Судья Буткин Н.Д. Дело № 33-326/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Стальмахович О.Н.,
судей Нечунаевой М.В., Трофимовой Е.А.,
при секретаре Булатовой Т.А.,
14 марта 2013 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры» на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 18 января 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дом культуры» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, установлении заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры» в пользу ФИО1 в счет недополученной заработной платы за сентябрь 2012 года – 12240 рублей 90 копеек, за октябрь 2012 года – 12240 рублей 90 копеек, а всего 24481 рубль 80 копеек.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры» обязанность по установлению Филатовой Людмиле Ивановне заработной платы исходя из определенного в Камчатском крае минимального размера заработной платы с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину 934 рубля 45 копеек.
Заслушав доклад судьи Нечунаевой М.В., объяснения представителя муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры» Тяпкиной Л.А., поддержавшей апелляционную жалобу и полагавшей решение суда незаконным и подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 предъявила в суде иск к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дом культуры» (далее по тексту - МБУК «Дом культуры») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 сентября 2012 года по 31 октября 2012 года в размере 5740 рублей 62 копейки, и о возложении обязанности установить ей заработную плату без учета районного коэффициента и северных надбавок в размере не ниже установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».
В обоснование заявленных исковых требований указала, что с 13 июня 2007 года по настоящее время работает у ответчика в должности старшего кассира службы главного администратора ДОФ. С 1 августа 2012 года ей установлен должностной оклад в размере 2934 рублей. С 1 сентября 2012 года по 31 октября 2012 года ответчик начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме, с нарушением трудового законодательства, в соответствии с которым, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда 4611 рублей, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда», после чего к ней должны начисляться районный коэффициент и надбавки за стаж работы в данных районах и местностях, и заработная плата с учетом этих компенсационных выплат должна составлять 11988 рублей 60 копеек. Однако работодатель в сентябре выплатил ей 8186 рублей, 58 копеек, а в октябре – 10 050 рублей 60 копеек, в результате чего, недоначисленная и невыплаченная заработная плата составила 5740 рублей 62 копейки, которую она и просила взыскать с ответчика. Просила также возложить на ответчика обязанность установить ей заработную плату без учета районного коэффициента и северных надбавок в размере, не ниже установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».
В судебном заседании ФИО1 исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 сентября 2012 года по 31 октября 2012 года уменьшила на 2421 рубль 60 копеек, пояснив суду, что в ноябре она получила перерасчет заработной платы за сентябрь 2012 года в указанной сумме. В оставшейся части требования о взыскании заработной платы поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Суду пояснила, что работает в должности старшего кассира в Доме офицеров флота жилого района Рыбачий. Согласно ст.ст. 130, 133, 135 ТК РФ и положениям гл. 50 ТК РФ, заработная плата работников учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда 4611 рублей, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и северные надбавки. Между тем, в сентябре она получила 8186 рублей, в октябре – 10050 рублей, а в ноябре 2012 года - 11843 рубля.
Исковые требования в части возложения на работодателя обязанности установить ей заработную плату ФИО1 в судебном заседании изменила, просила суд обязать ответчика установить ей заработную плату исходя из определенного в Камчатском крае минимального размера заработной платы с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Представитель МБУК «Дом культуры» Тяпкина Л.А. исковые требования не признала, пояснив суду, что 1 июня 2012 года на территории Камчатского края заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае, в соответствии с которым с 1 сентября 2012 года для работников, работающих на территории Камчатского края, установлена минимальная заработная плата 10050 рублей, в размер которой входят северные коэффициент и надбавки. С сентября 2012 года заработная плата ФИО1 доведена до 10050 рублей - минимальной заработной платы по Камчатскому краю.
Третье лицо, финансовое управление администрации Вилючинского городского округа своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель МБУК «Дом культуры» Тяпкина Л.А., просит решение суда отменить, и прекратить производство по делу, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что судом при расчете заработной платы истца дважды применены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, поскольку пунктом 1.2 Регионального соглашения в размер минимальной заработной платы в Камчатском крае, установленный п. 1.1 в 10050 рублей, уже включены указанные компенсационные выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указывает на необоснованность ее доводов, считает решение суда от 18 января 2013 года законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1 с 13 июня 2007 года по настоящее время работает в муниципальном бюджетном учреждении «Дом культуры» в должности старшего кассира службы главного администратора ДОФ.
В соответствии с трудовым договором № 305 от 13 июня 2007 года, заключенным между сторонами, ФИО1 работодателем установлен оклад в размере 1496 рублей, районный коэффициент 80%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80%, надбавка за работу в ЗАТО 20%, а также вознаграждения (выплаты), предусмотренные Положением о премировании работников учреждения.
Дополнительным соглашением № 7 от 15 августа 2012 года к вышеуказанному трудовому договору, раздел 3 «Оплата труда» трудового договора изложен в новой редакции, согласно которой истцу установлен оклад в размере 2934 рублей в месяц с последующей его индексацией в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, районный коэффициент 80%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80%, и выплаты стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с «Положением о порядке установления доплат, надбавок, премий, иных выплат стимулирующего и компенсационного характера и оказания материальной помощи работникам учреждения».
Согласно расчетным листкам, ФИО1 начислена заработная плата: за сентябрь 2012 года в размере 8186 рублей 58 копеек, состоящая из оклада 2 934 рубля, отпускных 558 рублей 18 копеек, районного коэффициента 2 347 рублей 20 копеек, северных надбавок 2347 рублей 20 копеек; и за октябрь 2012 года в размере 10 050 рублей, состоящая из оклада 3 111 рублей, доплаты до минимума 1 961 рубль 40 копеек, районного коэффициента 2 488 рублей 80 копеек, северных надбавок 2 488 рублей 80 копеек.
Кроме этого, в ноябре 2012 года ФИО1 произведена доплата до минимума за сентябрь 2012 года в размере 2421 рубль 60 копеек.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, полагая, что заработная плата ФИО1 не может быть меньше минимального размера оплаты труда в Камчатском крае 10050 рублей, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Камчатском крае, и на неё должны быть начислены районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. В связи с чем, выйдя в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ за пределы заявленных требований, суд взыскал с ответчика в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за сентябрь и октябрь 2012 года в общей сумме 24481 рубль 80 копеек.
Кроме этого, основывая свое решение на положениях ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 133.1 ТК РФ и Региональном соглашении о минимальной заработной плате в Камчатском крае, суд удовлетворил и иск ФИО1 об установлении заработной платы и возложил на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры» обязанность по установлению истцу заработной платы исходя из определенного Региональным соглашением в Камчатском крае минимального размера заработной платы с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Однако с таким решением суда судебная коллегия согласиться не может. Решение суда, как незаконное и необоснованное, подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Частью 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Из анализа приведенных норм следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме этого, нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
В Камчатском крае действует Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае от 1 июня 2012 года (далее по тексту – Региональное соглашение), в соответствии с которым для работников, работающих на территории Камчатского края, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, с 1 сентября 2012 года установлена минимальная заработная плата в размере 10 050 рублей.
Пунктом 1.2 указанного Регионального соглашения предусмотрено, что в размер минимальной заработной платы в Камчатском крае, включаются: оклад (должностной оклад), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, районный коэффициент и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не подлежат применению к минимальной заработной плате, установленной Региональным соглашением в 10050 рублей, в размер которой уже входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что заработная плата ФИО1 должна быть не менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, который с 1 июня 2011 года составляет 4611 рублей, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и с учетом начисленных стимулирующих и компенсационных выплат размер заработной платы ФИО1 должен быть не менее 10050 рублей - размера минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением.
Как усматривается из материалов дела, размер начисленной и выплаченной ФИО1 заработной платы, без учета районного коэффициента (80%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера (80%) в сентябре 2012 года составил 2934 рубля, в октябре 2012 года – 3 111 рублей, что ниже установленного с 1 июня 2011 года на всей территории Российской Федерации минимального размера оплаты труда 4 611 рублей.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что работодатель неправомерно производит начисление ФИО1 заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, исходя из размера установленного ей должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая вопрос о размере подлежащей к взысканию суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы ФИО1 судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку с 1 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда 4611 рублей, заработная плата ФИО1 с учетом районного коэффициента (80%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера (80%) должна составлять 11988 рублей 60 копеек.
При таких обстоятельствах, за оспариваемый ФИО1 период сентябрь и октябрь 2012 года ей должно быть начислено и выплачено 23 977 рублей 20 копеек, в то время как ей выплачена заработная плата за указанный период в размере 20658 рублей 18 копеек. Таким образом, недоначисленная и недополученная заработная плата ФИО1 за сентябрь и октябрь 2012 года составила 3319 рублей 2 копейки, которые подлежат взысканию с ответчика в её пользу.
Кроме того, поскольку правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 в части иска о возложении на ответчика обязанности установить ей заработную плату исходя из определенного в Камчатском крае минимального размера с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате не имеется, судебная коллегия в соответствии с требованиями п. 2 ст. 328 ГПК РФ принимает по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказывает за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 18 января 2013 года отменить.
Исковые требования ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дом культуры» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, установлении заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 3 319 рублей 2 копейки за период с 1 сентября 2012 года по 31 октября 2012 года.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дом культуры» о возложении обязанности установить ей заработную плату исходя из определенного в Камчатском крае минимального размера с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, - отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину 400 рублей.
Председательствующий
Судьи