УИД: 19RS0001-02-2023-005823-12
Председательствующий: Земба М.Г.
№ 33-3268/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» ФИО1 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 сентября 2023 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Саяногорска Республики Хакасия, действующего в интересах ФИО2, к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» о признании решения незаконным, предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Саяногорска Республики Хакасия обратился в суд в интересах ФИО2 к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее - ГКУ РХ «УСПН») о признании решения Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» от 11.04.2023 об отказе в предоставлении ФИО2 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении на ГКУ РХ «УСПН» обязанности предоставить ФИО2 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента ее первоначального обращения, то есть с 01.04.2023 по 30.09.2023. Требования мотивировал тем, что 30.03.2023 ФИО2 обратилась в ГКУ РХ «УСПН» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением ГКУ РХ «УСПН» от 11.04.2023 ей отказано в предоставлении данной субсидии, поскольку максимально допустимая доля расходов ее семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе превысила расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Полагал решение ГКУ РХ «УСПН» незаконным, поскольку специалистами учреждения при расчете среднемесячного дохода ФИО2 необоснованно учтены в качестве ее доходов денежные средства по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также суммы выплаченных процентов по вкладам. Кроме того, ГКУ РХ «УСПН» при расчете субсидии использованы региональные стандарты из расчета семьи из четырех человек, что является неверным, поскольку семья ФИО2 состоит из трех человек, два из которых принадлежат к социально-демографической группе трудоспособного населения, а одно лицо – к социально-демографической группе детей. В результате неправомерных действий ответчика нарушены права ФИО2 на получение субсидии, что повлекло нарушение ее прав на получение гарантированных государством социальных выплат.
В судебном заседании прокурор Абузова Е.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, поскольку оспариваемое прокурором решение вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства. Указала, что среднемесячный доход семьи ФИО2 за расчетный период составил 59991 руб. 85 коп., при этом максимально допустимая доля расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превысила расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем ФИО2 и было отказано в назначении субсидии с 01.04.2023.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истца ФИО2, третьих лиц ФИО4, ФИО5, представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Признал незаконным решение заместителя начальника Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» от 11.04.2023 об отказе в предоставлении ФИО2 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обязал ГКУ РХ «УСПН» предоставить ФИО2 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента ее первоначального обращения, а именно с 01.04.2023 по 30.09.2023.
С решением суда не согласна представитель ответчика ФИО1
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что согласно Федеральному закону от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», учитывается не налогооблагаемая база, а доход каждого члена семьи до вычета налогов и сборов. Из представленных ФИО2 документов следует, что за 6 месяцев, предшествующих дате обращения с заявлением, ее доход, в том числе по операциям с ценными бумагами, составил 453498 руб. 06 коп., соответственно с учетом доходов других членов ее семьи среднемесячный доход составил 29998 руб. 93 коп. при установленной величине прожиточного минимума – 15382 руб. 50 коп. Обращает внимание, что указанная в справке о доходах ФИО2 за 2022 год сумма дохода размере 2551 руб. 50 коп. является налогооблагаемой базой для исчисления налога, и не свидетельствует о фактическом размере полученного ею дохода.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Абузова Е.А. выражает согласие с решением суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидии определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила № 761).
В соответствии с пунктом 18 Правил № 761 в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся: а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) членами семьи иных граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 32 Правил № 761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (далее – расчетный период).
Согласно пункту 33 Правил № 761 при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: а) супругом (супругой); б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (пункт 37 Правил № 761).
Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи (пункт 38 Правил № 761).
Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (пункт 39 Правил № 761).
В соответствии с абзацем 2 пункта 41 Правил № 761 субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Как следует из материалов дела, 30.03.2023 ФИО2 обратилась в Отделение по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей и членам ее семьи: мужу ФИО5 (свидетельство о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ), дочери ФИО4 (свидетельство о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ) по адресу проживания: <адрес>. В заявлении указано, что жилое помещение предоставлено ей по договору коммерческого найма от 03.08.2022. В этом же заявлении она просила субсидию на ФИО11 и ФИО12 не предоставлять и не считать их членами ее семьи (т. 1 л.д. 35).
Решением заместителя начальника Отделения по г. Саяногорску ГКУ РХ «УСПН» от 11.04.2023 ФИО2 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку максимально допустимая доля расходов ее семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превысила расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (т. 1 л.д. 33-34).
Из указанного решения и приложенных к заявлению документов следует, что по адресу заявителя ФИО2 зарегистрировано 5 человек, в том числе ее супруг ФИО5 и несовершеннолетняя дочь ФИО4 В расчете среднемесячного дохода для субсидии участвовало 3 человека.
Ответчиком среднемесячный доход ФИО2 за расчетный период с 01.03.2022 по 31.08.2022 определен в размере 75583 руб. 01 коп., среднемесячный доход ее супруга ФИО5 в размере 14117 руб. 36 коп. (доход в виде заработной платы только в одном из месяцев расчетного периода - в августе 2022 года), среднемесячный доход ее ребенка ФИО4 в размере 296 руб. 41 коп. (ежемесячное детское пособие одинакового размера в 6 месяцах). Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде составил 89996 руб. 78 коп. (75583,01 + 14 117,36 + 296,41), а среднедушевой доход – 29998 руб. 93 коп. при установленном размере прожиточного минимума – 15382 руб. 50 коп.
