Председательствующий по делу Дело № 33-327/2018
судья Замиенова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
и судей краевого суда Михеева С.Н., Погореловой Е.А.
при секретаре Галицкой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Алханайская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ара-Илинская СОШ»,муниципальномубюджетному образовательному учреждению «Бальзинская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дульдургинская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чиндалейская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дульдургинская СОШ №», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Зуткулейская СОШ», муниципальному бюджетному вечернему(сменному) образовательному учреждению «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», администрации муниципального района «<адрес>», комитету образования и молодежной политики администрации муниципального района «<адрес>», министерству финансов <адрес>, министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о понуждении создать учебно-материальную базу,
по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства финансов <адрес>ФИО1
на решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2017 года, которым постановлено: исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «<адрес>», комитет образования и молодежной политики администрации MP «<адрес>» предоставить заявки в министерство образования и молодежной политики <адрес> для обеспечения создания необходимой учебно-материальной базы в МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ
«Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Зуткулейская СОШ», а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр; в МБОУ
«Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №» - противогазы, респираторы; в МБВ (с) ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» - приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты.
Министерство финансов <адрес> при наличии заявок профинансировать проведение мероприятий по созданию в МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ«Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ«Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Зуткулейская СОШ», «Бальзинская СОШ», МБВ (с)ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» указанной учебно-материальной базы.
Обязать МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Зуткулейская СОШ» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр.
Обязать МБОУ «Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: противогазы, респираторы.
Обязать МБВ (с) ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты.
Заслушав доклад судьи краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ответчикам, мотивируя следующим.
<адрес> в вышеуказанных школах проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности, в ходе которой выявлены нарушения в части военно-патриотического воспитания молодежи. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства о воинской обязанности приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр отсутствуют в МБОУ «Алханайской СОШ», МБОУ «Ара-Илинской СОШ», МБОУ «Дульдургинской СОШ №», МБОУ «ЧиндалейскойСОШ», МБОУ «Дульдургинской СОШ №», МБОУ «Зуткулейской СОШ». Помимо этого, в МБОУ «БальзинскойСОШ», МБОУ «Дульдургинской СОШ №» отсутствуют противогазы, респираторы. В МБВ (с) ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» отсутствуют приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты.
Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено Конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно-патриотическое воспитание молодежи. Отсутствие в указанных школах необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы неопределенного круга лиц и государства. На основании чего прокурор просил суд:
- обязать администрацию муниципального района «<адрес>», Комитет образования и молодежной политики администрации MP «<адрес>» предоставить заявки в Министерство образования и молодежной политики <адрес> для обеспечения создания необходимой учебно-материальной базы в МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Зуткулейская СОШ», а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр; в МБОУ «Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №» - противогазы, респираторы; в МБВ(с)ОУ «Дульдургинская вечерняя(сменная) общеобразовательная школа» - приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты;
- обязать Министерство финансов <адрес> при наличии заявок профинансировать проведение мероприятий по созданию в школахуказанной учебно-материальной базы; обязать МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №», МБОУ «Зуткулейская СОШ» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр.
- обязать МБОУ «Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ №» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: противогазы, респираторы;
- обязать МБВ(с)ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты (л.д.3-6).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.69-74).
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика министерства финансов <адрес>ФИО1 в апелляционной жалобепросит решение суда отменить в части обязания министерства финансов <адрес> профинансировать проведение проведения указанных в решении суда мероприятий, в иске к министерству финансов <адрес> отказать. Считает, что в исковом заявлении не содержится правового обоснования заявленных требований в защиту интересов Российской Федерации, а также указания на то, какие именно интересы РФ нарушены и подлежат защите или восстановлению. Также считает, что круг лиц по данному делу определен, поскольку возможно установить точное количество обучающихся в данных школах и привлечь их в качестве истцов. Следовательно, прокурор не имел право обращаться в суд с данным иском. Указывает на то, что министерство финансов <адрес> не наделено действующим законодательством полномочиями на участия в правоотношениях по предоставлению денежных средств на проведение мероприятий по оборудованию предметных кабинетов общеобразовательных организаций, не является главным распорядителем средств бюджета <адрес>, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Указывает, что финансирование указанных прокурором мероприятий осуществляется со стороны министерства финансов <адрес> согласно заявкам, поданным министерством образования, науки и молодежной политики <адрес>, в пределах лимитов, утвержденных на соответствующие цели в бюджете <адрес>. Полагает, что выделение министерством финансов <адрес> денежных средств непосредственно МБОУ, а также произвольное выделение денежных средств из бюджета <адрес>, кроме того выделение средств за пределами сумм, предусмотренных Законом о бюджете <адрес>, не входит в полномочия министерства и является нарушением действующего законодательства. Распределение учебных расходов по направлениям использования (приобретение учебников, учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и др.) осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно. Более того, образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом и само должно отвечать за исполнение обязательств, возложенных на него законом, в частности, за организацию и обеспечение образовательного процесса. Также обращает внимание, что нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, приведенные в Приложении № к Инструкции, являются рекомендуемыми (л.д.92-95).
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес>Кауров А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д.105).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав прокурора отдела <адрес>вой прокуратуры ФИО2, полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> – ФИО3, поддержавшую апелляционную жалобу министерства финансов края, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 11 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регламентировано, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 названного Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» совместным Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года утверждена Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.
Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Как подтверждается представленными суду первой инстанции материалами прокурорской проверки, вышеуказанные школы имеют недостаточную материально-техническую базу для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с государственными стандартами.
Следовательно, материально-техническая база не соответствует рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора.
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательныхорганизациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ «Об образовании» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Материалами дела подтвержден факт неполной обеспеченности учащихся школ учебными пособиями и техническими средствами обучения, что явилось следствием недостаточного финансирования.
Финансовым органом <адрес> является министерство финансов.
При таких обстоятельствах, при наличии заявки суд обоснованно возложил на министерство финансов <адрес> обязанность по выделению денежных средств на проведение мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права, со ссылкой на нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности, во внимание не принимаются, поскольку в рамках настоящего дела установлено отсутствие у школ необходимой учебно-материальной базы, соответственно, установлено несоответствие государственного образовательного стандарта, поэтому государственные гарантии прав граждан должны быть обеспечены за счет средств бюджета субъекта РФ путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.
Довод жалобы о том, что прокурор не вправе был обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц подлежит отклонению.
Из существа искового заявления прокурора следует, что он выступил в защиту интересов как Российской Федерации, так неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Так как категория лиц, чьи интересы затрагивает исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, то исковое заявление обоснованно подано в интересах неопределенного круга лиц.
Отсутствие в образовательном учреждении необходимого оснащения исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает интересы государства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи С. Н. Михеев
Е.А. Погорелова
Копия верна. Судья А.А. Карабельский
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>