ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3292/2015 от 26.05.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Судья Харченко Н.А. Дело № 33-3292/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 мая 2015 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи Полшковой Н.В.,

судей Морозовой Л.В., Судак О.Н.,

при секретаре Гатченко О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Демидова А.В. и Демидовой Е.А., действующих также в интересах несовершеннолетних Я., И. и М. к Департаменту молодежной и жилищной политики Оренбургской области о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты по апелляционной жалобе Демидова А.В. и Демидовой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2015 года,

заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., пояснения истцов Демидова А.В. и Демидовой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента молодежной политики Оренбургской области Дыга М.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Демидов А.В. и Демидова Е.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Я., И., М., обратились в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты к Департаменту молодежной и жилищной политики Оренбургской области (далее по тексту – ДМЖП), ссылаясь на то, что 12.11.2012 г. распоряжением администрации МО *** № 43-р их семья в составе 3 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании распоряжения администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области № 351-р от 26.11.2012 г. семья Демидовых включена в состав участников областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 гг.». Получив в марте 2013 г. у ответчика устную консультацию, (дата) заключили с ОАО ***» кредитный договор № от (дата) на сумму *** руб. для приобретения жилья. В соответствии с договором от (дата) Демидовы А.В. и Е.А. приобрели квартиру по адресу: (адрес), общей площадью 70,80 кв.м. (дата) родились И. и М.. 25.08.2014 г. истцы обратились в ДМЖП с заявлением на получение социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка. В соответствии с письмом ответчика от 03.09.2014 г. Демидовым было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с тем, что семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспеченная жильем выше учетной нормы. Истцы не согласны с отказом и с учетом уточнений просят суд признать незаконным отказ ДМЖП от 03.09.2014 г., обязать ответчика поставить на соответствующий учет семью Демидовых и произвести социальную выплату во втором квартале 2015 г..

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Правительство Оренбургской области, администрация МО Кувандыкский район, администрация г.Оренбург от участия в деле в качестве третьего лица освобождена.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2015 года Демидову А.В. и Демидовой Е.А. в иске отказано.

На указанное решение суда истцами подана апелляционная жалоба, в которой они просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит ее обоснованной, а решение суда – подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом, на основании распоряжения администрации МО *** № 43-р от 12.11.2012 г. семья ФИО1 в составе трех человек была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с распоряжением администрации МО Курманаевский район Оренбургской области от 26.11.2012 г. № 351-р истцы включены в состав областной Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы".

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от (дата) ФИО2 приобрели квартиру по адресу: (адрес), с использованием кредитных денежных средств, предоставленных ОАО «***» по кредитному договору от (дата) г.. Площадь приобретенного жилья составляет 70,8 кв.м. Срок кредита- *** месяца.

Как усматривается из предоставленных истцами документов, в указанной квартире они зарегистрированы и проживают.

(дата) в семье Д-вых родились дети М. и И..

27.08.2014 г. ФИО1 АВ. обратился в ДМЖП с заявлением на постановку на учет для получения социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка в рамках областной целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы».

Уведомлением Департамента молодежной политики Оренбургской области от 03.09.2014 г. истцам отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, ввиду того, что в ходе экспертизы представленных ими документов, было установлено, что их семье на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: (адрес), общей площадью 70,8 кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится 14,16 кв.м. общей площади, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в *** с\с (адрес), в связи с чем семья Д-вых не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, суд указал на отсутствие нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий в связи с приобретением на праве собственности указанного выше жилого помещения, а также на снятие их с учета в качестве нуждающихся администрацией МО *** 22.08.2014 года.

Однако с указанными выводами суда судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г., в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

Согласно разделу 3 федеральной Программы на 2011 - 2015 годы субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", дополнительно предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы социальную выплату в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья эконом-класса при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья эконом-класса, в том числе ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилья эконом-класса".

В рамках Федеральной целевой Программы постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 г. N 370-пп "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" (далее - областная Программа на 2011 - 2015 годы), предусматривается предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья и предоставление дополнительной социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка при решении молодыми семьями жилищных проблем (приложение N 2 к Программе).

Согласно абзацу 1, 2 раздела 5 Программы, механизм реализации Программы направлен на оказание государственной поддержки молодым семьям-участницам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальной выплаты на приобретение жилья и социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка. Ее участницей может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в ее реализации (далее - молодая семья - участница Программы).

В соответствии с абзацем 6 раздела 5 Программы если молодая семья до принятия государственным заказчиком Программы решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в Программе для постановки молодых семей на учет, или получила социальную выплату, то молодая семья снимается с учета на получение социальной выплаты и перестает быть участницей Программы, если иное не оговорено в Программе.

Правила постановки молодых семей на учет, формирования списков молодых семей - участниц Программы и предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья, а также на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка утверждаются Правительством Оренбургской области.

В целях реализации мероприятий областной Программы на 2011 - 2015 годы Правительством Оренбургской области в постановлении от 22 декабря 2010 года N 925-п "Об утверждении правил предоставления социальной выплаты молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка" были утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.

В соответствии с указанным постановлением социальная выплата молодым семьям на погашение части стоимости приобретенного жилого помещения в случае рождения (усыновления) ребенка предоставляется на последнего рожденного ребенка (детей - в случае рождения двойни, тройни и т.д.) департаментом молодежной политики Оренбургской области (далее - исполнитель Программы) за счет средств областного бюджета (пункт 2 Правил).

Согласно пункту 3 Правил право на постановку на учет для получения указанной социальной выплаты имеют молодые семьи, соответствующие следующим условиям: молодая семья состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве участницы Программы; является нуждающейся в улучшении жилищных условий; все члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; постоянно проживает на территории Оренбургской области, приобретенное молодой семьей жилое помещение находится в собственности только членов молодой семьи и расположено на территории Оренбургской области; не прошло трех лет со дня рождения ребенка в молодой семье; имеет остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, непогашенного кредита (займа), полученного на приобретение жилого помещения, и (или) подтверждение использования собственных средств на приобретение жилого помещения; молодая семья ранее не получала государственную поддержку на приобретение жилого помещения за счет федерального и (или) областного и(или) местного бюджета.

В случае отсутствия оснований для постановки на учет на получение социальной выплаты либо обнаружения неточностей в представленных документах исполнитель Программы в течение десяти рабочих дней после получения от молодой семьи заявления и необходимых документов уведомляет молодую семью об отказе в постановке на учет либо о необходимости представления документов, устраняющих неточности.

Социальная выплата молодой семье предоставляется департаментом молодежной политики Оренбургской области (далее - исполнитель Программы) за счет средств областного бюджета (п.2 Правил).

Учет молодых семей, желающих получить социальную выплату, осуществляет исполнитель Программы. Для постановки на учет молодая семья предоставляет исполнителю Программы документы, указанные в п.4 Правил, в том числе справку от кредитора о сумме задолженности, а также реквизиты банка и номер ссудного счета заемщика (п.4 Правил).

Таким образом, учитывая, что семья истцов соответствует всем указанным в п.3 условиям для постановки на учет для получения социальной выплаты, она должна быть поставлена на учет для получения такой выплаты.

Жилое помещение приобретено ими после постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и включении их в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2012-2015 годы (11.11.2012 и 26.11.2012 г. соответственно).

Они до настоящего времени стоят на учете в качестве участников этой Программы, что подтверждается справкой, выданной администрацией МО Курманаевский район ( л.д. 78).

Указанное жилое помещение они приобрели на кредитные средства и имеют остаток невыплаченной задолженности по кредитному договору, в связи с чем имеют право на получение социальной выплаты на погашение части кредита.

В силу п. 5 Правил исполнитель Программы после проверки представленных документов в течение двадцати рабочих дней со дня подачи полного пакета документов и наличия оснований ставит молодую семью на учет для получения социальной выплаты. Датой постановки на учет является дата постановки на учет молодой семьи в качестве участницы Программы органом местного самоуправления.

Как было указано ранее, семья истцов была поставлена на учет в качестве участницы Программы 26.11.2012 года и до настоящего времени с этого учета не снята.

То обстоятельство, что истца были сняты с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения распоряжением администрации МО *** 22.08.2014 года правового значения для разрешения дела не имеет, поскольку основанием для их снятия с такого учета явилось не изменение их жилищных условий, а перемена места жительства ( л.д. 63).

Кроме того, на момент приобретения ими жилого помещения в (адрес), они на таком учета состояли.

В связи с чем, доводы ответчика и выводы суда о том, что в связи с приобретением указанного жилого помещения истцы перестали нуждаться в улучшении жилищных условий, являются необоснованными.

Факт приобретения жилого помещения не является основанием для исключения семьи истцов из участников Программы, поскольку указанной Программой и Правилами предусмотрено право на получение социальной выплаты на погашение части кредита, полученного на приобретение жилого помещения. Для получения такой выплаты молодая семья предоставляет, в том числе, документы, подтверждающие приобретение жилого помещения (договор купли-продажи и др.).

Таким образом, социальная выплата производится в данном случае не на приобретение жилого помещения в будущем, а на погашение кредита, на который уже было приобретено жилое помещение.

То обстоятельство, что истцы приобрели жилое помещение, превышающее учетную норму жилой площади на одного человека, также не может являться препятствием для получения социальной выплаты.

Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат, в соответтвии с п. 32 которых установлено, что общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья.

Таким образом, приобретаемое жилое помещение по общей площади может превышать указанную выше учетную норму.

В связи с чем, решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты и обязании поставить семью истцов на учет для получения такой выплаты подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении указанных исковых требований ФИО1 и ФИО3

В силу п. 11 Правил правом приоритетного получения социальной выплаты обладают следующие категории молодых семей:

первая категория - молодые семьи, усыновившие ребенка;

является или являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

третья категория - молодые семьи, в которых хотя бы один из супругов имеет удостоверение, подтверждающее наличие прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах";

четвертая категория - молодые семьи, в которых один из членов семьи является инвалидом.

В каждой категории молодые семьи, включенные в приоритетные категории, а также молодые семьи, не имеющие право на приоритетное получение социальной выплаты, располагаются в соответствии с датой постановки молодой семьи на учет для получения социальной выплаты.

Исполнитель Программы принимает решение о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты в очередности, установленной пунктом 11 настоящих Правил, в последнем месяце каждого квартала. При принятии решения о предоставлении социальной выплаты учитываются только те молодые семьи, которые поставлены на учет до первого числа месяца, в котором принимается решение о включении молодых семей в список претендентов в текущем квартале. Количество молодых семей, включаемых в список претендентов в первом, втором и третьем кварталах, ограничивается размером средств, который не должен превышать одной четверти от суммы средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год для предоставления социальной выплаты ( п. 12 Правил).

Перечисление социальной выплаты молодым семьям исполнитель Программы осуществляет в безналичной форме на ссудный счет заемщика (молодой семьи), если кредитором является кредитная организация или на расчетный счет кредитора, если кредитором выступает не кредитная организация или кредитная организация, перекупившая у другой кредитной организации финансовые обязательства молодой семьи. В случае предоставления социальной выплаты для компенсации собственных средств, затраченных на приобретение жилого помещения, социальная выплата зачисляется на лицевой счет одного из супругов молодой семьи ( п.14 Правил).

Таким образом, социальная выплата осуществляется в указанном выше порядке очередности.

Семья истцов не обладает правом приоритетного получения социальной выплаты, поскольку истцы не относятся к категориям граждан, перечисленным в п. 11 Правил. Таким образом, должны получить социальную выплату в порядке очередности. В связи с чем, требования истцов об обязании ответчика произвести социальную выплату во втором квартале 2015 года в указанном в иске размере не подлежат удовлетворению.

Однако настоящее решение является основанием для осуществления социальной выплаты по заявлению истцов в порядке очередности и размере, установленном указанными выше Правилами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО3 удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 марта 2015 года отменить. Принять по делу новое решение. Признать незаконным отказ Департамента молодежной политики Оренбургской области в постановке на учет семьи ФИО1 и ФИО3 для получения социальной выплаты на погашение кредита, полученного на приобретение жилого помещения и обязать Департамент молодежной политики Оренбургской области поставить указанную семью на такой учет. Данное решение является основанием для осуществления Департаментом молодежной политики Оренбургской области в порядке очередности социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному (дата) между открытым акционерным обществом коммерческий банк «***» и ФИО1 и ФИО3 на приобретение жилого помещения.

Председательствующий

Судьи