При расчете среднемесячного дохода ФИО2 ответчиком учтены суммы полученных в период с 01.03.2022 по 31.08.2022: доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход, в сумме 30000 руб.; выплаченных процентов по вкладам в банках АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», АО «Тинькофф Банк» в сумме 41679 руб. 10 коп.; доходов, выплаченных налоговым агентом АО «Тинькофф Банк», по операциям с ценными бумагами в сумме 381818 руб. 96 коп.
Исходя из этих сумм, среднемесячный доход ФИО2 составил 75583 руб. 01 коп. из расчета: (381818,96 руб. + 41679,10 руб. + 30000 руб.) / 6 мес.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на необоснованное включение ответчиком в состав доходов ФИО2 доходов, полученных от реализации ценных бумаг в АО «Тинькофф Банк».
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции проанализировал положения частей 7, 12, 14 Налогового кодекса Российской Федерации, содержание представленных АО «Тинькофф Банк» справки от 28.04.2023 (т. 1 л.д. 45) и отчета о сделках и операциях в отношении инвестора ФИО2 за период с 01.03.2022 по 31.08.2023 (т. 1 л.д. 121-144), и пришел к выводу, что поскольку ко всем отраженным за период с 01.03.2022 по 31.08.2022 налоговым агентом АО «Тинькофф Банк» доходам ФИО2 с кодами 1530, 1532, 1535, 1539 применены коды налогового вычета 201, 206, 207, 213, то фактический доход материального истца по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами за указанный период составил 0 руб., в связи с чем за вышеуказанный период ее среднемесячный доход составил 11946 руб. 51 коп.: ((30000 руб. + 41679,10 руб.) / 6), соответственно, среднемесячный совокупный доход семьи составил 26360 руб. 28 коп. (11946,51 руб. + 14117,36 руб. + 296,41 руб.), среднедушевой доход составил 8786 руб. 76 коп. (26360,28 руб. / 3), что ниже установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.12.2022 № 782 с 01.01.2023 в Республике Хакасия прожиточного минимума.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, находя доводы апелляционной жалобы представителя ответчика заслуживающими внимания.
В соответствии с пунктом 34 Правил № 761 совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом:
а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан;
б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;
г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;
д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемых приемной семье на содержание каждого ребенка;
е) денежных средств, направленных на оплату обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе;
ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;
з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных;
и) ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно статье 5 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу положений главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 Перечня видов доходов видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, пункта 34 Правил № 761, при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе доходы по операциям с ценными бумагами.
Статьей 230 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по учету доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, возложена на налоговых агентов, представляющих в налоговые органы отчеты (справки) о доходах физических лиц по форме, специально утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минфина России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ утверждены формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц.
Поскольку согласно представленной по форме 2-НДФЛ справки налогового агента АО «Тинькофф Банк» общая сумма дохода ФИО2, состоящая из дохода, связанного с операциями по ценным бумагам, за 2022 год составила 1676572 руб. 11 коп., за период с 01.03.2022 по 31.08.2022 - 381818 руб. 96 коп., что получило отражение в специальном разделе 5 справки «Общие суммы дохода», то именно из этой общей суммы дохода в совокупности с иными доходами, полученными истцом и членами ее семьи, подлежит определению среднедушевой доход семьи ФИО2, превышающий соответствующую величину прожиточного минимума и исключающий право на получение субсидии.
Применение судом в рассматриваемом деле статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей общее понятие дохода, как экономической выгоды, без применения в совокупности иных норм законодательства, в том числе вышеприведенных, судебная коллегия находит необоснованным.
Также судебная коллегия отмечает необоснованность вывода суда о том, что фактически доход от операций с ценными бумагами за период с 01.03.2022 по 31.08.2022 ФИО2 не получила, поскольку сумма дохода с кодами 1530, 1532, 1535, 1539 равна сумме вычета с кодами 201, 206, 207, 213, поскольку в данном случае налоговым агентом – АО «Тинькофф Банк» в справках указаны суммы дохода, который в силу специальной нормы Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 214.1), после применения налоговых вычетов подлежит учету в качестве дохода, с которого подлежит исчислению размер налога. Вместе с тем доход, полученный физическим лицом, с которого удерживаются налоги и сборы (налоговая база) и общий размер дохода физического лица не являются идентичными правовыми категориями.
При этом в статье 7 Федерального закона Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» прямо указано, что доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные обстоятельства судом первой инстанции не были учтены, что привело к принятию незаконного решения, которое подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 сентября 2023 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Саяногорска Республики Хакасия, действующего в интересах ФИО2, к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» о признании незаконным решения от 11.04.2023 об отказе в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности предоставить субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отказать.
Председательствующий В.Н.Морозова
Судьи А.В.Пронина
Е.В.Хлыстак
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.12.2023