ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3299 от 23.09.2014 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Судья Дементьев С.М. Дело № 33- 3299

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 23 сентября 2014 года г. Смоленск

 Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

 Председательствующего Коржакова И.П.

 Судей Шнытко С.М., Коженовой Т.В.

 С участием прокурора Поповой Е.В.

 При секретаре Игнатовой Г.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционному представлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 01 июля 2014 года,

 Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения прокурора Поповой Е.В., полагавшей решение суда отменить,

у с т а н о в и л а:

 Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с иском к Администрации Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области (далее - Администрация) о понуждении к разработке и утверждению муниципальной целевой программы в области безопасности дорожного движения, проекта (схемы) организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения Кротовского сельского поселения Ярцевского района, организации муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в частности, на территории Кротовского сельского поселения Ярцевского района муниципальная целевая программа в области безопасности дорожного движения в установленном порядке не разработана и не утверждена, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения не организован. По состоянию на 20.02.2104г. мер к устранению выявленных нарушений не принято.

 Представители ответчика требования не признали, ссылаясь на то, что собственником или владельцем автомобильных дорог сельское поселение не является и на отсутствие в бюджете поселения денежных средств на разработку схемы.

 Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 01 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области отказано.

 В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда. Указывается, что обязанность организации дорожного движения на территории сельского поселения лежит на органе местного самоуправления - на Администрации МО Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области вне зависимости от оформления права собственности на дороги.

 Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно ст.5 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

 Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ч.1 ст.22 ФЗ №196).

 Часть 1 статьи 21 ФЗ №196 предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности. Часть 2 этой же статьи устанавливает необходимость обязательной разработки и проведения указанных мероприятий на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

 Во исполнение данного Закона и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел РФ и Федеральным дорожным агентством был подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (далее - ПОДД).

 Целью разработки ПОДД является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов (п.2.1 Порядка).

 Заказчиком ПОДД для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами (п.1.4 Порядка).

 Из материалов дела видно, что 08.11.2013г. Ярцевским межрайонным прокурором в адрес главы муниципального образования Кротовское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области было направлено представление о том, что нормативных актов в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной безопасности, объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения не принято, в связи с чем прокурор требовал принять меры к устранению нарушений.

 В ответ на указанное представление глава муниципального образования Кротовское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области указал, что в связи с трудным финансовым положением долгосрочной целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории поселения» не разрабатывалось и не принималось. Иные нормативные акты в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения также не принимались. В бюджете поселения на 2014-2015 г.г. предусмотрены финансовые затраты на долгосрочную целевую программу «Организация безопасности дорожного движения на территории поселения» и разработан проект долгосрочной программы.

 Судом установлено, что порядок муниципального контроля в сфере безопасности дорожного движения ответчиком не утвержден. На стадии разработки находится проект программы в сфере безопасности дорожного движения и проект (схема) организации дорожного движения.

 Согласно справке №15 от 16.06.2014г., внутрипоселенческие дороги на балансе Администрации муниципального образования Кротовское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области не состоят.

 Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик собственником, либо владельцем автомобильных дорог не является, Администрация не вправе финансировать какие-либо работы в отношении не принадлежащего ей имущества, связанные с разработкой проекта (схемы) организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, поскольку это является нецелевым расходованием бюджетных средств. Суд указал, что прокурором не представлено доказательств наличия автомобильных дорог в Кротовском сельском поселении и данных о том, что на территории муниципального образования Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области расположены автомобильные дороги именно местного значения, не относящиеся к другим категориям, предусмотренным ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд посчитал, что требования закона не предусматривают разработку органом местного самоуправления муниципальной целевой программы, такое понятие отсутствует, прокурором не представлено доказательств того, что ответчиком не организован муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, указав, что представленные прокурором доказательства не свидетельствуют о том, что ответчиком не исполняются возложенные на него законом обязанности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 С таким выводом суда согласиться нельзя.

 Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

 Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

 В силу положений статьи 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

 Положениями пунктов 1, 4 статьи 22 названного Федерального закона предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

 Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

 Требованиями пункта 5 части 1 статьи 14 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на момент разрешения спора предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Аналогичные положения содержатся и в.5 ч.1 ст.7 Устава Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области.

 В силу положений пунктов 1,6, 10 части 1 статьи 13 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

 Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

 Частью 9 ст.5 Федерального закона от 08.11.07г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..» (далее – ФЗ № 257) предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

 К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.8 ст.6 ФЗ № 257).

 Таким образом, в соответствии с обязательствами, предусмотренными вышеназванными нормами, отсутствие автомобильных дорог в собственности сельского поселения не освобождает его от осуществления дорожной деятельности и не свидетельствует об отсутствии оснований для возложения на него обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения.

 Из материалов дела видно, что на территории Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области имеются две дороги, которые не относятся к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также не являются частными автомобильными дорогами.

 Следовательно, обязанность организации дорожного движения на территории сельского поселения, по разработке проекта организации дорожного движения лежит на органе местного самоуправления, а именно на Администрации муниципального образования Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области вне зависимости от оформления права собственности на дороги.

 При этом факт отсутствия финансов для этих целей не может служить основанием для освобождения Администрации от исполнения этой обязанности, поскольку в силу ч.1 ст.81 Бюджетного Кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). Бюджетные ассигнования резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе местного бюджета, используются по решению местной администрации (ч.5 ст.81 Бюджетного Кодекса РФ).

 Вывод суда о том, что прокурором не представлено доказательств наличия автомобильных дорог в Кротовском сельском поселении не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в ходе рассмотрения дела ответчик указал, что на территории поселения имеется две дороги. В связи с затруднительным финансовым положение процесс оформления вышеуказанных дорог в муниципальную собственность поселения затягивается.

 Также необоснован вывод суда об отсутствии доказательств ненадлежащей организации муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, поскольку при рассмотрении дела суд установил, что порядок муниципального контроля в сфере безопасности дорожного движения не утвержден, что указывает на отсутствие организации муниципального контроля в названной сфере.

 Суждения суда, что ст.10 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» не предусматривает разработки органом местного самоуправления муниципальной целевой программы, ошибочны, не соответствуют положениям закона. Кроме того, в ответе прокурору Администрация не ссылалась на незаконность требования данной программы, а указывало на то, что такая программа не разрабатывалась и не принималась в связи с трудным финансовым положением.

 При таком положении коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворения заявленных требований, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,

о п р е д е л и л а :

 Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 01 июля 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области.

 Обязать Администрацию муниципального образования Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области обеспечить разработку и утверждение муниципальной целевой программы в области обеспечения безопасности дорожного движения, проекта (схемы) организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения Кротовского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области, организовать муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

 Председательствующий:

 Судьи: