ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3298 от 28.09.2016 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Самойлова Ю.С. Дело № 33-3298

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2016 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.

судей Хомяковой М.Е., Коротченковой И.И.

при секретаре Киселевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства в Орловской области, Казенному учреждению Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» о признании права на единовременную денежную выплату на проведение ремонта жилого помещения,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Орла от 15 июля 2016 г., которым постановлено:

«Исковое заявление ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства в Орловской области, Казенному учреждению Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» о признании права на единовременную денежную выплату на проведение ремонта жилого дома – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя ответчика департамента социальной зашиты населения, опеки и попечительства Орловской области ФИО3, представителя третьего лица казенного учреждения Орловской области « Управление социальной защиты населения города Орла» ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства в Орловской области о признании права на единовременную денежную выплату на проведение ремонта жилого помещения.

В обоснование требований указала, что проживает в квартире <адрес> в г. Орле. Квартира расположена в многоквартирном доме, 1974 года постройки. С указанного времени, установленные в квартире инженерные коммуникации, системы водоснабжения и водоотведения не ремонтировались, трубы отопления проржавели и протекают, временные хомуты, установленные управляющей организацией, не являются гарантией устранения протечек воды.

- 2 -

Ссылалась на то, что она имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, является инвалидом первой группы, ветераном труда. В 2015 г. она обратилась к депутату Государственной думы ФИО5 по вопросу оказания помощи в проведении ремонта ее квартиры. Данное обращение было переадресовано Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства в Орловской области. В декабре 2015 г. от ответчика поступил отказ в осуществлении выплаты на проведение ремонта квартиры.

По указанным основаниям истец просила суд признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилого помещения, признать недействительным отказ ответчика в предоставлении единовременной денежной выплаты и обязать его осуществить необходимые мероприятия для реализации единовременной денежной выплаты истцу на проведение ремонта жилого помещения.

<дата> определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО6, общество с ограниченной ответственностью «УК Советского района».

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просила суд привлечь к участию в деле в качестве соответчика Казенное учреждение Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» и обязать его осуществить обследование жилищных условий, составить акт обследования жилого помещения с учетом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», направить комплект документов в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства в Орловской области, обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства в Орловской области признать за ФИО1 право на получение единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилого помещения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Приводит доводы о том, что ее требования основаны на положениях постановления Правительства Орловской области от 13 апреля 2015 г. № 162 «О предоставлении инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилых помещений в 2015 году». Поскольку она как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны приравнена к участникам Великой Отечественной войны, то ее исковые требования о признании за ней права на

- 3 -

получение льготы на ремонт помещения, в котором она проживает, подлежали удовлетворению, так как она имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны.

Указывает, что, в соответствии с законом Орловской области от 22.12.2015 № 1890-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в приложении № 6 предусмотрено финансирование указанной меры социальной поддержки.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Постановлением Правительства Орловской области от 13.04.2015 № 162 « О предоставлении инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны единовременной выплаты на проведение ремонта жилых помещений в 2015 году» был утвержден Порядок предоставления инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилых помещений в 2015 году (далее - Порядок).

Указанный Порядок устанавливал основания и порядок предоставления в 2015 году единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилых помещений за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на указанные цели на 2015 год перечисленным в нем категориям граждан.

В соответствии с п. 3.1 - п. 3.5 Порядка для получения единовременной денежной выплаты гражданин, отнесенный к категории лиц, перечисленных в пункте 2.1 настоящего Порядка, подает в срок до 1.06.2015 в учреждение социальной защиты населения по месту регистрации заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Таким образом, данная мера социальной поддержки носила заявительный характер и была возможна при условии письменного обращения указанных в п. 2.1 категорий лиц в соответствующее учреждение.

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 15.06.2015 № 249 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Орловской области» постановление Правительства Орловской области от 13.04.2015 № 162 признано утратившим силу.

Как следует из материалов дела, истец имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период ВОВ, о чем ей выдано соответствующее свидетельство (л.д.11).

ФИО1 зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>. Квартира расположена в многоквартирном доме, 1974 года постройки.

- 4 -

Судом установлено, что в отдел социальной защиты населения по Советскому району г. Орла казенного учреждения Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла» в период с 23.04.2015 по 27.06.2015, то есть в период действия постановления Правительства Орловской области № 162, ФИО1 с заявлением на оказание единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилых помещений не обращалась, обследование её жилищно-бытовых условий не проводилось.

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов (государственной власти субъектов Российской Федерации», финансирование полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Орловская область как субъект Российской Федерации, наделена федеральным законодательством правом самостоятельно устанавливать за счет средств бюджета Орловской области дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и определять круг лиц, которым такая поддержка предоставляется.

Единовременная денежная выплата на проведение ремонта жилых помещений в 2015 году, предусмотренная постановлением Правительства Орловской области от 13.04.2015 № 162, была установлена в порядке реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определенных статьей 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, в данном случае инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», и лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда».

Указанная дополнительная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, то есть субъект Российской Федерации обладает исключительным полномочием по установлению, а также изменению условий и

- 5 -

порядка предоставления такой меры социальной поддержки, определению круга лиц, на которых она распространяется, с учетом финансовых возможностей и других критериев.

Учитывая положения п. 2.1 Порядка предоставления инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилых помещений в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 13.04.2015 № 162, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец не имела права на указанную дополнительную меру социальной поддержки, поскольку не относится ни к одной из категорий лиц, перечисленных в постановлении Правительства Орловской области от 13.04.2015 № 162.

При изложенных обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований судебная коллегия находит обоснованным.

В связи с изложенным, доводы жалобы апеллянта о том, что она имеет право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной для участников Великой Отечественной войны, не могут повлечь отмену принятого судом решения, поскольку приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает данной категории лиц правовых оснований для предоставления им единовременной денежной выплаты на проведение ремонта жилых помещений.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 15 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи