Председательствующий: Савчук А.Л. Дело № 33-3293/2018
Строка по статотчету 200г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Дьякова А.Н., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Киселевой А.А.,
рассмотрела в судебном заседании 30.05.2018 дело по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики Администрации г. Омска на решение Ленинского районного суда г. Омска от 15.03.2018, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований департамента жилищной политики администрации города Омска к Моисеевой Ю. Ю. о взыскании средств социальной выплаты на приобретение жилья отказать».
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Департамент жилищной политики Администрации г. Омска обратился в суд с иском к Моисеевой Ю.Ю. о взыскании средств социальной выплаты на приобретение жилья. В обоснование заявленных требований истец указал, что Моисеевой Ю.Ю., осуществлявшей трудовую деятельность в бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Омска, было выдано свидетельство № МСП № <...> о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 352 323 руб. (за счет средств бюджета г. Омска). Денежные средства в указанном размере выплачены 26.12.2013 на основании представленных Моисеевой Ю.Ю. документов о приобретении квартиры, расположенной по адресу: <...>, на расчетный счет продавца указанного жилого помещения. В соответствии с подп. 2 п. 4 Порядка предоставления молодым специалистам, работающим в муниципальных бюджетных организациях г. Омска, социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения и их использования, утвержденного постановлением мэра г. Омска от 29.12.2007 № 1000-п, Моисеевой Ю.Ю. принято на себя обязательство проработать в муниципальных бюджетных организациях г. Омска не менее пяти лет с даты получения социальной выплаты. Между тем, 9.02.2017 департамент образования Администрации г. Омска уведомил истца о том, что 8.08.2016 Моисеева Ю.Ю. расторгла трудовой договор с БДОУ г. Омска «Детский сад №10» по собственному желанию. На основании изложенного представитель Департамента жилищной политики Администрации г. Омска просил взыскать с Моисеевой Ю.Ю. денежные средства в размере 352 323 руб., полученные в качестве социальной выплаты на приобретение жилья.
В судебном заседании представитель департамента жилищной политики администрации г. Омска по доверенности Лыба С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Моисеева Ю.Ю. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представитель по доверенности Иванова А.В. иск не признала. Полагала, что основания для взыскания предоставленной ее доверителю социальной выплаты в настоящее время отсутствуют, поскольку Моисеева Ю.Ю. устранила имевшиеся нарушения обязательства, в настоящее время работает в муниципальном образовательном учреждении. Не оспаривала, что в 2016 году Моисеева Ю.Ю. уволилась из БДОУ г. Омска «Детский сад №10» и устроилась на работу в БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей». Вместе с тем указала, что увольнение было вынужденным, так как Моисеева Ю.Ю. работала в БДОУ г. Омска «Детский сад №10» по срочному трудовому договору (на время отсутствия иного работника), срок действия которого истекал. Ссылалась на то, что Моисеева Ю.Ю. не знала о том, что трудоустройство в БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей» будет являться нарушением данного ею ранее обязательства.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Шулякова М.В. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает на ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя обязательств в рамках пп. 2 п. 4 Порядка предоставления молодым специалистам, работающим в муниципальных бюджетных организациях г. Омска, социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения и их использования, утвержденного постановлением мэра г. Омска от 29.12.2007 № 1000-п. Ссылается на нецелевое расходование бюджетных средств.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Шулякову М.В., поддержавшую жалобу, представителя ответчика Иванову А.В., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Администрации г. Омска от 1.04.2009 № 244-п утверждена долгосрочная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска» (2009 - 2015 годы), целями которой являлось увеличение и закрепление квалифицированных кадров в муниципальных бюджетных организациях г. Омска, обеспечение эффективной адресной социальной поддержки молодых специалистов, и, соответственно, формирование квалифицированного кадрового потенциала в муниципальных бюджетных организациях сферы образования, здравоохранения, молодежной политики, физической культуры и спорта, культуры г. Омска.
Во исполнение данной программы Постановлением мэра г. Омска от 29.12.2007 № 1000-п утверждено Положение о порядке предоставления молодым специалистам, работающим в муниципальных бюджетных организациях города Омска, социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения и их использования (далее – Положение).
В соответствии с п. 2 Положения (в редакции от 27.05.2013, действовавшей на момент предоставления социальной выплаты) социальные выплаты предоставляются молодым специалистам, осуществляющим трудовую деятельность в муниципальной бюджетной организации города Омска в течение трех лет и состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - учет) не менее двух лет.
Согласно п. 3 Положения (в редакции от 27.05.2013) социальные выплаты предоставляются на:
1) оплату цены договора купли-продажи готового жилого помещения (далее - договор купли-продажи жилого помещения);
2) оплату цены договора на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве;
3) оплату цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
4) осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодой специалист является членом жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодого специалиста;
5) уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В силу п. 4 Положения (в редакции от 27.05.2013) социальные выплаты молодым специалистам предоставляются департаментом жилищной политики Администрации города Омска (далее - Департамент) в пределах средств бюджета города Омска, предусмотренных на соответствующие цели в текущем финансовом году.
Молодые специалисты могут реализовать свое право на получение средств социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением только один раз (п. 5 Положения).
В соответствии с пп. 2 п. 6 Положения (в редакции от 27.05.2013) условиями предоставления средств социальной выплаты является предоставление молодым специалистом обязательства проработать в муниципальных бюджетных организациях города Омска не менее пяти лет с даты получения средств социальной выплаты.
В силу абз. 2 п. 37 Положения (в редакции от 27.05.2013), в случае расторжения трудового договора с молодым специалистом до истечения пяти лет с даты получения средств социальной выплаты по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 7 части 1 статьи 77, пунктами 3, 5, 6, 8, 11 части 1 статьи 81, пунктом 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, молодой специалист обязан в месячный срок с даты расторжения трудового договора возвратить полученные средства социальной выплаты в бюджет города Омска.
Пунктом 38 Положения (в редакции от 27.05.2013) определено, что право молодого специалиста на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Положением сохраняется в случае последующего трудоустройства молодого специалиста в муниципальную бюджетную организацию города Омска до истечения тридцати календарных дней с даты увольнения, о чем молодому специалисту необходимо уведомить Департамент в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства с предоставлением соответствующих документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 9.09.2013 ФИО1, работая в должности учителя-дефектолога, воспитателя БДОУ «Детский сад № 378» обратилась с заявлением о включении ее в список получателей социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году в рамках долгосрочной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска» (2009-2015 годы).
При этом ФИО1 согласилась с условиями участия в программе и обязалась их выполнять, в том числе обязалась проработать в муниципальной бюджетной организации г. Омска не менее пяти лет с даты получения социальной выплаты.
По результатам рассмотрения заявления Советом по работе с молодыми специалистами, работящими в муниципальных бюджетных организациях г. Омска Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, ФИО1 была включена в Список получателей под номером 1.
12.09.2013 Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска утвержден список молодых специалистов – получателей социальной выплаты в 2013 году.
25.09.2013 ФИО1 получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома № МСП № 13-1 в размере 352 323 руб.
20.12.2013 между ФИО2 и ФИО1, ФИО3 заключен договор купли-продажи квартиры (с возникновением ипотеки в силу закона), по условиям которого М-выми приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <...>.
Согласно платежному поручению № <...> от 26.12.2013 Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска осуществлено перечисление денежных средств на расчетный счет ФИО2 в сумме 352 323 руб. Таким образом, ФИО1 предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения.
Право собственности на квартиру <...> зарегистрировано за ФИО1, ФИО3 в Управлении Росреестра по Омской области 25.12.2013.
9.02.2017 в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска из департамента образования Администрации г. Омска поступило уведомление о расторжении 8.08.2016 трудового договора № <...> от 22.01.2016, заключенного между ФИО1 и БДОУ г. Омска «Детский сад №10», по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника).
14.02.2017 Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска в адрес ФИО1 направлено уведомление, в котором разъяснены условия сохранения права на получение мер социальной поддержки в случае последующего трудоустройства молодого специалиста в муниципальную бюджетную организацию г. Омска до истечения тридцати календарных дней с даты увольнения, о чем, молодому специалисту необходимо уведомить департамент жилищной политики Администрации города Омска в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства с предоставлением соответствующих документов.
В ответ на данное уведомление ФИО1 в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска представлены документы о трудоустройстве ее в БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей» с 23.08.2016.
Согласно трудовому договору № <...> от 22.08.2016, заключенному между БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей» и ФИО1 следует, что последняя принята на должность заведующего отделением психолого-педагогической помощи. Учредителем названного учреждения является Омская область.
28.04.2017 Советом по работе с молодыми специалистами, работающими в муниципальных бюджетных организациях г. Омска принято решение о необходимости принятия мер по возврату средств социальной выплаты, полученной ФИО1 в размере 353 323 руб., в связи с расторжением трудового договора до истечения пяти лет с даты получения средств социальной выплаты.
16.05.2017 истцом в адрес ответчика направлено письмо с требованием о возврате средств полученной социальной выплаты.
Анализируя названные обстоятельства на предмет наличия оснований для взыскания с ФИО1 средств социальной выплаты, суд первой инстанции правильно исследовал вопрос о фактических причинах увольнения ФИО1 из БДОУ г. Омска «Детский сад №10», ее трудоустройства в БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей», а также последующих действий ответчика с учетом оценки ее добросовестности и целей программы социально-экономической поддержки молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска на 2009 - 2015 гг.
В частности, судом установлено, что ФИО1 работала в БДОУ г. Омска «Детский сад № 10» на основании срочного трудового договора от 22.01.2016, заключенного на время отпуска по уходу за ребенком до исполнения трех лет другого работника – <...>
1.09.2016 <...> вышла на работу.
Оценив данные обстоятельства, приняв во внимание пояснения истца о том, что ФИО1 знала о намерении <...> выйти на работу, при этом работодатель каких-либо мер по фактическому обеспечению работой ФИО1 после истечения срока действия ее трудового договора не предпринимал, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что увольнение истца из БДОУ г. Омска «Детский сад № 10» 8.08.2016 носило вынужденный характер.
Сам по себе факт работы ФИО1 в период с 23.08.2016 по 26.09.2017 в БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей», не относящемся к муниципальной бюджетной организации г. Омска, районный суд счел недостаточным основанием для взыскания с ответчика социальной выплаты.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается, поскольку ФИО1 с учетом ее образования и сферы деятельности, действительно могла добросовестно заблуждаться в вопросе о ведомственной принадлежности БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей». При этом при составлении обязательства до ФИО1 не доводился перечень бюджетных учреждений г. Омска, работа в которых необходима для сохранения права на социальную выплату.
Судом также установлено, что 26.09.2017, то есть после получения уведомления о необходимости вернуть сумму социальной выплаты, ФИО1 уволилась из БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей» и 13.10.2017 с целью выполнения принятых на себя обязательств устроилась на работу в БДОУ г. Омска «Детский сад № 25», где работает по настоящее время.
Таким образом, в настоящее время ФИО1 надлежащим образом выполняет принятые на себя обязательства по работе не менее пяти лет в муниципальной бюджетной организации г. Омска, что соответствует целям реализации программы, в рамках которой ею были получены средства социальной выплаты на приобретение жилья.
Из материалов дела также следует, что ФИО1 является матерью <...>, постоянно проживает в жилом помещении, приобретенном за счет средств социальной выплаты, которая фактически является для нее единственным жильем. Данная квартира также является предметом ипотеки, поскольку для ее приобретения, помимо средств спорной социальной выплаты, были использованы кредитные средства, предоставленные ПАО «Плюс Банк». Кроме того, для оплаты стоимости квартиры ФИО1 использованы средства материнского (семейного) капитала.
Оценив в совокупности данные обстоятельства, приняв во внимание совершение ответчиком действий, направленных на надлежащее исполнение обязательств с того момента как ей стало известно о допущенных нарушениях соглашения, семейное и социальное положение ответчика, установив факт добросовестного поведения ФИО1, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем исполнении ответчиком принятых на себя обязательств в период ее работы в БСУСО «Кировский детский дом интернат для умственно отсталых детей» в период с 23.08.2016 по 26.09.2017 несостоятельны.
Данным обстоятельствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Районный суд пришел к обоснованному выводу, что данный факт сам по себе с учетом иных установленных по делу обстоятельств, не является достаточным основанием для взыскания с ФИО1 средств социальной выплаты.
Ссылки в апелляционной жалобе на нецелевое расходование бюджетных средств не принимаются во внимание.
Как установлено выше, в настоящее время ФИО1 исполняет принятые на себя обязательства по работе не менее пяти лет в муниципальной бюджетной организации г. Омска, что соответствует целям реализации программы, в рамках которой ею были получены средства социальной выплаты на приобретение жилья.
С учетом изложенного, а также добросовестных действий ответчика, признаков нецелевого расходования бюджетных средств в настоящем деле судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к несогласию истца с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела.
Между тем, суд первой инстанции дал правильную оценку представленным в материалы дела доказательствам, верно применил нормы материального права, нарушения требований процессуального права при разрешении спора не допущены. В связи с этим судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, следовательно, основания для его отмены не усматриваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 15.03.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: