ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3277/2016 от 03.03.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-3277/2016

3 марта 2016 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Железнова О.Ф.

судей Голубевой И.В. и Латыповой З.Г.

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.

при секретаре Аюповой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан С М.Ф. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании обеспечить бесперебойную поставку питьевой воды.

В обосновании исковых требований указано, что по обращению В Р.З. поданному от имени и в интересах жителей д.Светлая проведена проверка по факту бездействия органов местного самоуправления по решению вопросов, связанных с организацией водоснабжения населенного пункта. В ходе проверки установлено, что в населенном пункте по адресу: адрес) имеются инженерные сети, возведенные в основном в период с дата в том числе: водопровод 1 и II очереди, на которые не оформлено право собственности и не осуществлен регистрационный учет, функционирующие ненадлежащим образом. На момент проверки дата отсутствовала питьевая вода в жилых домах жителей адрес. Прокуратура Уфимского района Республики Башкортостан, ссылаясь на нормы федерального и республиканского законодательства, просит признать незаконным бездействие сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего питьевого водоснабжения населения адрес и по разработке и утверждению программы и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды. Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего питьевого водоснабжения населения адрес и по разработке и утверждению программы и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан незамедлительно обеспечить бесперебойную поставку качественной питьевой воды населению адрес, обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу и мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды адрес

Впоследствии прокурор Уфимского района Республики Башкортостан, уточнив исковые требования и указав в качестве соответчика Администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего питьевого водоснабжения населения адрес и по разработке и утверждению программы и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, обязать Администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан незамедлительно обеспечить бесперебойную поставку качественной питьевой воды в необходимом количестве населению адрес, в том числе путем подвоза населению, обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу и мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды адрес

Обжалуемым решением суда бездействие Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего питьевого водоснабжения населения адрес и по разработке и утверждению программы и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, признано незаконным. На Администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан возложена обязанность незамедлительно обеспечить бесперебойную поставку качественной питьевой воды в необходимом количестве населению адрес, в том числе путем подвоза населению, а также возложена обязанность в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу и мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды адрес.

В апелляционной жалобе представителем Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан С М.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что Администрацией сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан действия по устранению причин, способствовавших перебоям в поставке воды, исполняются, однако в летнее время в связи с увеличением населения, установленные мощности не справляются. Прокуратурой района неоднократно совершались выезды и составлялись акты, в материалах дела имеется акт об отсутствии каких-либо нарушений, однако данный факт судом учтен не был. На момент вынесения решения отсутствовали нарушения как по качеству так и по наличию давления в системе водоснабжения. Действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность органов местного самоуправления на принятие программы по организации, содержанию и развитию систем водоснабжения, улучшению и контролю за качеством. На момент вынесения решения актом осмотра от дата и письмом Управления Роспотребнадзора по РБ от дата было установлено, что поставка воды осуществляется, при чем надлежащего качества, в связи с чем непонятно как должна исполняться данная часть решения суда. Уфимскому краностроительному заводу были выделены часть земельных участков в адрес для строительства инженерных сетей, которые вследствие введения в отношения ООО «УКЗ» процедуры банкротства исполнены не были. В связи с чем в настоящее время сельскому поселению Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не представляется возможным осуществлять в полной мере возложенные него полномочия. Кроме того, имеется спор о признании за ООО «Профстрой» и жителями адрес право долевой собственности на водопровод 1 и 2 очереди. Судебными решениями было признано, что собственником ни одна из сторон не является. Администрацией сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан начата процедура по постановке на учет бесхозяйного имущества.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1).

Согласно ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.

В силу ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подп. 1 пункта 1 ст. 14, подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения прокурорской проверки послужили коллективные и индивидуальные обращения жителей адрес, поступавшие в течении ряда лет в адрес руководства сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, руководства Республики Башкортостан, прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан, прокуратуры Республики Башкортостан и других органов, из которых усматривается, что водопровод 1 и второй очереди в адрес являются бесхозяйными сетями, построены самовольно, без проектно-сметной документации, их мощность недостаточна для бесперебойной поставки воды, воды остро не хватает сотням жителям населенного пункта, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, получение коммунальных услуг надлежащего качества, более того создает угрозу для их жизни и имущества

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Как видно из нескольких актов проверки работниками прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан в течении дата поставляемой по сетям холодного водоснабжения воды не хватает, она поступает с перебоями, либо она полностью отсутствует, в частности в домах жителей верхнего массива адрес.

Отсутствие надлежащего водоснабжения нарушает в массовом порядке жилищные права жителей адрес, а также иных граждан, которые постоянно или временно пребывают в данном населенном пункте, на их круглосуточное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, создает угрозу их здоровью, жизни, что может привести к возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует о не соблюдении органами местного самоуправления муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с п. «а» ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (до редакции от 27.05.2014 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (редакции от 27.05.2014 года) начиная с 1 октября 2015 года к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (редакции от 27.05.2014 года) иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ до 1 января 2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселении осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст. ст. 8, 12 Закона Республики Башкортостан от 17 марта 1998 года №147-з «О питьевой воде» органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством, развитие питьевого водоснабжения в Республике Башкортостан осуществляется на основе целевых программ.

Статьей 14 данного закона установлено, что наряду со средствами федерального бюджета Российской Федерации для реализации мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития и улучшения систем питьевого водоснабжения и бюджета Республики Башкортостан, источниками финансирования водоснабжения являются также средства местных бюджетов, средства долевых взносов граждан и (или) юридических лиц на развитие питьевого и прочие источники, не запрещенные законодательством.

В нарушение указанных требований закона Администрацией сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до настоящего времени действенные меры по обеспечению надлежащего питьевого водоснабжения населения адрес Уфимского района не предприняты, подвоз воды в необходимых объемах не организован. Администрациями муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан мероприятия по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды не разработаны и не утверждены. Отсутствие надлежащего водоснабжения нарушает жилищные права жителей адрес, а также иных граждан, которые постоянно или временно пребывают в данном населенном пункте, на круглосуточное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, а также создает угрозу их здоровью. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления -избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно Закону сельское поселение и муниципальный район являются самостоятельными юридическими лицами, решающими вопросы местного значения. Вопросы местного значения муниципального района содержит ст.15 вышеуказанного закона, согласно которой организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам ведения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не относится.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 14 Закона, закрепляющие вопросы ведения сельского поселения. Согласно ФЗ № 136-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 -3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Однако, согласно ст. 4 Федерального закона № 136-ФЗ в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимаются законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные ч.4 ст. 35, ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - законы субъектов Российской Федерации). В течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации уставы городских округов, муниципальных районов, городских поселений приводятся в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и законов субъектов Российской Федерации.

До 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Законом Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 139-3 «О внесении изменений в закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации муниципальному району указанные полномочия переданы не были.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующим законодательством решение указанных вопросов к вопросам ведения и полномочиям муниципального района, в частности Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, не относится, соответственно, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не могла допустить бездействие в решении вопросов, не относящихся к ее компетенции, в связи с чем удовлетворил исковые требования, предъявленные к Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан С М.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий О.Ф. Железнов

Судьи И.В. Голубева

З.Г. Латыпова

Справка: судья Легковой В.В.