В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Д е л о № 33-3273
Строка 2.132 г
УВД 36RS0004-01-2020-003549-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Ваулина А.Б.,
судей: Зелепукина А.В., Копылова В.В.,
при секретаре: Еремишине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В.
гражданское дело № 2-24/2021 по исковому заявлению Шукурова Рауфа Аваз оглы к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Шукурова Р.А. оглы по доверенности Павлюченко С.В. на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 16.03.2021,
(судья Гусева Е.В.)
У С Т А Н О В И Л А:
Шукуров Рауф Аваз оглы обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО ВО) с требованиями о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что ему на праве собственности принадлежит здание, назначение - нежилое, наименование - кафе «Чарли» площадью 121,6 кв.м., имеющее кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное нежилое здание располагается на арендуемом истцом земельном участке площадью 302 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - павильон, земли запаса неиспользуемые), срок аренды - по 06.02.2021.
Право аренды истца на земельный участок возникло на основании договора аренды земельного участка №/гз от 01.03.2011, дополнительного соглашения от 15.10.2018 к договору аренды земельного участка от 01.03.2011 №. 591-11/гз, а также на основании дополнительного соглашения от 19.02.2020 к договору аренды земельного участка от 01.03.2011г. №/гз.
12.02.2020 он обратился в ДИЗО ВО с заявлением о заключении договора купли- продажи вышеуказанного земельного участка.
14.05.2020 от ответчика поступило письмо №з об отказе в предоставлении ему в собственность спорного земельного участка следующего содержания: «В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-П земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне с индексом Р-1 - «зоне зеленых насаждений общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, озеленения в целях проведения досуга населения.
Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «под павильон». Данный вид использования не предусмотрен Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторической территории.
Земельный участок с кадастровым номером № является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова.
В соответствии с постановлением администрации г. Воронежа от 01.04.2003: № 669, парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный участок с кадастровым номером № стоит на государственном кадастровом учете с видом разрешенного использования «Под павильон». При этом фактически на данном земельном участке расположен объект недвижимости - кафе «Чарли». Таким образом, ответчик считает, что цель использования земельного участка не соответствует фактическому использованию земельного участка».
С вышеуказанным отказом истец не согласился, что и послужило причиной обращения в суд с настоящим иском, в котором истец просил признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 14.05.2020г. в предоставлении Шукурову Рауфу Аваз оглы в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №. расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - павильон, земли запася (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка: обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить Шукурову Рауфу Аваз оглы в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г Воронеж, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - павильон, земли запаса (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 16.03.2021 в удовлетворении исковых требований Шукурова Рауфа Аваза оглы к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от 14.05.2020г. в предоставлении Шукурову Рауфу Аваз оглы в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - павильон, земли запаса (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка; обязании департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить Шукурову Рауфу Аваз оглы в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - павильон, земли запаса (неиспользуемые) путем заключения договора купли-продажи земельного участка отказано, взыскано с Шукурова Рауфа Аваза оглы в пользу Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы по проведению судебной экспертизы в размере 24 456 (двадцать четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть) руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе представитель Шукурова Р.А. по доверенности Павлюченко С.В. просила решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявленный спор разрешен судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с разделом 1 п. 1 письма Верховного Суда РФ от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 «Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с которым споры о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции в исковом порядке.
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Шукурова Р.А.о по доверенности Павлюченко С.В., представителя ДИЗО ВО по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, 24.08.2018 между Романовым Л.А. и Шукуровым Рауфом Аваз оглы был заключен договор купли - продажи здания, расположенного по адресу: <адрес> Здание имеет кадастровый №, назначение - нежилое, наименование - кафе «Чарли».
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 23 - 24) следует, что Шукурову Рауфу Аваз оглы на праве собственности принадлежит здание, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь. 121,6 кв.м., назначение - нежилое, наименование - кафе «Чарли».
Право зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием: отдельно стоящее здание павильона в лит. А.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 34 - 36) следует, что Шукурову Рауфу Аваз оглы на праве аренды принадлежит земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, площадь. 302 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - павильон, земли запаса (неиспользуемые).
Право зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования: под павильон.
Срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 24.05.2011 по 06.02.2021 с 24.05.2011г. по 06.02.2021г.
Как следует из договора аренды земельного участка №гз от 01.03.2011г. (т. 1 л.д. 25 - 28), акта приема - передачи земельного участка от 01.03.2011г. (т. 1 л.д. 29), между ДИЗО ВО (арендодатель) и Романовым Л.А. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №гз от 01.03.2011, по условиям которого, согласно п. 1.1 арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 302 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Участок фактически занят павильоном (кафе) (п. 1.2 договора аренды земельного участка №гз от 01.03.2011г.).
