ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3275/17 от 19.09.2017 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Петрова С.А.

№ 33- 3275/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2017 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Рочевой Е.С.

судей Савина А.И., Злобина А.В.

при секретаре Баталовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Государственного казенного учреждения РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» на определение Сегежского городского суда РК от 21 июня 2017 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Заслушав доклад судьи Савина А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заявитель обратился в суд по тем основаниям, что решением Сегежского городского суда РК от 25.02.2016 на заявителя возложена обязанность разработать проект охранных зон воинских захоронений. Исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении судебного пристава-исполнителя, не представляется возможным, поскольку денежные средства на проведение указанных работ в смете учреждения на 2017 год не заложены. Заключение контракта на выполнение работ по разработке проектов зон охраны учреждением осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 35.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупка работ осуществляется путем проведения торгов на разработку документации, до подписания контракта потребуется около двух месяцев. Выполнение работ по разработке проектов зон охраны в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, проводится в несколько этапов, каждый из которых выполняется в течение нескольких месяцев. Таким образом, для разработки проектов зон охраны требуется 9 месяцев и, учитывая обязательное проведение работ в летний период, в 2017 году не может быть исполнено. Проведение государственной историко-культурной экспертизы зон охраны в 2017 году также невозможно ввиду отсутствия денежных средств для проведения данных работ, а также их длительности. Заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.01.2019.

Определением суда заявление удовлетворено частично. Заявителю предоставлена отсрочка исполнения решения на срок до 01.01.2018.

С таким определением не согласен заявитель. В частной жалобе его представитель указывает, что в соответствии с государственным заданием на 2017 г., согласно приложению № 3 к Приказу Министерства культуры РК от 27.12.2016 № 762 в плане основных направлений деятельности и мероприятий учреждения разработка проектов зон охраны воинских захоронений на территории Сегежского муниципального района и проведение их историко-культурной экспертизы не предусмотрены. Средства на проведение вышеуказанных работ в смете учреждения на 2017 г. не заложены. По предварительным расчетам на разработку проектов зон охраны и государственную историко-культурную экспертизу воинских захоронений требуется 366.294 руб. Заключение контракта на выполнение работ по разработке проектов зон охраны государственным учреждением осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок … » и осуществляется путем проведения торгов, на что потребуется около 2-х месяцев. Выполнение работ по разработке проектов зон охраны в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, занимает 9 месяцев, которые состоят из нескольких этапов. Исходя из изложенного, провести государственную историко-культурную экспертизу проектов зон охраны в 2017 г. также невозможно. Указанные работы можно выполнить при условии включения данных работ в государственное задание на 2018 г. в соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями. Таким образом, исполнить решение в срок до 01.01.2018 не представляется возможным. Просит предоставить отсрочку исполнения решения до 01.01.2019.

В силу положений ч. 3 ст. 333 ГПК РФ с учетом характера, сложности, отсутствия материально-правовой природы разрешаемого процессуального вопроса, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело без извещения лиц, участвующих в нем.

Проверив дело, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В силу ст. 210 ГПК РФ решение приводится в исполнение после его вступления в законную силу. В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ и ст. 37 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Данные нормы не устанавливают оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта в срок, определенный законом и установленный судебным приставом-исполнителем.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Сегежского городского суда РК от 25.02.2016 удовлетворены исковые требования прокурора Сегежского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц. На Министерство культуры РК и ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» возложена обязанность разработать проект охранных зон воинских захоронений в срок до 01.01.2017; провести историко-культурную экспертизу проекта охранных зон воинских захоронений.

25.04.2017 возбуждены исполнительные производства и установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов.

В судебном заседании установлено, что для исполнения решения суда необходимо организовать торги с целью заключения муниципального контракта с соблюдением процедур, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В смете учреждения на 2017 год не заложены денежные средства на проведение работ, возложенных на должника решением суда.

Учитывая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются основания для предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда.

Однако, разрешая ходатайство об отсрочке исполнения решения суда сроком до 01.01.2019, суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов сторон, а также соблюдения норм действующего законодательства, а именно ст. 6.1 ГПК РФ, предусматривающей осуществление исполнения судебного постановления в разумные сроки.

Суд первой инстанции, исходя из установленных на данный момент обстоятельств, предоставил ответчику отсрочку исполнения решения суда до 01.01.2018. Предоставление отсрочки исполнения решения суда до 01.01.2019 не отвечает принципу соразмерности и не обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон.

Учитывая обстоятельства дела и доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда.

Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Сегежского городского суда РК от 21 июня 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи