Судья – Шевелев Н.С. Дело № 33-537/2022
2-650/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Олькова А.В.
судей Неказакова В.Я., Ждановой Т.В.
при помощнике Пилипенко И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Беловой О.В. по доверенности Гончарова Д.В., и апелляционной жалобе представителя МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» по доверенности Пастухова P.O. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Ждановой Т.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Белова О.В. обратилась в суд с иском к МУП «Водосток», администрации г. Сочи, МКУ г. Сочи «Управлению автомобильных дорог» о взыскании ущерба.
В обоснование исковых требований указала, что 15 января 2018 г. по адресу: <Адрес...> истица, двигаясь на своем транспортном средстве <...> государственный регистрационный знак <№...>, при движении задним ходом провалилась в ливневую канализацию, у которой была ненадлежащим образом закреплена решетка, в результате чего транспортное средство получило механические повреждения. С целью определения размера причиненного ущерба истица обратилась в <...>, заключением которого была установлена стоимость восстановительного ремонта без учета износа в размере 81 200 рублей. Поскольку ущерб, причиненный транспортному средству, до настоящего времени не возмещен, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Просила взыскать материальный ущерб в размере 81 243,32 рубля, расходы по оплате независимой экспертизы в размере 7 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 637 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей, расходы по составлению рецензии в размере 15 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 мая 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с МКУ г. Сочи «Управлении автомобильных дорог» в пользу Беловой О.В. сумму ущерба в размере 68 300 рублей, расходы по оплате независимой экспертизы в размере 7 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 249 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказано.
Этим же решением с МКУ г. Сочи «Управлении автомобильных дорог» в пользу <...> взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в размере 20 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Беловой О.В. по доверенности Гончаров Д.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым требования удовлетворить в полном объеме. Ссылается на необоснованность заключения судебной экспертизы.
В апелляционной жалобе представитель МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорого» по доверенности - Пастухов P.O. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку ответственность за содержание ливневых систем на территории г. Сочи лежит на администрации г. Сочи.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, при этом извещены о времени и месте судебного заседания в соответствии с положениями статьями 113, 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в том числе уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции, конвертом, вернувшимся в адрес отправителя, отчетом об отслеживании почтового отправления. Кроме того, информация по делу размещена на официальном интернет-сайте Краснодарского краевого суда, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и пунктом 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» приходит к выводу о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит положениям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, ели бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания нс соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом установлено и это следует из материалов дела, 15 января 2018 года Белова О.В., двигаясь на автомобиле марки «Тойота Рав 4», государственный номер Р017НЕ123, принадлежащем ей на праве собственности, по ул. Чайковского в районе дома 1 «А» по ул. Чайковского, где повернула налево во двор с целью совершения маневра разворота. При движении задним ходом автомобиль провалился передним правым колесом в ливневую канализацию, у которой была ненадлежащим образом закреплена решетка ливневой канализации.
В результате произошедшего указанному автомобилю были причинены повреждения: правый передний диск, возможны повреждения ходовой части автомобиля.
В соответствии с определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 15 января 2018 года Белова О.В. (ранее фамилия - Покладова), управляя указанным автомобилем, при движении допустила наезд на металлическую решетку ливневого стока, которая не была закреплена в результате смещения двух секций металлической решетки, автомобиль марки <...> государственный номер <№...>, упав правым передним колесом в ливневый сток. При этом автомобиль получил механические повреждения. В действиях водителя Покладовой О.В. (в настоящее время Беловой) отсутствует состав административного правонарушения.
Из указанного определения также следует, что в нарушение ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ, нарушены Правила содержания автомобильных дорог, повреждена и незакрыта должным образом металлическая решетка ливневого стока.
С целью определения размера причиненного имуществу истца ущерба, Белова О.В. обратилась к независимому специалисту <...>.
Согласно независимому экспертному заключению <...> № <№...> от 22 октября 2020 года, расчетная стоимость восстановительного ремонта без учета износа составляет 81 200 рублей.
