отсутствуют.
Истец просит суд обязать администрацию Мысковского городского округа предоставить ей пригодное для проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в городе Мыски в размере не менее установленной нормы.
В судебном заседании М.К.Д. и ее представитель ФИО2, действующая на основании доверенности от 16.12.2013 г., поддержали заявленные требования.
Представитель администрации Мариинского городского округа ФИО1, действующая на основании доверенности № 866 от 19.09.2013 г., заявленные требования не признала.
Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 16 января 2013 года постановлено: «Исковые требования М.К.Д. к администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Мысковского городского округа предоставить М.К.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пригодное для проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в городе Мыски Кемеровской области в размере не менее установленной нормы 13 кв.м.».
В апелляционной жалобе представитель администрации Мысковского городского округа ФИО1, действующая на основании доверенности № 866 от 19.09.2013 г., выданной сроком до 19.09.2014 г., просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам принимается на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированного жилого помещения, в связи с чем суд не должен подменять своим решением решение уполномоченного органа.
Кроме того, заявитель указывает, что после внесения изменений в Жилищный кодекс РФ и в соответствии с законами Кемеровской области внеочередное предоставление детям-сиротам специализированного жилого помещения не предусмотрено.
Внеочередное предоставление М.К.Д. жилого помещения может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, так как п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, признан утратившим силу с 1 января 2013 года. В законе Кемеровской области от 06.06.2012 г № 49-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» и в главе 10 Жилищного кодекса РФ указание на предоставление специализированного жилого помещения вне очереди отсутствует.
Также суд не учел то обстоятельство, что истец не представила доказательства, свидетельствующие об отсутствии у нее жилого помещения.
М.К.Д. и её представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, принесли возражения относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что мать истца М.К.Д. – М.Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Отец истца М.Д.Г. решением Иссыкульского районного суда Чуйской области от 24.02.2003 г. был лишен родительских прав в отношении М.К.Д. (л.д. 9).
Решением № 3 Ак-Булакского поселкового Совета народных депутатов Тюпского района Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан от 16.03.1994 г. была передана под опеку бабушке М.М.Г. (л.д. 8).
Как следует из справки администрации Мысковского городского округа, представленной в материалы дела, М.К.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», очередь на ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время М.К.Д. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Из справки БТИ г. Мыски № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М.К.Д. не имеет жилого помещения на праве собственности (л.д. 10).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, и обоснованно возложил обязанность по предоставлению М.К.Д. жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда на администрацию Мысковского городского округа.
Судебная коллегия находит данный вывод суда законным и обоснованным, поскольку истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения либо иного жилого помещения в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Полномочиями по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу приведенной выше ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органы местного самоуправления, т.е. в данном случае такая обязанность должна быть возложена судом на администрацию Мысковского городского округа.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение о предоставлении жилого помещения указанной категории лиц принимается на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, суд не должен подменять своим решением решение уполномоченного на то органа, является несостоятельным, поскольку при исполнении решения суда основанием для заключения с М.К.Д. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее решение уполномоченного органа, как это предусмотрено п.1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ссылка заявителя жалобы на то, что федеральным законодательством и Законами Кемеровской области не предусмотрено предоставление детям-сиротам специализированного жилого помещения вне очереди, не может быть принята в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все необходимые обстоятельства, наличие которых свидетельствует о возникновении у лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, права на предоставление жилого помещения, имеют место. Так, законом установлено, что жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на предоставление жилого помещения истцом М.К.Д. до настоящего времени не реализовано, в связи с чем она и обратилась за защитой своих прав в судебном порядке.
Указание заявителем в жалобе на то, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у нее жилого помещения, является необоснованным, поскольку М.К.Д. представлена справка БТИ, свидетельствующая об отсутствии у нее на праве собственности на какого-либо жилого помещения. При этом в силу ст. 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о том, что М.К.Д. не нуждается в жилом помещении, о наличии которых предполагает ответчик, при том, что она состоит в очереди на предоставление жилого помещения, лежала на ответчике, однако таких доказательств представлено не было.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на законе.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мысковского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи