ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-327/2018 от 23.01.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-327/2018

судья Замиенова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Карабельского А.А.

и судей краевого суда Михеева С.Н., Погореловой Е.А.

при секретаре Галицкой Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Алханайская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ара-Илинская СОШ»,муниципальномубюджетному образовательному учреждению «Бальзинская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дульдургинская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чиндалейская СОШ», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Дульдургинская СОШ », муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Зуткулейская СОШ», муниципальному бюджетному вечернему(сменному) образовательному учреждению «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», администрации муниципального района «<адрес>», комитету образования и молодежной политики администрации муниципального района «<адрес>», министерству финансов <адрес>, министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о понуждении создать учебно-материальную базу,

по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства финансов <адрес>ФИО1

на решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2017 года, которым постановлено: исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «<адрес>», комитет образования и молодежной политики администрации MP «<адрес>» предоставить заявки в министерство образования и молодежной политики <адрес> для обеспечения создания необходимой учебно-материальной базы в МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ », МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ

«Дульдургинская СОШ », МБОУ «Зуткулейская СОШ», а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр; в МБОУ

«Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ » - противогазы, респираторы; в МБВ (с) ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» - приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты.

Министерство финансов <адрес> при наличии заявок профинансировать проведение мероприятий по созданию в МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ«Дульдургинская СОШ », МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ«Дульдургинская СОШ », МБОУ «Зуткулейская СОШ», «Бальзинская СОШ», МБВ (с)ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» указанной учебно-материальной базы.

Обязать МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ », МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ », МБОУ «Зуткулейская СОШ» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр.

Обязать МБОУ «Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ » с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: противогазы, респираторы.

Обязать МБВ (с) ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты.

Заслушав доклад судьи краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ответчикам, мотивируя следующим.

<адрес> в вышеуказанных школах проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности, в ходе которой выявлены нарушения в части военно-патриотического воспитания молодежи. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства о воинской обязанности приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр отсутствуют в МБОУ «Алханайской СОШ», МБОУ «Ара-Илинской СОШ», МБОУ «Дульдургинской СОШ », МБОУ «ЧиндалейскойСОШ», МБОУ «Дульдургинской СОШ », МБОУ «Зуткулейской СОШ». Помимо этого, в МБОУ «БальзинскойСОШ», МБОУ «Дульдургинской СОШ » отсутствуют противогазы, респираторы. В МБВ (с) ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» отсутствуют приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено Конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно-патриотическое воспитание молодежи. Отсутствие в указанных школах необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы неопределенного круга лиц и государства. На основании чего прокурор просил суд:

- обязать администрацию муниципального района «<адрес>», Комитет образования и молодежной политики администрации MP «<адрес>» предоставить заявки в Министерство образования и молодежной политики <адрес> для обеспечения создания необходимой учебно-материальной базы в МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ », МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ », МБОУ «Зуткулейская СОШ», а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр; в МБОУ «Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ » - противогазы, респираторы; в МБВ(с)ОУ «Дульдургинская вечерняя(сменная) общеобразовательная школа» - приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты;

- обязать Министерство финансов <адрес> при наличии заявок профинансировать проведение мероприятий по созданию в школахуказанной учебно-материальной базы; обязать МБОУ «Алханайская СОШ», МБОУ «Ара-Илинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ », МБОУ «Чиндалейская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ », МБОУ «Зуткулейская СОШ» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр.

- обязать МБОУ «Бальзинская СОШ», МБОУ «Дульдургинская СОШ » с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: противогазы, респираторы;

- обязать МБВ(с)ОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе на выделенные денежные средства приобрести необходимую учебно-материальную базу, а именно: приборы радиационной разведки, бытовой дозиметр, противогазы, респираторы, костюм химической защиты (л.д.3-6).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.69-74).

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика министерства финансов <адрес>ФИО1 в апелляционной жалобепросит решение суда отменить в части обязания министерства финансов <адрес> профинансировать проведение проведения указанных в решении суда мероприятий, в иске к министерству финансов <адрес> отказать. Считает, что в исковом заявлении не содержится правового обоснования заявленных требований в защиту интересов Российской Федерации, а также указания на то, какие именно интересы РФ нарушены и подлежат защите или восстановлению. Также считает, что круг лиц по данному делу определен, поскольку возможно установить точное количество обучающихся в данных школах и привлечь их в качестве истцов. Следовательно, прокурор не имел право обращаться в суд с данным иском. Указывает на то, что министерство финансов <адрес> не наделено действующим законодательством полномочиями на участия в правоотношениях по предоставлению денежных средств на проведение мероприятий по оборудованию предметных кабинетов общеобразовательных организаций, не является главным распорядителем средств бюджета <адрес>, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Указывает, что финансирование указанных прокурором мероприятий осуществляется со стороны министерства финансов <адрес> согласно заявкам, поданным министерством образования, науки и молодежной политики <адрес>, в пределах лимитов, утвержденных на соответствующие цели в бюджете <адрес>. Полагает, что выделение министерством финансов <адрес> денежных средств непосредственно МБОУ, а также произвольное выделение денежных средств из бюджета <адрес>, кроме того выделение средств за пределами сумм, предусмотренных Законом о бюджете <адрес>, не входит в полномочия министерства и является нарушением действующего законодательства. Распределение учебных расходов по направлениям использования (приобретение учебников, учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и др.) осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно. Более того, образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом и само должно отвечать за исполнение обязательств, возложенных на него законом, в частности, за организацию и обеспечение образовательного процесса. Также обращает внимание, что нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, приведенные в Приложении к Инструкции, являются рекомендуемыми (л.д.92-95).

В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес>Кауров А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д.105).

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав прокурора отдела <адрес>вой прокуратуры ФИО2, полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя министерства образования, науки и молодежной политики <адрес>ФИО3, поддержавшую апелляционную жалобу министерства финансов края, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 11 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регламентировано, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 названного Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» совместным Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года утверждена Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Как подтверждается представленными суду первой инстанции материалами прокурорской проверки, вышеуказанные школы имеют недостаточную материально-техническую базу для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с государственными стандартами.

Следовательно, материально-техническая база не соответствует рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора.

В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательныхорганизациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ «Об образовании» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Материалами дела подтвержден факт неполной обеспеченности учащихся школ учебными пособиями и техническими средствами обучения, что явилось следствием недостаточного финансирования.

Финансовым органом <адрес> является министерство финансов.

При таких обстоятельствах, при наличии заявки суд обоснованно возложил на министерство финансов <адрес> обязанность по выделению денежных средств на проведение мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права, со ссылкой на нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности, во внимание не принимаются, поскольку в рамках настоящего дела установлено отсутствие у школ необходимой учебно-материальной базы, соответственно, установлено несоответствие государственного образовательного стандарта, поэтому государственные гарантии прав граждан должны быть обеспечены за счет средств бюджета субъекта РФ путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

Довод жалобы о том, что прокурор не вправе был обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц подлежит отклонению.

Из существа искового заявления прокурора следует, что он выступил в защиту интересов как Российской Федерации, так неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так как категория лиц, чьи интересы затрагивает исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, то исковое заявление обоснованно подано в интересах неопределенного круга лиц.

Отсутствие в образовательном учреждении необходимого оснащения исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает интересы государства.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Карабельский

Судьи С. Н. Михеев

Е.А. Погорелова

Копия верна. Судья А.А. Карабельский

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>