Поскольку ущерб, причиненный автомобилю истца, до настоящего времени не возмещен, Белова О.В. обратилась в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, на основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, пришел к выводу о том, что в данном случае МКУ города Сочи «Управления автомобильных дорог» были допущены нарушения в виде ненадлежащего содержания автомобильной дороги, которые повлекли негативные последствия – причинения ущерба истцу Беловой О.В.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и признает их законными и обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела, с учетом правильного применения правовых норм.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по возмещению вреда необходимо возложить на администрацию города Сочи, администрацию Центрального района города Сочи и МУП города Сочи «Водосток», судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).
Согласно ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, за исключением дорог федерального и регионального значения, входят в компетенцию органов местного самоуправления городского округа.
Согласно п.п. 13, 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за предела дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
На основании п. 2 ст. 28 Федерального закон от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ст. 6 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, к вопросам местного значения относятся в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением о Департаменте городского хозяйства администрации города Сочи, утвержденным решением Городского хозяйства администрации города Сочи от 26 мая 2011 года № 69, установлено, что основной задачей Департамента городского хозяйства администрации города Сочи является организация в границах муниципального образования город-курорт Сочи электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1.7 указанного Положения, в основные обязанности Департамента входит контроль за выполнением нормативно-технических требований по жилищно-коммунальному обслуживанию населения и содержанию инженерной инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи, заключение договоров и соглашений в сфере своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3.1.10 данного Положения, в целях выполнения возложенных па него задач и функций Департамент осуществляет проверку производственно-технической деятельности подведомственных муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город-курорт Сочи в части выполнения принятых на себя обязательств.
В соответствии с Постановлением администрации города Сочи от 12 апреля 2013 года № 751 «О закреплении муниципальных учреждений и акционерных обществ (хозяйственных обществ), часть акций (долей) которых находится в муниципальной собственности города Сочи, по отраслевому принципу за отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Сочи», в ведении Департамента городского хозяйства администрации города Сочи находятся организации коммунального комплекса города Сочи.
Решением Городского Собрания Сочи от 31 октября 2017 года № 194 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи.
Согласно пунктам 3.9.1. и 3.9.16 данных Правил смотровые и дождеприемные колодцы, колодцы подземных коммуникаций, люки (решетки) должны находиться в закрытом виде и содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов. Сопряжение люков приемных, тупиковых, смотровых и других колодцев должно быть выполнено в один уровень с покрытием проезжей части.
Профилактическое обследование, содержание, очистка и поддержание в исправном техническом состоянии приемных, тупиковых, смотровых, дождеприемных и других колодцев и камер ливневой канализации (водосточной сети) производятся эксплуатирующими организациями, у которых эти сооружения находятся на балансе по утвержденным графикам, но не реже одного раза в квартал, в соответствии с требованиями действующих государственных и национальных стандартов, технических норм и правил (пункт 3.9.2 Правил).
Содержание и эксплуатация магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации на территории города Сочи осуществляется на основании договоров, заключенных со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города (пункт 3.9.3 Правил).
Согласно пункту 3.9.4 Правил содержание и эксплуатация ведомственных сетей ливневой канализации производятся за счет средств соответствующих организаций.
В соответствии с пунктом 3.9.5. указанных Правил бесхозяйные инженерные коммуникации и смотровые колодцы должны поддерживаться в надлежащем безопасном состоянии специализированными организациями, осуществляющими содержание дорог.
Вместе с тем, пункт 3.9.13 Правил гласит, что ответственность за соблюдение требований настоящих Правил возлагается на организацию, отвечающую за содержание и эксплуатацию сетей ливневой канализации.
Пункт 3.9.20 Правил указывает, что ответственность за исправное техническое состояние сетей ливневой канализации (в том числе своевременное закрытие люков, решеток) возлагается на эксплуатирующие организации.
В связи с чем, в соответствии с п. 2 решения Городского Собрания Сочи от 26 апреля 2007 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)», автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть) переданы на техническое обслуживание муниципальному казенному учреждению города Сочи «Управление автомобильных дорог».