Согласно п. 3.1 договора аренды земельного участка №гз от 01.03.2011г., договор заключается до 06.02.2021г.
Договор аренды земельного участка №гз от 01.03.2011, дополнительное соглашение от 15.10.2018 к договору аренды земельного участка от 01.03.2011 №гз (т. 1 л.д. 31), дополнительное соглашение от 25.07.2019 к договору аренды земельного участка от 01.03.2011 №гз (т. 1 л.д. 32), дополнительное соглашение от 19.02.2020 к договору аренды земельного участка от 01.03.2011 №гз (т. 1 л.д. 33), зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
12.02.2020 истец обратился в ДИЗО ВО с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 18).
Согласно сообщению ДИЗО ВО от 14.05.2020г. №з (т. 1 л.д. 19 - 20), в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008г. №-Н, рассматриваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-П земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне с индексом Р-1 - «зоне зеленых насаждений общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, озеленения в целях проведения досуга населения.
Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «под павильон». Данный вид использования не предусмотрен Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторической территории.
Земельный участок с кадастровым номером № является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова.
В соответствии с постановлением администрации г. Воронежа от 01.04.2003г. №, парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный участок с кадастровым номером № стоит на государственном кадастровом учете в видом разрешенного использования «под павильон». При этом фактически на данном земельном участке расположен объект недвижимости - кафе «Чарли». Таким образом, ответчик считает, что цель использования земельного участка не соответствует фактическому использованию земельного участка».
Учитывая вышеизложенное, на основании пп. 14, 19 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации департамент отказывает в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
В силу ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч.. ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах, в том числе: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участке в которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч. 2 ст. 15 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 39.1 ЗКРФ).
На основании ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
На основании ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договор: аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственности бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статье или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из ч. 12 ст.85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п. 11 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009г. N 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
В силу п. 3.1.20 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009г. № 365, в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет государственные функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
Таким образом, ДИЗО ВО рассмотрел заявление истца о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 302 кв.м., с видом разрешенного использования «под павильон» в пределах предоставленных полномочий отказал в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Так, приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017г. № 102 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые разграничена, без проведения торгов» (далее-Регламент).
Согласно п. 2.2.1 Регламента предусмотрено, что в предоставлении государственной услуги, осуществляющей департаментом, принимают участие органы и организации, предоставляющие документы, необходимые для предоставления государственной услуги:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области);
- Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области;
- администрация городского округа город Воронеж.
Для принятия решения по обращению Шукурова Рауфа Аваз оглы, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области был сделан запрос в администрацию городского округа город Воронеж.
Согласно сообщению от 23.04.2020г. № управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (т. 1 л.д. 118 - 119), в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от 19.12.2008 № 422-П, рассматриваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, решением Воронежского городской Думы от 25.12.2009 № 384-Н (далее - ПЗЗ), земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне с индексом Р1 - «Озелененные территории общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, озеленения в целях проведения досуга населения.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ПЗЗ, испрашиваемый земельный участок расположен в границах исторической территории.
Согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № имеет разрешенное использование «павильон». Данный вид использования ПЗЗ не предусмотрен.
Данный земельный участок является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова и не имеет самостоятельного подъезда.
В соответствии с постановлением администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа» парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
Кроме того, согласно приказу управления лесного хозяйства Воронежской области от 27.12.2019г. № 1889, парк им. Дурова входит в границы лесопаркового зеленого пояса города Воронежа, в связи с чем необходимо соблюдение ограниченного режима природопользования и иной хозяйственной деятельности.
Организация подъезда через территорию парка к рассматриваемому участку не представляется возможной, так как согласно постановлению администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», установлен запрет на осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данной территории и ухода за зелеными насаждениями.
Кроме того, судом первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта № 9068/6-2 от 25.12.2020, выполненного федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Р1 и относится к земельным участкам общего пользования, занятыми площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами в соответствии с требованиями градостроительного законодательства согласно решению Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. №-П «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж» и постановлению администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа».
Допрошенный по делу в качестве эксперта Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста Российской Федерации Кондаков А.И., составивший заключение № от 25.12.2020, пояснилследующее.
Территория парка расположена в зоне Р-1, что отражено в заключении. Данный земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования (л. 4 заключения), шифровкой индекса зоны (л. 5 заключения) располагается в данной зоне. По поводу соотношения участка с кадастровым номером № и парка исследование не проводилось. У парка, возможно, есть свой участок, стоящий на кадастровом учете, однако он предметом исследования не был. Являются ли данные участки смежными, экспертное исследование в данной области не проводилось.
Документация по планировке территории не имеет значения для разрешения вопроса об относимости земельного участка к территории общего пользования.
При составлении заключения Постановление администрации от 14.07.2014г. № 650 «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах улиц: 20-летия Октября, Ворошилова, Депутатская, Моисеева в городском округе город Воронеж», куда относится территория спорного земельного участка, не использовалось.
Территориальные зоны регламентированы Правилами землепользования и застройки, что является главным документом. Исходя из того, что существует планировочное обоснование, то должны были быть внесены изменения в Правила землепользования и застройки. В рамках экспертизы используются самые актуальные сведения по картам градостроительного зонирования и нормативов Правил землепользования и застройки, в связи с чем в использовании постановления администрации от 14.07.2014г. № 650 «Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в границах улиц: 20- летия Октября, Ворошилова, Депутатская, Моисеева в городском округе город Воронеж» для составления заключения отсутствует необходимость. Данный документ не исследовался, поскольку вывод был однозначный. Если были бы какие-либо сомнения, возможно исследовалась бы какая-либо иная документация. Разночтений в нормативных документов быть не должно.
Учитывая изложенное, допросив эксперта, анализируя имеющееся в материалах гражданского дела заключение эксперта № от 25.12.2020, выполненное федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, суд первой инстанции принял заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства относимости земельного участка с кадастровым номером № к земельным участкам общего пользования, занятым площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и постановления администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 указанного Кодекса).
Как следует из постановления администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», парк им. Дурова является озелененной территорией общего пользования.
Кроме того, согласно приказу управления лесного хозяйства Воронежской области от 27.12.2019г. № 1889, парк им. Дурова входит в границы лесопаркового зеленого пояса города Воронежа, в связи с чем необходимо соблюдение ограниченного режима природопользования и иной хозяйственной деятельности.
Организация подъезда через территорию парка, к рассматриваемому участку не представляется возможной, так как согласно постановлению администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», установлен запрет на осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данной территории и ухода за зелеными насаждениями.
Следовательно, согласно материалам настоящего гражданского дела, земельный участок с кадастровым номером №, в настоящее время не имеет самостоятельного подъезда, находится в границах исторической территории, является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав парка им. Дурова, который согласно постановлению администрации города Воронежа от 01.04.2003 № 669 «О охранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», является озелененной территорией общего пользования и который гласно приказу управления лесного хозяйства Воронежской области от 12.2019г. № 1889, входит в границы лесопаркового зеленого пояса города Воронежа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).
Как следует из материалов гражданского дела, земельный участок с кадастровым номером № состоит на государственном кадастровом учете с видом разрешенного использования «под павильон». При этом, на данном земельном участке расположен принадлежащий Шукурову Рауфу Авазу оглы на праве собственности объект недвижимости - кафе Чарли, что подтверждается, в том числе, актом проверки земельного участка (т. 1 л.д. 114) фактического использования данного земельного участка.
В своем Определении от 16.03.2020 N 88-8906/2020, 2-4200/2018 Первый кассационный суд общей юрисдикции указал следующее.
В силу части 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правилами землепользования Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II (ред. от 16.12.2020, с изм. от 17.03.2021) "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", рекреационные зоны, индекс зоны Р1, выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населения. Указанным решением определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. При этом территории общего пользования, находящиеся в зоне Р1 и отнесенные к муниципальной собственности, не подлежат приватизации. Изъятие озелененной территории или её части из состава объектов озелененных территорий не допускается.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж предусмотрен прямой запрет на отчуждение расположенных в зоне Р1 земельных участков, отнесенных к территории общего пользования. При этом нахождение в указанной зоне капитальных сооружений допускается.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание заложенный в п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что цель использования земельного участка, расположенного по адресу :<адрес> - для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населения, не соответствует фактическому использованию земельного участка, поскольку является территорией общего пользования и не может быть предоставлен в собственность истца, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Согласно ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 10.11.2020 по гражданскому делу по исковому заявлению Шукурова Рауфа Аваз оглы к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка была назначена судебная экспертиза. Расходы по проведению судебной экспертизы были возложены на ответчика.
Во исполнение определения Ленинского районного суда г. Воронежа от 10.11.2020г. судебная экспертиза была произведена, что подтверждается заключением эксперта № от 25.12.2020, выполненным Федеральным бюджетным учреждением Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Однако до настоящего времени оплата судебной экспертизы не произведена.
Учитывая, что решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по оплате расходов за проведенную судебную экспертизу на истца по делу, взыскав Шукурова Рауфа Аваза оглы в пользу Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации 24 456,00 руб.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, по существу принятого при правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств, правильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, поскольку и направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, основаны на субъективном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных законом для отмены или изменения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л :
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 16.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шукурова Р.А. оглы по доверенности Павлюченко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: