ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3281/2015 от 20.11.2015 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Куц Е.В. Дело № 33-3281/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 ноября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей: Карелиной Е.Г., Шефер И.А.,

при секретаре Климашевской Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Демаковой Н. В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее – ИФНС России по г. Томску, Инспекция) о возложении обязанности исключить записи из Единого государственного реестра юридических лиц

по апелляционной жалобе истца Демаковой Н. В. на решение Советского районного суда г. Томска от 10.08.2015.

Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., представителя ИФНС России по г.Томску Потемкину О.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Демакова Н.В. обратилась в суд с иском к ИФНС России по г. Томску, в котором просила возложить на ответчика обязанность исключить из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) запись о руководителе ликвидационной комиссии Демаковой Н.В. в сведениях о физических лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени жилищно-строительного кооператива «Сосна» (далее – ЖСК «Сосна», кооператив) и запись о местонахождении ЖСК «Сосна» по адресу: /__/.

Требования мотивированы тем, что 24.12.2008 ИФНС России по г. Томску внесла в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ЖСК «Сосна», о ней (Демаковой Н.В.) как о руководителе ликвидационной комиссии, имеющем право без доверенности действовать от имени ЖСК «Сосна», о месте нахождения кооператива по адресу: /__/. Ликвидационная комиссия ЖСК «Сосна», выполнив возложенные на нее законом обязанности, фактически завершила свою деятельность к концу 2009 года. Однако из-за отсутствия имущества и денежных средств, необходимых для завершения ликвидации (составление отчетности, промежуточного и ликвидационного баланса), руководитель ликвидационной комиссии не смогла представить данные сведения в налоговый орган. Ликвидационная комиссия уведомила ИФНС России по г. Томску по форме заявления Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем 18.02.2015 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. 26.03.2015 ликвидационная комиссия подала в ИФНС России по г. Томску заявление по форме Р16001 о ликвидации ЖСК «Сосна», во внесении сведений о которой в ЕГРЮЛ ответчиком необоснованно отказано. Поскольку ликвидация ЖСК «Сосна» фактически завершена, кооператив имеет все признаки недействующего юридического лица, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, исполнительный орган указанного юридического лица, ликвидационная комиссия и ее председатель не находятся, у нее (Демаковой Н.В.) отсутствуют полномочия действовать без доверенности от имени ЖСК «Сосна», наличие в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о ней как о руководителе ликвидационной комиссии, имеющем право действовать без доверенности от имени ЖСК «Сосна», и о местонахождении ЖСК «Сосна» нарушает ее права, обязывает действовать от имени ЖСК «Сосна».

В судебном заседании Демакова Н.В., действующая в своих интересах и интересах третьего лица ЖСК «Сосна» иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ИФНС России по г. Томску Потемкина О.В. иск не признала.

Решением Советского районного суда г. Томска от 10.08.2015 в удовлетворении исковых требований Демаковой Н.В.отказано.

В апелляционной жалобе истец Демакова Н.В. просит решение отменить, принять новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования.

Считает, что судом первой инстанции не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, свидетельствующим о том, что ЖСК «Сосна» является недействующим юридическим лицом, и у нее отсутствуют полномочия действовать от имени кооператива. Указывает, что она в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» вправе требовать уточнения своих данных, в том числе в ЕГРЮЛ, в случае их недостоверности. Отмечает, что ответчик и суд не вправе возложить на нее полномочия руководителя ликвидационной комиссии ЖСК «Сосна» после истечения их срока. Ссылается на заинтересованность судьи в исходе дела, указывая, что судья ранее приняла решение о возложении на истца обязанности включить требования К. в промежуточный ликвидационный баланс, приняла меры по обеспечению иска в виде запрета налоговому органу осуществлять государственную регистрацию действий, связанных с исключением записи из ЕГРЮЛ о ликвидации ЖСК «Сосна».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ИФНС России по г. Томску Потемкина О.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Демаковой Н.В. – без удовлетворения.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие истца Демаковой Н.В., представляющей также интересы третьего лица ЖСК «Сосна», извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.

Согласно ч.1,2 ст.116 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива; компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом. Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом (ч.4 ст.117 ЖК РФ). Согласно п.5 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе.

Как предусмотрено п.1.4, 1.9 Устава ЖСК «Сосна», утвержденного решением общего собрания членов кооператива от 03.04.2004 (л.д.43), кооператив является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, его место нахождения: /__/. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание (п.7.1), к компетенции которого отнесено, в том числе принятие решений о внесении изменений и дополнений в Устав и о ликвидации кооператива (п.8.4). Управление кооперативом переходит от правления кооператива к ликвидационной комиссии с момента принятия решения о ликвидации (п. 13.4.1 Устава).