Распоряжением администрации города Сочи от 03 июня 2013 № 244-р «О мерах по обеспечению реализации полномочий по вопросам местного значения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения» за муниципальным казенным учреждением города Сочи «Управление автомобильных дорог» на праве оперативного управления закреплены: автомобильные дороги общего пользования местного значения; тротуары, места отдыха, остановочные пункты, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, стоянки (парковки) с возмездным и безвозмездным обслуживанием транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных дорожных сооружений; сооружения для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности (подпорные стены, габионные сооружения); земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильных дорог общего пользования местного значения, дорожных сооружений, на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (полоса отвода автомобильной дороги).
Данным распоряжением муниципальному казенному учреждению города Сочи «Управление автомобильных дорог» также поручено обеспечить разграничение полномочий и ответственности между муниципальным казенным учреждением города Сочи «Управление автомобильных дорог», администрациями внутригородских районов города Сочи и департаментом городского хозяйства администрации города Сочи.
Решением Городского Собрания Сочи от 12 декабря 2014 № 178 «Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-курорт Сочи» утверждено Положение о порядке организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии с п.п. 4-6 решения Городского Собрания Сочи от 12 декабря 2014 № 178, муниципальный контроль - действия должностных лиц органа муниципального контроля, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, физическими лицами (гражданами) (далее - субъекты надзора) требований, установленных ме��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????X���???????�???????�???????????????????????????????????????????????????????????????�?????????�?????????�???????�???????�???????�???????�???????�???????�????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������!�����?����������������������������� ????$
Предметом муниципального контроля является проверка соблюдения при осуществлении деятельности гражданами и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями совокупности предъявляемых обязательных требований по обеспечению сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-курорт Сочи, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Объектами муниципального контроля являются автомобильные дороги местного значения в границах муниципального образования город-курорт Сочи, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, предназначенные для движения транспортных средств и включающие в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, а также территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги, и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), объекты дорожного сервиса и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, здания, сооружения, в том числе рекламные конструкции, информационные щиты и указатели.
В соответствии с п. 11.6-11.7 решения Городского Собрания Сочи от 12 декабря 2014 № 178, при осуществлении муниципального контроля должностные лица имеют право в том числе: привлекать экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, к проведению мониторинга эффективности муниципального контроля, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них и обращаться в управление МВД России по городу Сочи за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 3 решения Городского Собрания Сочи от 12 декабря 2014 № 178, муниципальный контроль осуществляет Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи.
Одной из функций Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи является координация деятельности подведомственных департаменту муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий города Сочи.
Муниципальное казенное учреждение города Сочи «Управление автомобильных дорог» является подведомственным учреждением Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи.
Автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть) переданы на техническое обслуживание муниципальному казенному учреждению города Сочи «Управление автомобильных дорог», которое находится в ведении Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи.
Решением Городского собрания г. Сочи от 26 апреля 2007 №38 автомобильная дорога общего пользования (категория 4, грузопоток в физ.ед.- от 100 до 1000, материал покрытия-асфальт, ширина 8 п.м.) по ул. Дагомысская включена в состав имущества казны города Сочи под идентификационным номером 0242 (согласно Приложению № 1).
Как видно из дела, согласно распоряжению Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 26 августа 2013 № 2300-р автомобильная дорога общего пользования по ул. Чайковского, находящаяся в муниципальной собственности г. Сочи, передана на баланс МКУ г.Сочи «Управление автомобильных дорог» на праве оперативного управления, закреплены автомобильные дороги (уличнодорожной сети), согласно приложению к данному распоряжению.
Пунктами 2.1-2.2.2 Устава МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» установлено, что целью и предметом деятельности Учреждения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения. Для достижения данных целей учреждение обеспечивает проведение работ по реконструкции (включая проектно-изыскательские работы), капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Сочи (включая проектно-изыскательские работы).
Заключает договоры с организациями, определяемыми в порядке, установленном законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения (п. 2.2.9).
Согласно пункту 3.6.2. Правил, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 31 октября 2017 № 194, обязательный перечень элементов благоустройства на территории улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства).
В силу пункта 3.6.9 названных Правил, содержание территорий дорог включает в себя, в том числе устройство, ремонт и очистку смотровых и дождеприемных колодцев, нагорных канав и открытых лотков, входящих в состав искусственных дорожных сооружений.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В случае ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках такого ремонта и возможных путях объезда.
В силу ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно статье 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций, или за их счет на основании договора, заключаемого ими с владельцем автомобильной дороги. В свою очередь, проверка технического состояния колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность доков, крышек, горловин, скоб, лестниц и выполнение по результатам проверки мероприятий по техническому содержанию, ремонту представляют собой элементы технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (п. 2.10 МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года).
Согласно положению ст. 28 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 4 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт, или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, регламентированы ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, разметки, ограждений, наружному освещению.
Согласно п. 3.1.1 вышеназванного ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 5.2.7 Межгосударственный стандарт ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.10.2000 года № 105) крышки люков, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2 мм и выдерживать большую массы автомобиля нагрузку.
Из указанных требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения усматривается, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно п. 2, 3 ст. 7 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях Российская Федерация», субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования несут субсидиарную ответственность обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности имущества.
Таким образом, исходя из названных норм права, субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия возлагается на создавшее его муниципальное образование в том случае, когда унитарное предприятие основано на праве оперативного управления и является казенным.
Учитывая указанное, тот факт, что Уставом МКУ города Сочи «Управление автомобильных дорог» предусмотрено, что оно самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае ответственность по возмещению вреда необходимо возложить на МКУ города Сочи «Управление автомобильных дорог».
Определяя размер ущерба, подлежащего взысканию в пользу истца, суд первой инстанции руководствовался судебным заключением <...> от 08 апреля 2021 года № 085/2021 года, согласно которому стоимость ущерба с учетом округления составила 68 300 рублей.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда определением от 18 октября 2021 года по делу была назначена повторная судебная трасологическая и оценочная экспертиза, проведение которой поручено <...>
Согласно заключению эксперта № <№...> от 10 декабря 2021 года, характер повреждений на транспортном средстве <...> государственный регистрационный знак <№...>, соответствует обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия от 15 января 2018 года и стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составит 24 700 рублей, без учета износа - 75 500 рублей.
Также эксперт указал, что среднерыночная стоимость автомобиля <...> государственный регистрационный знак <№...>, составляет 422 000 рублей.
Оценив экспертное заключение <...> № <№...> по правилам, установленным в статье 86 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что взысканная с МКУ города Сочи «Управление автомобильных дорог» в пользу Беловой О.В. сумма ущерба подлежит увеличению с 68 300 рублей до 75 500 рублей.
В связи с чем, решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению.
Вывод суда о взыскании судебных расходов не противоречит положениям статьи 98, 100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В адрес суда поступило ходатайство от <...> о взыскании расходов на проведение экспертизы.
В части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно абзацу второму статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
С учетом указанных выше положений, судебная коллегия полагает, что с МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» в пользу <...> подлежат взысканию в полном объеме расходы за проведение судебной экспертизы в размере 40 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Сочи от 13 мая 2021 года изменить.
Исковые требования Беловой Ольги Васильевны к МУП г. Сочи «Волосток», администрации г. Сочи, МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП – удовлетворить частично.
Взыскать с МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» в пользу Беловой Ольги Валерьевны сумму ущерба в размере 75 500 рублей.
Взыскать с МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» в пользу Беловой Ольги Валерьевны стоимость досудебного оценочного исследования 7 000 рублей, расходы на представителя 10 000 рублей, госпошлину 2 249 рублей.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» в пользу экспертного учреждения <...> стоимость судебной экспертизы в размере 20 000 рублей.
Взыскать с МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» в пользу <...> стоимость повторной судебной экспертизы в размере 40 000 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий: А.В. Ольков
Судьи: Т.В. Жданова
В.Я. Неказаков