ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3267/20 от 06.10.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело

Судья Гусманова И.С. (номер дела в суде первой инстанции )

УИД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Трифонова В.А.

судей Куклиной И.В., Процкой Т.В.

при секретаре Шалаевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес><Дата> года гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа «<адрес>» о возложении обязанности внести изменения в проект планировки земельного участка, выполнить работы по благоустройству на земельном участке,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа «<адрес>» ФИО1

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в проект планировки земельного участка с кадастровым номером предусмотрев фактическое расположение построенных многоквартирных домов, подъездные пути к домам, тротуары, освещение и иные элементы благоустройства.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии с измененной документацией по планировке территории все работы по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером 75:32:040511:123.

Заслушав доклад судьи Куклиной И.В., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора <адрес>Веденчук О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, сославшись на то, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры <адрес> по информации, размещенной в средствах массовой информации статья «Дом подарили, дороги забыли - как живут выходцы из детдома на КСК», согласно которой в микрорайоне Молодежный не обеспечено надлежащее благоустройство, проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории в границах земельного участка с кадастровым номером постановлением администрации городского округа «<адрес>» от <Дата> утвержден проект планировки территории и постановлением администрации городского округа «<адрес>» от <Дата> утвержден проект межевания территории. Данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства. <Дата> между Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес> и <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 75:32:040511:123 заключен договор аренды земельного участка , предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, который в последующем был расторгнут, в связи с прекращением срока его действия. Установлено, что обозначенная территория застроена индивидуальными жилыми домами, которые расположены по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>,<адрес>. Застройщиками домов являются <адрес> в соответствии с договором аренды указанного земельного участка, а также <адрес> который в соответствии с договором об уступке права аренды земельного участка, заключенного с <адрес> выполнил строительство <адрес><адрес>. Согласно проектной документации указанные застройщики исполнили свои обязательства по благоустройству придомовой территории возведенных объектов в полном объеме. Проведение благоустройства в мкр. Молодежный планировалось в соответствии с проектом межевания и проектом планировки при его формировании, фактически строительство осуществлено не в соответствии с проектом планировки территории, проект планировки территории не соответствует проекту межевания. В связи с указанным, выполнение элементов благоустройства согласно имеющемуся проекту планировки территории является нецелесообразным. Так на территории микрорайона отмечается иная конфигурация домов, чем в проекте планировки, проезды, тротуары к многоквартирным домам, озеленение, иные элементы благоустройства (дорожное покрытие, освещение и осветительное оборудование) отсутствуют, имеется просадка грунтового покрытия. В результате чего граждане не имеют возможности осуществлять подъезд к домам, в том числе затруднителен подъезд специального транспорта (машин скорой помощи, пожарной охраны, полиции и др. экстренных служб). Проект планировки территории подлежит изменению, в котором необходимо предусмотреть фактическое расположение построенных многоквартирных домов, подъездные пути к домам, тротуары, освещение и иные элементы благоустройства. Проект межевания и проект планировки территории относятся к документации по планировке территории. В соответствии с частями 1, 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Обеспечение подготовки документации по планировке территории и её утверждение в силу ч. ч. 1, 5 ст. 45 ГрК РФ возложено на уполномоченные органы местного самоуправления. В связи с тем, что утвержденная документация по планировке указанной территории не соответствует действительности, чем нарушается право неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>. <адрес>, <адрес>, на обеспечение жизнедеятельности обустройства территории объектами благоустройства и иными объектами, необходимыми для проживания граждан и функционирования возведенных на ней индивидуальных домов и нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятные условия для проживания, быта, труда и отдыха. Просила, с учетом уточненных требований, обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в соответствии со ст. 45 ГрК РФ в проект планировки земельного участка с кадастровым номером предусмотрев фактическое расположение построенных многоквартирных домов, подъездные пути к домам, тротуары, освещение и иные элементы благоустройства. Обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в соответствии с измененной проектной документацией по планировке территории все работы по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером (л.д. 5-11, 53).

Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены <адрес> (л.д. 39-41).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 151-159).

