ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33-3283/2017
г. Уфа 15 февраля 2017г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Смирновой О.В.,
судей Александровой Н.А. и Пономаревой Л.Х.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкортостанской таможни о признании имущества бесхозяйным
по апелляционной жалобе Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 2 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Башкортостанская таможня обратилась в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным, мотивируя тем, что в адрес Омурбекова А.Э. был направлен товар - монеты различных стран мира и различных наименований (общий вес составил 15,39 кг).
В отношении части монет, созданных более 50 лет назад, а так же монет с затертым и неидентифицируемым годом выпуска, Уфимским таможенным постом было принято решение о проведении таможенной экспертизы на предмет отнесения их к культурным ценностям. На проведение таможенной экспертизы было направлено 250 монет. В отношении остальных монет принято решение о выпуске в личное пользование 25 декабря 2015г.
Согласно заключению таможенного эксперта .... 225 монет, направленных на таможенную экспертизу, являются культурными ценностями. Омурбеков А.Э. извещался о возможности получения 25 монет, не отнесенных к культурным ценностям в ходе проведения таможенной экспертизы .... При этом, каких-либо действий, направленных на получение указанных монет и размещения их на временное хранение, Омурбековым А.Э. не предпринято.
Просила суд признать товар – монеты, общая стоимость составляет ... руб., бесхозяйным, обратить в собственность Российской Федерации и передать в распоряжение Территориальному управлению Росимущества в Республике Башкортостан.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 2 ноября 2016г. требования Башкортостанской таможни о признании имущества бесхозяйным удовлетворены: товар – монеты, общая стоимость составляет ... руб. признан бесхозяйным, обращен в собственность Российской Федерации и передан в распоряжение Территориальному управлению Росимущества в Республике Башкортостан.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан просит решение суда отменить в части передачи товара – монет различных стран мира в распоряжение Территориального управление Росимущества в Республике Башкортостан. В обоснование доводов апелляционной жалобы полагает указанное решение суда незаконным, необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что функции по распоряжению монетами осуществляет не Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан, а Федеральное казначейство по Республике Башкортостан, которое к участию в деле привлечено не было.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан – Крайновой Э.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Башкортостанской таможни – Трошкиной Д.С., возражавшей в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно статье 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Из материалов дела следует, что в адрес Омурбекова А.Э. направлен товар - монеты различных стран мира и различных наименований, общий вес составил 15,39 кг. Данный товар ввезен на территорию Евразийского экономического союза в международном почтовом отправлении ... и задекларирован на Уфимском таможенном посте 09 декабря 2014 года.
В отношении части монет, созданных более 50 лет назад, а так же монет с затертым и неидентифицируемым годом выпуска, Уфимским таможенным постом принято решение о проведении таможенной экспертизы на предмет отнесения их к культурным ценностям. На проведение таможенной экспертизы было направлено 250 монет. В отношении остальных монет принято решение о выпуске в личное пользование 25 декабря 2015 года.
Согласно заключению таможенного эксперта ... года 225 монет, направленных на таможенную экспертизу, являются культурными ценностями. На основании п. 5 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза 20 августа 2015 года произведено задержание 225 монет.
Омурбеков А.Э. извещался о возможности получения 25 монет, не отнесенных к культурным ценностям в ходе проведения таможенной экспертизы ..., однако каких-либо действий, направленных на получение указанных монет и размещения их на временное хранение, им не предпринято.
На основании вышеизложенного произведено задержание 25 монет и составлен протокол задержания товаров и документов на них от 11 апреля 2016 года:
монета из металла достоинством 50 песет. Дата создания: 1967 года. Место создания: Испания. Диаметр: 30мм. Форма: круглая;
монета из металла, определить номинал, дату создания, место создания не представляется возможным. Диаметр:25мм. Форма: круглая;
монета из металла, определить номинал, дату создания не представляется возможным. Место создания: Великобритания. Диаметр: 25мм. Форма: круглая;
монета из металла, определить денежную единицу, дату, место создания, не представляется возможным. Диаметр:23мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 50 байса. Дата создания: 1970 г. Место создания: Мускат и Оман. Диаметр: 24мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 10 пиастров. Дата создания: 1967г. Место создания: Египет. Диаметр: 21мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 1 бат. Дата создания: 1995г. Место создания: Таиланд. Диаметр: 20мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 1/2 пенни. Дата создания: 1973г. Место создания: Великобритания. Диаметр: 20мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 5 пойш. Дата создания: 1980г. Место создания: Бангладеш. Диаметр: 19мм. Форма: квадратная с закругленными краями;
монета из металла достоинством 1 форинт. Дата создания: 1988г. Место создания: Венгрия. Диаметр: 22мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 1 агора. Дата создания: 1967г. Место создания: Израиль. Диаметр: 21мм. Форма: волнистая;
монета из металла достоинством 1 франк. Дата создания: 1970г. Место создания: Бельгия. Диаметр: 21мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 1 цент. Дата создания: 1977г. Место создания: Мальта. Диаметр: 26мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 25 песет. Дата создания: 1965г. Место создания: Испания. Диаметр: 30мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 25 песет. Дата создания: 1969г. Место создания: Испания. Диаметр: 30мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 5 песет. Дата создания: 1974г. Место создания: Испания. Диаметр: 23мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 5 песет. Дата создания: 1974г. Место создания: Испания. Диаметр: 23мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 5 песет. Дата создания: 1973г. Место создания: Испания. Диаметр: 23мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 5 песет. Дата создания: 1965г. Место создания: Испания. Диаметр: 23мм. Форма: круглая;
игровой жетон из метала достоинством 5 пенсов. Дата создания: неизвестна. Место создания: Англия. Диаметор:23мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 25 халлалов. Дата создания: 1972г. Место создания: Саудовская Аравия. Диаметр: 22,5мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 10 франков. Дата создания: 1978г. Место создания: Франция. Диаметр: 25мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 2 пфеннинга. Дата создания: 1972 года. Место создания: ФРГ. Диаметр: 19мм. Форма: круглая;
игровой жетон из металла достоинством 2/19 пенсов. Дата создания: неизвестна. Место создания: Англия. Диаметр.30 мм. Форма: круглая;
монета из металла достоинством 2 пайсы. Дата создания: 1975г. Место создания: Индия. Диаметр: 19мм. Форма: круглая.
В течение установленного п. 1 ст. 146 Таможенного кодекса Таможенного союза месячного срока действий, направленных на получение монет, собственником не производилось, каких-либо заявлений относительно монет в Башкортостанскую таможню не поступало. Срок хранения истек 11 мая 2016 года.
На основании изложенного, проанализировав представленные доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая, что Омурбеков А.Э. как собственник отказался от владения и распоряжения указанным товаром, поскольку с его стороны не предпринято никаких действий в отношение спорного имущества в течение длительного времени, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Башкортостанской таможни.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на фактических обстоятельствах, правильно установленных судом, и нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на ошибочность передачи денежных средств Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан для последующего распоряжения, являются несостоятельными в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 утвержден Порядок учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.
Согласно подп. "д" п. 2 Порядка учета, оценки и распоряжения имуществом, имущество обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке зачисляются в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранной валютой являются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.
Таким образом, поскольку в настоящем случае предметом заявленных требований являются игровые жетоны и валюта, вышедшая из оборота и не подлежащая обмену, не находящаяся в обращении и не являющаяся законным средством наличного платежа на территории соответствующего государства, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства" указанный товар подлежит в установленном порядке передаче в Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан.
Доказательств обратного, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлено.
Поскольку права Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан не затронуты обжалуемым решением, оснований для его привлечения к участию в настоящем деле в качестве ответчика у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции и ставящие под сомнение принятое судом решение, и не могут являться основанием для отмены постановленного решения, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 2 ноября 2016 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан- без удовлетворения.
Председательствующий Смирнова О.В.
Судьи Александрова Н.А.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья Давыдов Д.В.