ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3267/2022 от 26.05.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

УИД 36RS0-02

Дело

Дело в суде первой инстанции

Строка г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего ФИО8

судей Глазовой Н.В., ФИО7,

при секретаре ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи ФИО7

гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании действий по привлечению к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными, о признании установленного режима работы и способа учета рабочего времени незаконным, обязании не применять к истцу режим шестидневной рабочей недели, обязании установить истцу сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности, который должен учитывать положения трудового законодательства и подзаконных нормативных актов и взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

(судья ФИО4),

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК») о признании действий по привлечению к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными, о признании установленного режима работы и способа учета рабочего времени незаконным, обязании не применять к нему режим шестидневной рабочей недели, обязании установить ему сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности, который должен учитывать положения трудового законодательства и подзаконных нормативных актов и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в ОАО «ФПК» в лице его филиала Пассажирского вагонного депо – Юго-Восточной филиал ОАО «ФПК» на должность проводника пассажирского вагона 3-го разряда резерва проводников 1 группы, то есть являлся работником поездной бригады.

Согласно локальных нормативных актов АО «ФПК» ему установлен сменный режим работы с применением суммированного учета рабочего времени, при этом учетным периодом является год.

ДД.ММ.ГГГГ ему был вручен документ - Уведомление о необходимости явиться на работу и/или дать объяснения об отсутствии на рабочем месте. В данном Уведомлении указано, что согласно Правилам внутреннего трудового распорядка Пассажирского вагонного дело Воронеж для работников поездных бригад (проводников пассажирских вагонов) установлена шестидневная часовая рабочая неделя с одним выходным днем в воскресенье. К данному уведомлению была приложена копия Графика рабочего времени на 2021 год для шестидневной 40-часовой рабочей недели. Исходя из сведений данного графика, видно, что он был согласован с первичной профсоюзной организацией депо и утвержден распоряжением начальника депо от ДД.ММ.ГГГГ № ПРВЛВЧД-8-159/р. В графике, приложенном к приказу начальника депо, отсутствовало указание начала и окончания работы, время перерывов. Кроме того, в описании данных временных промежутков, присутствовало понятие «при непоездной работе», что имеется ввиду, неясно. Трудовая функция проводника пассажирского вагона не включала в себя никакой «непоездной» работы, вся его работа связана с обслуживанием пассажиров в поезде, в пути следования или подготовкой вагона поезда к рейсу (обслуживанием после рейса).

Считал действия работодателя по привлечению его к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными, а положения Правил внутреннего трудового распорядка не соответствующими трудовому законодательству, поскольку исходя из буквального толкования понятия «суммированный учет рабочего времени», он применяется лишь тогда, когда работодатель не может соблюсти норму рабочего времени за учетный период, то есть работодатель в силу технологических и производственных особенностей работы предприятия не может предоставить работникам постоянную работу по режимам работы, предполагающим каждодневный труд в течение пяти или шести дней в неделю. Именно такой являлась работа проводника пассажирского вагона. Его трудовая функция заключалась в обслуживании пассажиров поездов дальнего следования в пути, что подразумевало широкий спектр обязанностей и соответствующую нагрузку, что делало невозможным каждодневную работу проводника пассажирского вагона. Иной же трудовой функции, кроме как обслуживание пассажиров в пути, профессия проводник пассажирского вагона, не предусматривала, как не предусматривала она и так называемой «непоездной работы». Это обусловлено не только профессиональным стандартом «Проводник пассажирского вагона», описана она в должностной инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК». В виду очевидного противоречия между одновременным существованием Графика рабочего времени для шестидневной рабочей недели, то есть фактическим установлением режима рабочего времени в виде шестидневной рабочей недели с одним выходным днем в воскресенье и установлением суммированного учета рабочего времени, что является недопустимым.

Правилами внутреннего трудового распорядка, абзацем 2 пункта 5.3 раздела 5 «Режим рабочего времени и времени отдыха» предусмотрено, что для работников поездных бригад (проводник пассажирского вагонного депо, начальник пассажирского поезда) предусматривает 40-часовую рабочую неделю.

Абзацем 8 установлена шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем в воскресенье.

Абзацем 9 предусмотрено, что время явок и ухода с работы, продолжительность смен для работников поездных бригад в пути следования регулируются графиками, разрабатываемыми для каждого из направлений индивидуально, в зависимости от периодичности курсирования поезда и протяженности рейса. Время домашнего отдыха указанных работников определяется побригадными графиками выхода в рейс.

Абзацем 10 предусмотрено, что графики утверждаются начальником участка с учетом мнения представительного органа работников.

Абзацем 11 установлено, что для работников поездных бригад установлен суммированный учет рабочего времени с учетными периодом – год. Работники при этом чередуются по сменам равномерно.

Абзац 15 устанавливает, что при нахождении в поездке рабочее время и время отдыха регулируется начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда.

Полагал незаконным применение к себе подобных норм локального нормативного акта, поскольку Трудовым кодексом приведены следующие режимы рабочего времени: пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя. Данный список является окончательным и исчерпывающим.

У работника поездных бригад установлен режим работы шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем в воскресенье и имеется сразу три графика рабочего времени: по направлению, побригадный, график сменности.

Все время работы у него был установлен сменный режим работы в рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику, при этом, продолжительность рабочего времени в день зачастую выходила за пределы установленной длительности рабочего времени в день (7 часов). Исходя из Графика оборота поездных бригад, являющегося по сути графиком сменности, разработанным для каждой поездной бригады, в сравнении с календарем, становится видно, что правило о предоставлении выходного дня в воскресенье систематически не соблюдалось.

Таким образом, он фактически работал в условиях рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Что касается установления выходных дней по скользящему графику, то данные выходные будет правильнее назвать временем непрерывного междусменного отдыха и данный отдых осуществляется в домашних условиях. Во время движения поезда, при окончании смены и нахождении в вагоне, проводник не может вернуться домой и отдохнуть там.

Просил суд: - признать действия ответчика по привлечению его к работе, не обусловленной трудовым договором, незаконными;

- признать незаконным одновременное установление режима работы и способа учета рабочего времени ему и не применять к нему режим шестидневной рабочей недели в связи с невозможностью работать по нему в должности проводника пассажирского вагона;

- обязать работодателя установить ему сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику с составлением графика сменности, который должен учитывать положения трудового законодательства и подзаконных нормативных актов;

- взыскать компенсацию морального вреда в сумме 80000 рублей (т.1 л.д. 2-11).

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано (т.2 л.д. 21, 22-25).

Не согласившись с постановленным решением суда, ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права, а также о принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме (т.2 л.д. 35-41)..

В возражениях на апелляционную жалобу АО «ФПК» указывает на несостоятельность доводов истца, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ФИО1 представлен письменный отзыв на возражения ответчика на апелляционную жалобу.

В судебное заседание явились: ФИО1, представители АО «ФПК» - ФИО5, ФИО6

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.

Исходя из положений статьи 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

По правилам статьи 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

Согласно статьи 106 ТК РФ время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В силу статьи 107 ТК РФ видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Статьей 111 ТК РФ предусмотрено, что выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются всем работникам. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 принят на работу на должность проводника пассажирского вагона с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, между сторонами по делу заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ между сторонами по делу заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ о переводе ФИО1ДД.ММ.ГГГГ на должность проводника пассажирского вагона в пассажирское вагонное депо Воронеж – структурное подразделение Приволжского филиала АО «ФПК».

Согласно п. 12 трудового договора, заключенного между сторонами, режим рабочего времени работнику устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором. ФИО1 установлена 6-ти дневная рабочая неделя с одним выходным днем, нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю).

Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов", учитывая соблюдение принципов формирования графика работы и отдыха работодателем, пришел к выводу об отсутствии нарушений прав работника.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, как основанном на верной оценке обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.

В силу ч. 2 ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Согласно положениям ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 указанного Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Доводы апелляционной жалобы о непрерывном установлении режима рабочего времени и суммировании учета рабочего времени одновременно, в части не соответствия ст. 100, 104 ТК РФ и его оспаривании Правил внутреннего трудового распорядка признаются судебной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению.

Согласно Правил внутреннего трудового распорядка для работников пассажирского вагонного депо Воронеж – структурного подразделения Приволжского филиала АО «ФПК», рабочее время и время отдыха для работников Вагонного депо регулируется в соответствии с требования ТК РФ, Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов", действующего Коллективного договора.

В соответствии с п. 5.3 Правила внутреннего трудового распорядка для работников поездных бригад, к которым в том числе относится проводник пассажирского поезда, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, суммированный учет рабочего времени - один год.

Время явок и ухода с работы, продолжительность смены для работников поездных бригад в пути следования регулируется графиками, разрабатываемыми для каждого из направлений индивидуально, в зависимости от периодичности курсирования поезда и протяженности рейса. Время домашнего отдыха указанных работников определяется побригадными графиками выхода в рейс. Графики сменности утверждаются начальником участка с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения работников депо не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Согласно пункту 38 Особенностей, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44, дни еженедельного непрерывного отдыха работников, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, указываются в графике сменности (абзац первый). Число дней еженедельного непрерывного отдыха в соответствии со статьей 111 Трудового кодекса Российской Федерации должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода (абзац второй).

Пунктом 44 Особенностей закреплено, что общее время полагающегося междусменного отдыха в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад, в порядке, предусмотренном пунктом 40 Особенностей, за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю за период поездки (туры) воскресений и нерабочих праздничных дней. При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Таким образом, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год при шестидневной рабочей неделе соответствует трудовому законодательству и предусмотрен для данной категории работников Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, а также условиями заключенного договора и Правилами внутреннего трудового распорядка, которые являются действующими, не оспаривались, не изменялись, не отменялись, соответственно, работодатель законно и обоснованно применяет ко всем работникам, связанным с движением поездов, график шестидневной рабочей недели.

Указанные акты, приняты уполномоченными органами в рамках своих компетенций, основаны на нормах трудового законодательства, не ухудшают положение работников по отношению к действующему законодательству, принятых при согласовании с представительным органом работников.

Судебная коллегия полагает, что режим труда и отдыха ФИО1 обеспечен в соответствии с положениями действующего законодательства, действия работодателя в рамках действующих локальных и нормативных актов нельзя признать незаконными.

Ссылки в апелляционной жалобе, о том, что судом не дана правовая оценка представленным доказательствам, а именно ксерокопиям графика оборота поездных бригад по участку резерва проводников на январь - декабрь 2019г., маршрутам ФТУ-33, а также обстоятельствам установленным решением Коминтерновского районного суда <адрес> по делу г от ДД.ММ.ГГГГ, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные документы не относятся к предмету спора.

В части требований о привлечении истца к работе, не обусловленной трудовым договором, ФИО1 отказался, в связи с чем, решение суда в данной части не может являться предметом проверки судебной коллегии.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не нашел правовых оснований для возложения на ответчика обязанности корректировать установленный истцу график работы и отдыха.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом проверки при разрешении спора судом первой инстанции, и эти доводы обоснованно отвергнуты по мотивам, подробно изложенным в решении, оснований сомневаться в обоснованности выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.