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа «<адрес>» ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение суда, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес><адрес> для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании договора от <Дата>. Согласно данного договора обязанность по подготовке проекта планировки территории была возложена на <адрес> который своих обязательств не исполнил, при этом истечение срока действия договора не повлекло прекращение обязательств Общества по подготовке данного проекта. В судебном решении не указаны нормы действующего законодательства, обязывающие администрацию городского округа «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по благоустройству на земельном участке. В данной части суд необоснованно возложил обязанность на администрацию городского округа «<адрес>», так как земельный участок не является муниципальной собственностью, произвести на нем работы за счет средств муниципального бюджета не представляется возможным (л.д. 166-169).

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора <адрес>Веденчук О.Н., ссылаясь на нормы Градостроительного кодекса РФ, просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения (л.д. 196-197).

В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица <адрес>ФИО2, полагает решение суда обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям. <Дата> между Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес> и <адрес> заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 75:32:040511:123 для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. На данном земельном участке ООО «Тантал» осуществило строительство жилых домов по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, 2, 4. В соответствии с договором об уступке права аренды земельного участка, заключенного между ООО «Тантал» и ООО «Мир», строительство <адрес> мкр. <адрес> До начала проведения работ по застройке земельного участка с кадастровым номером 75:32:040511:123 ООО «Тантал» были выполнены все действия по согласованию строительств многоэтажных жилых домов. Проект межевания был согласован с администрацией городского округа «<адрес>» и утвержден постановлением администрации городского округа «<адрес>» от <Дата>. При рассмотрении проекта межевания и выявления его несоответствия проекту планировки территории, администрация вправе была не утверждать проект межевания или внести в него изменения. Однако, проект был утвержден и в соответствии с данным проектом была разработана проектная документация и осуществлено строительство многоквартирных жилых домов. Строительство жилых домов и благоустройство территории домов , велось в строгом соответствии с проектной документацией, которая прошла государственную экспертизу без претензий. По окончанию строительства объекты были введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и приняты участником строительства. Таким образом, работы выполненные ООО «Тантал» прошли все административные согласования и обязательства по договору были исполнены. Пунктом 4.1 договора аренды земельного участка от <Дата> установлен срок действия договора – <Дата>. Таким образом, договор в настоящее время прекратил свое действие и оснований для возложения на <адрес> обязанностей по внесению изменений в проект планировки территории и проведению работ по благоустройству не имеется. В силу ст. 16 ФЗ – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность относится к вопросам местного значения. Следовательно, обязанность по выполнению работ по благоустройству территории лежит на администрации городского округа.

Представитель ответчика администрации городского округа «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайство об отложении рассмотрения дела не направил.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав пояснения прокурора Камратовой А.Г., представителей третьих лиц <адрес>, <адрес> полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, при этом в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 3 ст. 8 ГрК РФ).

Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются:1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В силу ч. 3 ст. 42 ГрК РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно, в том числе лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 13 ст. 45 ГрК РФ особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (ч. 1 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно ч.ч. 2, 3, 3.1, 4, 5 указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Постановлением мэра <адрес> от <Дата> утвержден проект планировки территории (основная часть) в границах <адрес>, ручья Застепинского, проспекта Маршала Жукова и мкр. 7 в <адрес> в Черновском административном районе городского округа «<адрес>» (л.д.124).

Из материалов дела следует, что по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды <Дата> между Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес> (арендодатель) и ООО «Тантал» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее – договор), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 75:32:040511:123, площадью 92827 кв.м, местоположение которого определено согласно кадастровому паспорту: <адрес> (л.д.74-78).

Согласно п. 1.3 вышеназванного договора участок предоставляется для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования Участка и документацией по планировке территории.

В силу п. 2.1 договора под комплексным освоением участка в целях жилищного строительства понимается: деятельность по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах участка, осуществляемая в установленном законодательством РФ порядке (пп. 2.1.1); обеспечение землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах предоставленного участка (пп. 2.1.2); обустройство участка посредством выполнения работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры (пп. 2.1.3); жилищное и иное строительство – работы по созданию объектов, выполняемые в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, с видами разрешенного использования участка, нормативами градостроительного проектирования, утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории (пп. 2.1.4).

Разработка, согласование, утверждение в установленном порядке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах участка осуществляется в срок, предусмотренный п. 5.2.1 настоящего договора (пп. 3.2.1). В силу пп. 5.2.1 договора арендатор обязуется подготовить проект планировки территории и проект межевания территории в границах участка и обеспечить утверждение такой документации в течение 12 месяцев со дня заключения договора.

Согласно п. 4.1 договор заключен сроком до <Дата>.

Обязанность арендатора по разработке, согласованию и утверждению в установленном порядке проекта планировки и проекта межевания территории в границах участка считается неисполненной в случае неутверждения уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления такой документации по причине ее полного или частичного несоответствия действующему законодательству (п. 8.3 договора).

Постановлением администрации городского округа «<адрес>» от <Дата> утвержден проект межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером 75:32:040511:123, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный проект межевания подготовлен по заказу ООО «Тантал» (л.д. 127).

Таким образом, обязательства по подготовке проекта межевания территории <адрес> были исполнены, с учетом ранее утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки территории.

<Дата> между <адрес> заключен договор о перенайме земельного участка (л.д. 95 – 97). <Дата> между Департаментом государственного имущества и земельных отношений <адрес> и <адрес> заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (л.д. 114 – 122).

Предметом указанного договора являлся земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью кв.м., местоположение которого установлено: <адрес>, <адрес>. Участок предоставляется для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории.

Таким образом, в рамках заключенных договоров <адрес> построены жилые дома №, по адресу: <адрес> в <адрес>, <адрес> построен жилой <адрес> по проспекту <адрес> в <адрес>.

По окончанию строительства <адрес> получены разрешения на ввод в эксплуатацию объектов по проспекту <адрес><адрес> от 30.12.2013(л.д. 62-64), жилых домов и от <Дата> (л.д. 65-70), <адрес> получено разрешение на ввод в эксплуатацию жилого <адрес> в <адрес> от <Дата> (л.д. 54-61).

В соответствии с ч. 20 ст. 45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной, в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (ч. 21 ст. 45 ГрК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что проект межевания территории, разработанный по заданию <адрес> не соответствовал проекту планировки территории, утвержденному Постановлением мэра <адрес> от <Дата>. При выявлении администрацией городского округа «<адрес>» несоответствий в проектах, последняя вправе была не утверждать проект межевания или внести в него изменения. Однако, проект межевания территории был утвержден и в соответствии с данным проектом была разработана проектная документация и осуществлено строительство многоквартирных жилых домов.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что <адрес> не могут внести изменения в проект планировки территории, поскольку не являются правообладателями в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:040511:123, учитывая истечение срока действия договора аренды данного земельного участка от <Дата> и возвращение земельного участка арендодателю.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом.

Доводы жалобы о том, что согласно договора Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> земельный участок предоставил в аренду ООО «Тантал», в связи с чем, данная организация, несмотря на истечение срока действия договора, должна была подготовить проект планировки территории, судебной коллегией отклоняются, поскольку на момент заключения договора аренды с <адрес> проект планировки территории уже был утвержден, и земельный участок был предоставлен арендатору для осуществления его комплексного освоения вместе с документацией по планировке территории (п. 1.3 Договора, л.д. 74 – 79).

Учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером расположен в границах городского округа «<адрес>», полномочиями по внесению изменений в проект планировки территории наделен только орган местного самоуправления, принявший решение об утверждении указанного проекта, отсутствие в настоящий момент проекта планировки территории в котором предусмотрены фактическое расположение построенных многоквартирных домов, подъездные пути к домам, тротуары, освещение и иные элементы благоустройства, нарушают права граждан на благоприятные условия для проживания, быта, труда и отдыха, судом первой инстанции обоснованно принято решение о том, что обязанность по внесению изменений в проект планировки должна быть исполнена органом местного самоуправления городского округа - администрацией городского округа «<адрес>».

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не указаны нормы действующего законодательства, обязывающие администрацию в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить все работы по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером , что судом необоснованно возложена данная обязанность на администрацию, судебной коллегией не принимаются во внимание, так как не являются основанием для отмены постановленного решения суда.

В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для комплексного освоения в целях многоэтажного жилищного строительства, расположен в границах городского округа «<адрес>».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от <Дата> N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В силу пунктов 5, 25 ч. 1 ст. 16 данного закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 45.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от <Дата> N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок и др.

Решением Думы городского округа «<адрес>» от <Дата> N 111 приняты «Правила благоустройства территории городского округа «<адрес>».

В соответствии с п. 1.1 Правила благоустройства территории городского округа "<адрес>" (далее - Правила) разработаны в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории городского округа "<адрес>" (далее - городской округ). Требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Правила действуют на всей территории городского округа (п. 1.2). Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории городского округа и содержат: требования по проектированию и размещению объектов благоустройства; требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены; требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений; перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения и т.д.

Благоустройство территорий - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству твердых и естественных покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проводимых с целью повышения качества жизни населения и привлекательности территории (п. 2.1 Правил).

Согласно п.п. 6.1.1, 6.1.3 вышеуказанных Правил в темное время суток должны освещаться улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары, скверы, парки и пешеходные аллеи, территории жилых кварталов, микрорайонов, придомовые территории, территории промышленных и коммунальных предприятий, жилые дома в соответствии с Указаниями по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских поселений, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от <Дата> N 120, ГОСТ 24940-2016 "Здания и сооружения. Методы измерения освещенности"; за счет средств бюджета городского округа производится освещение автомобильных дорог, улиц, площадей, мостов, путепроводов, бульваров, скверов, парков, пешеходных аллей, за исключением территорий, определенных пунктом 6.1.2 настоящих Правил.

В соответствии с п.п. 7.1, 7.2 Правил содержание улиц и дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров, мостов и путепроводов включает в себя комплекс работ (мероприятий) сезонного характера, обеспечивающих чистоту проезжей части улиц и дорог, тротуаров и других дорожных сооружений, а также безопасные условия движения транспорта и пешеходов. Кроме того, содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организация и безопасность дорожного движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; организация по содержанию, текущему и капитальному ремонту, проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт светофоров, дорожных знаков, разметки и иных объектов обеспечения безопасности дорожного движения в границах городского округа осуществляется в отношении дорог местного значения - органами местного самоуправления и специализированными организациями по муниципальным контрактам, заключенным с администрацией городского округа в соответствии с планом капитальных вложений.

В силу п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от <Дата> N 270-ст остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.<Дата>; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП <Дата>-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от <Дата> N 820 в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Согласно актам приемки благоустройства и озеленения жилых домов №, 2, 4 мкр. Молодежный <адрес>, членами комиссии приняты работы у ООО «Тантал» по благоустройству и озеленению домов, которые выполнены в соответствии с проектом и требованиями действующих строительных норм и правил (л.д. 128-131). ООО «Мир» благоустройство территории осуществлял в соответствии с проектной документацией и планом благоустройства и озеленения (л.д. 89-93).

Из пояснений представителей третьих лиц ООО «Тантал» и ООО «Мир», данных в суде апелляционной инстанции следует, что благоустройство территории было выполнено в объемах, утвержденных соответствующей документацией, информации о выполнении иного благоустройства документы не содержали, объем дополнительных работ не согласовывался и доказательств обратного ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было. Каких – либо претензий относительно неисполнения обязанностей по проведению работ по благоустройству территории к ООО «Тантал» и ООО «Мир» не предъявлялось.

Из акта обследования улично – дорожной сети мкр. Молодежный в <адрес> от <Дата> установлено, что в районе строения остановка общественного транспорта не оборудована автопавильоном, скамьей, урной, освещением. В проезде от строения до строения имеется просадка грунтового покрытия (л.д. 15).

Таким образом, вывод суда первой инстанций о том, что внутриквартальные проезды являются дорогами общего пользования местного значения, представляется правильным.

Из ответа заместителя руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> (л.д. 18) следует, что асфальтирование дворовой территории мкр. Молодежный, <адрес> включено в заявку о выделении дополнительных ассигнований на производство работ по асфальтированию дворовых территорий, и после выделения денежных средств из бюджета городского округа «<адрес>» будет проведено асфальтирование дворовой территории по указанному адресу.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя по существу повторяют его позицию при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получившую надлежащую правовую оценку, нашедшую отражение в оспариваемом судебном постановлении.

В данном случае обязанность по выполнению работ по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером , согласно измененной проектной документации по планировке территории должна быть возложена на администрацию <адрес> «<адрес>».

На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя <адрес> «<адрес>» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи