ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3299/2013 от 01.04.2013 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Черепанова Л.Н. № 33-3299/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 апреля 2013 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего cудьи Худяковой И.Н.,

судей: Малиновского В.В., Немирова А.В.,

при секретаре Резниковой М.Ю.,

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Малиновского В.В. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 05 декабря 2012 года,

установила:

ФИО1, ФИО2 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего [ФИО]3 обратились в суд с иском к Администрации г. Шахты, Минэнерго России об установлении факта проживания; обязании включения жилого дома, в котором расположена их квартира, в список жилых домов, подлежащих переселению и сносу; направлении ходатайства о согласовании; согласовании включения дома в список домов, подлежащих переселению и сносу; включении истцов в списки на переселение из ветхого жилья; переселении из ветхого жилья.

В обоснование своих исковых требований сообщили, что квартиру АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН они приобрели в собственность по договору купли-продажи от 06.07.2000 г. В ней они зарегистрированы и фактически проживают. Согласно отчету о научно-технической работе Северо-Кавказского представительства ОАО «Научно-исследовательский институт горной механики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» от 28.02.2011 г. расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором расположена квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в жилом доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, превысили предельные значения, следовательно, горные работы шахты ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА негативно повлияли на техническое состояние строения.

Согласно экспертному заключению НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Экспертно-оценочной компании «Юг-Стандарт» от 18.11.2010 года, основные конструктивные элементы жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находятся в неудовлетворительном состоянии и признаются аварийными ввиду длительной эксплуатации здания без проведения капитальных ремонтов.

Капитальный ремонт жилого дома, с экономической точки зрения, нецелесообразен, ввиду аварийного состояния его основных несущих конструкций. Физический износ жилого дома 75 %.

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.06.2007 г., 482 дома, в число которых входит и дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признаны имеющими высокий уровень износа и неудовлетворительное техническое состояние, ветхими и непригодными для проживания.

Отчет о научно-технической работе Северо-Кавказского представительства ОАО «Научно-исследовательский институт горной механики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» истцами был представлен в Администрацию г. Шахты для включения их в список на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания но критериям безопасности в связи с горными подработками. Администрацией г. Шахты в этом истцам было отказано.

ФИО1, ФИО2 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего [ФИО]3 просили установить факт их проживания в квартире АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с июля 2000 года по настоящее время; обязать Администрацию г. Шахты включить дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором расположена их квартира, в список жилых домов, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» непригодными для проживания по критериям безопасности и направить ходатайство на согласование в Минэнерго России; обязать Минэнерго России согласовать включение дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в список жилых домов, подлежащих переселению и сносу; обязать Администрацию г. Шахты включить их в списки лиц, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета по направлению «содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности»; обязать Администрацию г. Шахты в 2012 году переселить их семью из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Представители Администрации г. Шахты и Министерства энергетики РФ возражали против удовлетворения исковых требований.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.12.2012 года исковые требования С-вых были удовлетворены частично.

На Администрацию г. Шахты Ростовской области была возложена обязанность включить ФИО1, ФИО2, [ФИО]3 в списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

В удовлетворении остальной части иска было отказано.

С таким решением не согласилась Администрация г. Шахты Ростовской области и обратилась в суд с апелляционной жалобой.

Для переселения граждан из ветхого жилищного фонда в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», обращает внимание апеллянт, необходимо, чтобы жилой дом стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.

При этом социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.

Жилой дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в списках домов, ставших непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ДАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» не значится, т.е. в проекте ликвидации предприятий угольной промышленности ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» на момент передачи списков от шахты Администрации города данный дом отсутствовал; непригодным для проживания в предусмотренном законом порядке признан не был.

Апеллянт просил решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.12.2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска С-вым отказать.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя Администрации г. Шахты – ФИО3, ФИО1, ФИО2, представлявшую собственные интересы и интересы несовершеннолетнего [ФИО]3, их представителя ФИО4, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.12.2012 года в части обязания Администрации г. Шахты включить ФИО1, ФИО2, [ФИО]3 в списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности подлежит отмене. В отмененной части должно быть принято новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 в собственных интересах и интересах несовершеннолетнего [ФИО]3 в части включения их в списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности должно быть отказано. В остальной части решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.12.2012 года должно быть оставлено без изменения по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промыш­ленности и порядке их финансирования" утвержден Перечень ме­роприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунк­том 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтер­ских городов и поселков. В число мероприятий включен снос ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахт непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов поселков установлены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 с дальнейшими изменениями и дополнениями.

Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

В силу пункта 5 указанных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следую­щих мероприятий:

а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье);

б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

в) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в opгaнизациях угольной промышленности (выезжающие граждане) ;

г) реконструкцию и замену пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков;

д) завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест;

е) эксплуатация природоохранных объектов, переданных лик­видируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления межбюд­жетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 13 июля 2005 г. N 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приоб­ретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также вы­езжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставле­ния социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных орга­нами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федера­ции, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которые предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Указанные Правила направлены на защиту жи­лищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья вза­мен сносимого. Списки граждан, подлежащих переселению, в со­ответствии с п. 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промыш­ленности.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликви­дации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) пе­реселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной со­циальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настояще­го времени в жилых домах, ставших непригодными для прожива­ния по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, от­вечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающее требованиям, предъявляемым к таким помещениям. Решая вопрос о ликвидации ор­ганизаций угольной промышленности, Правительство РФ преду­смотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживаю­щих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших не­пригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.

Судом первой инстанции установлено, что жилой дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в списках домов, ставших непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ДАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» не значится, то есть в проекте ликвидации предприятий угольной промышленности ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» на момент передачи списков от шахты Администрации города данный дом отсутствовал, непригодным для проживания в предусмотренном законом порядке признан не был.

С-вы квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН приобрели в собственность по договору купли-продажи от 06.07.2000 г. В ней они зарегистрированы и фактически проживают.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться ник4акими другими доказательствами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно отчету о научно-технической работе Северо-Кавказского представительства ОАО «Научно-исследовательский институт горной механики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» от 28.02.2011 г. расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором расположена квартира, приобретенная С-выми, превысили предельные значения, следовательно, по мнению специалистов, составлявших отчет, горные работы шахты ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА негативно повлияли на техническое состояние строения.

Вместе с тем, суммарные деформации от всех отработанных угольных пластов, превысившие предельные значения, в районе расположения в том числе и жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на разные строения негативно повлияли по разному в зависимости от качественного состояния строений, на которых они влияли. На одни строения эти деформации повлияли больше и в результате их влияния они стали ветхими, непригодными для проживания. На другие, более прочные строения, эти деформации оказали меньшее негативное влияние или вообще не оказали. Для восстановления таких строений достаточным было провести незначительный ремонт или ремонт неповрежденным строениям вообще не требовался. Такие строения не были признаны в предусмотренном законом порядке ветхими, непригодными для проживания. Решений для отселения проживающих в них граждан не принималось, так как в этом не было необходимости.

Согласно экспертному заключению НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Экспертно-оценочной компании «Юг-Стандарт» от 18.11.2010 года, основные конструктивные элементы жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находятся в неудовлетворительном состоянии и признаются аварийными ввиду длительной эксплуатации здания без проведения капитальных ремонтов.

Капитальный ремонт жилого дома, с экономической точки зрения, нецелесообразен, ввиду аварийного состояния его основных несущих конструкций. Физический износ жилого дома 75 %.

Таким образом, Согласно экспертному заключению НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Экспертно-оценочной компании «Юг-Стандарт» от 18.11.2010 года, основные конструктивные элементы жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находятся в неудовлетворительном состоянии и признаны аварийными ввиду длительной эксплуатации здания без проведения капитальных ремонтов, но не в результате ведения горных работ в районе расположения указанного дома, как ошибочно определил это суд первой инстанции.

Поэтому хоть согласно протоколу заседания межведомственной комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.06.2007 г. дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в числе других 482 домов признан имеющими высокий уровень износа и неудовлетворительное техническое состояние, ветхим и непригодным для проживания, но таковым ставуший не в результате ведения горных работ; так как указанный дом в списках домов, ставших непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ДАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» не значится; в проекте ликвидации предприятий угольной промышленности ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» на момент передачи списков от шахты Администрации города данный дом отсутствовал; непригодным для проживания в предусмотренном законом порядке признан не был; с учетом того, что социальная помощь в рамках программы, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 носит целевой характер, предоставления жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания не в результате ведения горных работ, С-вым не предусмотрено.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, и неправильное применение норм материального права.

Судом первой инстанции неправильно определен круг лиц, на которых распространяется право на социальную поддержку по программе, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428, в связи с чем, сделан неправильный вывод о том, что к ним относятся и С-вы, квартира которых расположена в доме, который в предусмотренном законом порядке не признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в связи с чем, решение суда в части удовлетворения иска об обязании Администрации г. Шахты включить ФИО1, ФИО2, [ФИО]3 в списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежит отмене; в отмененной части должно быть принято новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 в собственных интересах и интересах несовершеннолетнего [ФИО]3 в указанной части должно быть отказано. В остальной части решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.12.2012 года должно быть оставлено без изменения.

Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 05 декабря 2012 года в части удовлетворения иска ФИО1, ФИО2 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего [ФИО]3 к Администрации г. Шахты Ростовской области об обязании Администрации г. Шахты Ростовской области включить ФИО1, ФИО2, [ФИО]3 в списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, отменить. В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего [ФИО]3 к Администрации г. Шахты Ростовской области об обязании Администрации г. Шахты Ростовской области включить ФИО1, ФИО2, [ФИО]3 в списки на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, отказать.

В остальной части решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 05 декабря 2012 года оставить без изменения.

Председательствующий

судьи: