ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3290/19 от 25.09.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья .. дело № 33-3290/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 25 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.

судей областного суда: Егоровой И.В., Лапшиной Л.Б.,

при секретаре: Максутовой С.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития и труда Астраханской области

на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13 июня 2019 года

по иску Ишангалиевой Консулы Наримановны к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что решением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 5 сентября 2018 года ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Считает отказ незаконным, поскольку полагает, что у нее имеется право на получение звания ввиду наличия Почетной грамоты Губернатора Астраханской области. Просит обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области присвоить ей звание «Ветеран труда».

В судебное заседание ФИО1 не явилась, ее представитель по доверенности ФИО2 поддержала исковые требования.

Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО3 иск не признала.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 13 июня 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития и труда Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска.

На заседание коллегии ФИО1 и ее представитель ФИО2 не явились, представителем представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Учитывая надлежаще извещение истца и его представителя, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Министерства социального развития и труда Астраханской ФИО3, поддержавшей апелляционную жалобу, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основанию неправильного применения норм материального права.

Установлено, что в августе 2019 года ФИО1 обратилась в Министерство социального развития и труда Астраханской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив Почетную грамоту Губернатора Астраханской области.

Решением комиссии по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» Министерства социального развития и труда Астраханской области от 5 сентября 2018 года № 18 в присвоении звания отказано, так как представленная награда не предусмотрена в Перечне ведомственных знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

Будучи не согласной с вынесенным решением, ФИО1 обратилась в суд за защитой нарушенного права. Рассматривая заявленный иск, суд первой инстанции согласился с доводами истца, признав решение Министерства социального развития и труда Астраханской области незаконным.

Судебная коллегия не соглашается с выводами районного суда и находит их основанными на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 приведенного Федерального закона).

Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с положениями статей 10 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках предоставленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Таким актом в Астраханской области является Закон Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44/2006-03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Статьей 1 Закона Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44/2006-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (ред. от 26.12.2016) установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным учрежденными в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (далее - ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Звание «Ветеран труда» присваивается органом, уполномоченным Правительством Астраханской области.

Рассмотрев заявление ФИО1, комиссия по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» Министерства социального развития и труда Астраханской области пришла к обоснованному выводу, что Почетная грамота губернатора Астраханской области не относится к наградам, установленным статьей 1 Закона Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44/2006-03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Ссылку суда и истца на Перечень ведомственных знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства Астраханской области № 439-П от 21 декабря 2006 года, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данный Перечень утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Астраханской области от 9 марта 2017 года № 63-П.

Выводы суда о том, что на момент награждения ФИО1 вышеуказанной Почетной грамотой данный Перечень не был отменен, судебная коллегия находит основанным на неправильном толковании норм права.

В соответствии со статьей 5 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 18/2012-ОЗ (ред. от 03.06.2015) Закон Астраханской области - нормативный правовой акт, принимаемый Думой Астраханской области, регламентирующий наиболее значимые общественные отношения, регулирование которых относится к компетенции Астраханской области.

Согласно статье 6 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 18/2012-ОЗ (ред. от 03.06.2015) к подзаконным нормативным правовым актам органов государственной власти Астраханской области (далее - подзаконные нормативные правовые акты) относятся: постановления Думы Астраханской области нормативного характера (далее - нормативные постановления Думы Астраханской области); постановления Губернатора Астраханской области; постановления Правительства Астраханской области; постановления иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области, наделенных правом осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава Астраханской области, законов Астраханской области, а также постановлений Губернатора Астраханской области, Правительства Астраханской области.

При этом частью 3 статьи 7 названного Закона подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить Уставу Астраханской области и законам Астраханской области. В случае их противоречия действует Устав Астраханской области или закон Астраханской области. После принятия соответствующего закона Астраханской области подзаконные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с данным законом Астраханской области в течение трех месяцев.

Поскольку Законом Астраханской области от 26 декабря 2016 года № 92/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (принят Думой Астраханской области 22.12.2016) изменена, в частности, редакция статьи 1 названного Закона, Перечень ведомственных знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства Астраханской области № 439-П от 21 декабря 2006 года, подлежал приведению в соответствие с Законом Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44/2006-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», а, следовательно, не мог учитываться на момент рассматриваемых правоотношений.

Таким образом, исходя из приведенных норм, при установлении противоречия подзаконного нормативного акта Закону Астраханской области действует последний. В связи с чем при разрешении возникшего спора суд первой инстанции должен был руководствоваться статьей 1 Закона Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44/2006-03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в редакции от 26 декабря 2016 года. И поскольку приведенной нормой Почетная грамота губернатора субъекта не отнесена к наградам федерального органа государственной власти, органа государственной власти и управления СССР либо к ведомственным знакам отличия в труде, решение комиссии Министерства социального развития и труда Астраханской области об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» является правомерным. Из содержания статьи 2 Закона Астраханской области от 15 августа 2006 года № 44/2006-ОЗ следует, что присвоение звания носит заявительный характер, следовательно, при рассмотрении соответствующего заявления компетентный орган руководствуется действующим законодательством.

При таких обстоятельствах решение районного суда является незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Ишангалиевой Консулы Наримановны к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» отказать.