Судом установлено, следует из протокола № 3 от 01.12.2008 (л.д. 42), что 01.12.2008 общим собранием членов ЖСК «Сосна» принято решение о ликвидации кооператива, создана ликвидационная комиссия, председателем (руководителем) которой выбрана Демакова Н.В.

На основании данного протокола общего собрания членов ЖСК «Сосна» 24.12.2008 ИФНС России по г. Томску внесла в ЕГРЮЛ сведения (записи) о принятом решении о ликвидации ЖСК «Сосна», о формировании ликвидационной комиссии, и о ее руководителе Демаковой Н.В., как о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (выписка из ЕГРЮЛ, л.д.19-23). Согласно содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям, адресом места нахождения ЖСК «Сосна» является: /__/.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Демакова Н.В. ссылалась на то, что содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе ЖСК «Сосна» и о ней, как руководителе ликвидационной комиссии кооператива, являются недостоверными, что нарушает ее права, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность исключить данные сведения из ЕГРЮЛ.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано внесение в установленном законом порядке изменений в учредительные документы кооператива в части его местонахождения, переизбрание председателя ликвидационной комиссии ЖСК «Сосна» и того, что предусмотренная законом процедура внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о ЖСК «Сосна» Демаковой Н.В. не соблюдена.

С данными выводами судебная коллегия согласна.

Согласно п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с абз. 2 ст.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подп. «в, и.1, л» п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения о юридическом лице, в том числе: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Из п.4 ст.5 указанного Федерального закона следует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации; сведения государственных реестров, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Как следует из пунктов 1,2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, в том числе, подписанные заявителем заявления соответственно - о государственной регистрации и о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, предусмотрена форма Р13001, для внесения в единый государственный реестр

юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, предусмотрена форма Р14001.

Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции и стороной истца не опровергнуто, доказательств обращения ЖСК «Сосна» в ИФНС России по г.Томску с заявлениями по форме Р13001, Р14001 стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и положения п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, согласно которым записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности истцом нарушения либо угрозы нарушения ее прав со стороны ответчика.

Доводы апеллянта, что она не смогла подать в установленном законом порядке в ИФНС России по г. Томску заявления по формам Р13001, Р14001 поскольку, по ее мнению, не имеет полномочий действовать от имени ЖСК «Сосна» противоречат сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основаны на предположении, в силу чего судебной коллегией отклоняются. Иные приведенные в апелляционной жалобе причины неподачи данных заявлений (никто из членов комиссии не желает числиться руководителем ликвидационной комиссии кооператива, связь с учредителями кооператива потеряна), от обязанности подачи указанных заявлений для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ не освобождают.

При установленных обстоятельствах, учитывая также, что из материалов дела следует (л.д.67-87), что в государственной регистрации в связи с ликвидацией кооператива ответчиком отказано по подп. «з» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ввиду наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подп. «г» п.1 ст.21 настоящего Федерального закона (непредставление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений), данный отказ решением заместителя руководителя УФНС России по Томской области от 06.05.2015 № 145 (л.д.67,68) признан обоснованным, в судебном порядке не оспорен и незаконным не признан, а в силу п.4 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ сведения государственных реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, доводы апеллянта о недостоверности записей ЕГРЮЛ о ней как о руководителе ликвидационной комиссии, имеющей право действовать без доверенности от имени ЖСК «Сосна», в связи с фактическим прекращением деятельности кооператива и истечением срока полномочий руководителя ликвидационной комиссии, об адресе места нахождения, в связи с тем, что фактически кооператив по указанному в реестре адресу не находится, основанием для отмены решения и удовлетворения иска не являются.

При этом судебная коллегия также отмечает, что в силу п.2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ с момента внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что кооператив находится в процессе ликвидации, а такая запись в отношении ЖСК «Сосна» внесена 24.12.2008, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы.

Ввиду отсутствия у ответчика оснований для внесения в установленном законом порядке изменений в записи ЕГРЮЛ, на исключении которых в рамках настоящего спора настаивает истец, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговым органом права истца не нарушены, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.

Ссылка Демаковой Н.В. на то, что она в соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» вправе требовать уточнения своих данных, в том числе в ЕГРЮЛ, в случае их недостоверности, судебной коллегией отклоняется, поскольку как указано выше в силу п.4 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ сведения государственных реестров, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, а основания для этого у налогового органа отсутствовали.

Доводы истца о заинтересованности судьи в исходе дела не основаны на доказательствах. Участие судьи в рассмотрение иного спора, участником по которому являлась Демакова Н.В., независимо от результата его рассмотрения, само по себе о заинтересованности судьи в исходе дела не свидетельствует и в силу ст.16,17 ГПК РФ не является основанием для отвода судьи.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Нормы материального права применены судом верно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 10.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Демаковой Н. В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: