Судья Витухина О.В. № 33-3300/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2018 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
судей Тарасовой Р.П., Коваленко С.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 июня 2018 г. по иску Тыркова А. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия" о взыскании денежной компенсации за отработанное сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, о предоставлении дополнительных дней отпуска.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тырков А.Н. обратился с иском, мотивируя требования тем, что он с ХХ.ХХ.ХХ по настоящее время проходит службу в Петрозаводском отделе вневедомственной охраны - филиале Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия" (далее - ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Карелия") в должности (...). Согласно табелям рабочего времени за 3 квартал 2017 года у него накопилось 305 часов переработки. Часть дополнительных дней отдыха за переработку ему была предоставлена, в то время как в предоставлении дополнительных дней отдыха в количестве оставшихся 24 дней (193 часа) или денежной компенсации за них было отказано. В связи с чем истец, с учетом увеличения требований, просил взыскать с ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Карелия" денежную компенсацию за отработанное сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 43 224,60 руб., обязать ответчика предоставить ему дополнительные дни отдыха в количестве 24 дня, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ответчика обязанность предоставить истцу дополнительные дни отдыха в количестве 24 дней; взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за отработанное сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 37 182 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также взыскана с ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Карелия" в бюджет Петрозаводского городского округа государственная пошлина в размере 1 915,46 руб.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда. В обоснование требуемого указывает, что судом неправомерно не применен срок исковой давности, тогда как истцом не были выполнены обязательные условия для реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за 2016-2017 гг. Истец, являясь ответственным за ведение табелей учета служебного времени, не мог не знать о якобы имеющихся у него часах переработки. При подаче рапортов руководителю о предоставлении ежегодных отпусков обращался только за компенсацией части дополнительных дней отдыха или не обращался вовсе. В связи с чем ответчик полагает, что началом течения трехмесячного срока за обращением в суд о нарушенном праве за 2016 год следует считать дату издания приказа Петрозаводского ОВО - филиала ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Карелия" от 26 декабря 2016 г. № о предоставлении истцу отпуска за 2016 год. Указывает, что истец сознательно не реализовал свое право на дополнительные дни отдыха за период несения службы в 2017 году. Также ответчик полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд с требованием денежной компенсации, поскольку согласно п.п.46, 48 Порядка, утвержденного приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 г. № 406, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация только за текущий год. Также ответчик выражает несогласие с позицией суда о том, что Тырков А.Н. ежемесячно, на основании заранее утвержденных графиков, привлекался к суточным дежурствам, поскольку установленный порядок дежурства нельзя считать круглосуточным, соответственно, время, предоставленное для отдыха и питания, не подлежало учету и табелированию. Заключением служебной проверки, утвержденным начальником учреждения 20 июня 2018 г., установлена вина истца в ненадлежащем учете и табелировании времени несения службы. Указывает, что решением суда произведена компенсация времени за отработанное истцом сверх установленной нормальной продолжительности служебное время в денежном выражении и путем предоставления дополнительных дней отдыха, при этом судом не принято во внимание право истца на предоставление дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, в связи с чем фактически предоставление истцу данного отпуска приведет к двойной компенсации отработанного истцом времени. Указывают, что суд пришел к неверному выводу, что привлечение истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ежемесячно по утвержденным графикам на основании планов-заданий не свидетельствует о привлечении истца к указанной службе эпизодически. Привлечение истца к несению службы в качестве ответственного дежурного имело не систематический, а эпизодический характер, поскольку истец мог заступить ответственным дежурным 1 раз в месяц, 2 раза в месяц, а мог вообще не привлекаться к несению службы в качестве ответственного дежурного. Судом, по мнению ответчика необоснованно удовлетворены требования истца о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за 1 квартал 2018 г., поскольку ответчиком предоставлены письменные доказательства, опровергающие факт несения истцом службы в количестве 77,75 часов. Выражает несогласие со взысканием компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлены достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие причинение ему морального вреда, не указано, в чем конкретно выразились перенесенные им морально-нравственные страдания. Считают, что судом не учтено, что учреждением истцу было ошибочно предоставлено 18 дополнительных дней отдыха, для предоставления которых истцу правовых оснований не имелось, что подтверждается произведенным учреждением расчетом количества времени, фактически отработанного истцом в 2016-2017 гг. в качестве ответственного дежурного по Петрозаводскому ОВО, и заключением служебной проверки, утвержденным начальником учреждения 20 июня 2018 г. Также полагает необоснованным взыскание с учреждения в бюджет государственной пошлины в размере 1915,46 руб.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика – Бурак А.В., Шахник С.Г., действующие на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Истец и его представители – адвокат Титов И.В., действующий на основании ордера, Потанина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, преобразованы внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Указом установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения федеральных законов от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом лица, проходящие военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также гражданский персонал войск национальной гвардии Российской Федерации продолжают проходить военную службу (проходить службу, работать) на замещаемых (занимаемых) должностях без переаттестации и переназначения до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий. Контракты о прохождении военной службы (службы) действуют в течение сроков, на которые они были заключены.
Согласно ст.10 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 342-ФЗ) сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутреннихдел определяется настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.
Согласно ст. 53 Закона № 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава.
Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 58 настоящего Федерального закона.
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ст. 58 Закона № 342-ФЗсотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: 1) за стаж службы в органах внутренних дел; 2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; 3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; 4) за ненормированный служебный день.
Сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в текущем календарном году, дополнительный отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время в течение следующего календарного года.
Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, пояснениями сторон, что с сентября 1995 года и по настоящее время истец проходит службу в Петрозаводском отделе вневедомственной охраны - филиале федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» в должности (...).
Порядок привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам дополнительных дней отдыха был утвержден приказом МВД России от 19.10.2012 № 961, утратившим силу 02.04.2018 в связи зданием Приказа МВД России от 01.02.2018 № 50.
С 17.10.2017 года вступил в силу приказ Росгвардии от 14.09.2017 № 382 "Об утверждении Порядка привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха" (зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2017 № 48439), утверждающий аналогичный Порядок в отношении лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Суд первой инстанции, руководствуясь п.п. 4, 5, 9, 11, 16, 18, 56 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 № 961 пришел к выводу о том, что привлечение истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ежемесячно по утвержденных графикам на основании план-заданий не свидетельствует о привлечении истца к указанной службе эпизодически, у истца имеется переработка, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и их частичном удовлетворении.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.1, 4 ч.1, п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
Согласно Контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 01.01.2013 истцу установлен ненормированный служебный день (п.9). Аналогичное содержание имеет п. 9 Контракта о прохождении службы в органах внутренних дел от 15.01.2014.
Приказом по Петрозаводскому ОВО от 24.10.2016 №9 «Об утверждении Правил внутреннего служебного распорядка» установлено для сотрудников, замещающих должности старшего начальствующего состава, устанавливается ненормированный служебный день (п. 16).
Согласно приказу Петрозаводского ОВО от 23.05.2016 № 320 Тырков А.Н. назначен ответственным за ведение табеля учета служебного времени сотрудников ПЦО, ЦОК Петрозаводского ОВО, вёл указанный табель.
Приказом Петрозаводского ОВО от 16.06.2016 № 382 с целью организации работы ответственного дежурного по Петрозаводскому ОВО утверждена Инструкция по организации работы ответственного дежурного по Петрозаводскому ОВО. Приказом № 240 от 21.04.2017 утвержден список должностных лиц, привлекаемых к несению службы в качестве ответственных дежурных Петрозаводского ОВО, и утвержден режим служебного времени ответственного дежурного. В числе должностных лиц, привлекаемых к несению службы в качестве ответственных дежурных, значится Тырков А.Н., (...).
Как следует из табелей учета рабочего времени, истец в спорном периоде имел "сверхурочные часы, ночные, выходные, праздничные". При этом учет рабочего времени велся истцом не точно, без учета времени отдыха, что не соответствует действительности.
Тырков А.Н., как ответственный дежурный по Петрозаводскому ОВО, периодически, на основании заранее утвержденных графиков, привлекался к дежурствам. Данные обстоятельства подтверждаются также планами-заданиями на дни дежурства, рапортами о проведенных мероприятиях. При этом указанные дежурства носили не регулярный характер.
Так за 2016 года истец привлекался к несению службы в качестве ответственного дежурного 16 раз, из них 6 раз в выходные и праздничные дни. В 2017 году истец привлекался к несению службы в качестве ответственного дежурного 10 раз, из них 3 раза в выходные и праздничные дни. В 2018 году привлекался 4 раза.
Таким образом, истец наряду с исполнением обязанностей (...), которому установлен ненормированный служебный день, выполнял обязанности ответственного дежурного по ежемесячно утвержденному графику.
Обращаясь заявленными требованиями в суд истец указал, что у него накопилось 305 часов переработки в соответствии с п. 9 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 № 961. В представленных в суд апелляционной инстанции пояснениях истец указал, что указанная переработка числилась уже на май 2016 года 2012 года, точного периода образования переработки истец указать не смог. Истец полагает, что за несение службы в качестве ответственного дежурного сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни ему должны быть предоставлены дни отдыха или денежная компенсация.
При этом согласно п.11 Порядка, утвержденного приказом МВД России от ХХ.ХХ.ХХ№ сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с подпунктом 1.6.2 Приказа МВД России № 849 от 6 сентября 2012 года "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", сотрудникам, замещающим должности старшего начальствующего состава, было установлено 9 календарных дней дополнительного отпуска.
Согласно п. 2.2. приказа МВД РФ от 14.12.2016 № 842 дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском.
Согласно п.п. 11-12 Приказа Росгвардии от 14.09.2017 № 382 "Об утверждении Порядка привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха" сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с настоящим Порядком (п.12).
Поскольку истец относится к категории сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, в силу части 5 статьи 58 Закона № 342-ФЗ и подпункта 1.6.3 Приказа МВД России от 06 сентября 2012 года № 849 "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", ему должен был предоставляться дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в размере 9 дней. При этом с учетом приведенных положений п. 11 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 № 961 и п.п. 11-12 Приказа Росгвардии от 14.09.2017 № 382, с учетом эпизодического привлечения истца к выполнению служебных обязанностей в качестве ответственного дежурного дополнительные дней отдыха не предоставляются, за исключением привлечения к выполнению обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
На основании рапортов от 11.01.2016, 24.03.2016, 11.05.2016, 16.06.2016, 13.07.2016 истцу за 2016 год предоставлено 20 дополнительных дней отдыха. На сновании рапортов истца за 2017 год ему также предоставлено 20 дополнительных дней отдыха.
Пунктом 15 Порядка № 961 определено, что для предоставления дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, сотрудник должен подать рапорт, согласованный с непосредственным руководителем (начальником), на имя руководителя (начальника) подразделения МВД России, которым осуществляется предоставление дней отдыха.
При этом в соответствии с действующим Порядком, утвержденным приказом Росгвардии от 14.09.2017 г. № 382 также как ранее действовавшим Порядком, утвержденным приказом МВД России от 19.10.2012 г. № 961, для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Согласно п. 4-7 ст. 72 Закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу. Рапорт сотрудника органов внутренних дел или письменное заявление гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшего на службе в органах внутренних дел, о разрешении служебного спора подлежит обязательной регистрации в день его подачи.
Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При этом истец, исходя из его пояснений, зная о наличии у него переработки с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха должен был обратиться не позднее даты окончания полугодия (то есть 01 июля и 01 января за каждое полугодие соответственно). При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика о пропуске истцом установленного ч. 4 ст. 72 Закона № 342-ФЗ срока для обращения в суд за разрешением служебного спора о предоставлении дополнительных дней отдыха за 2016, 2017 годы, что является самостоятельным основанием к отказу в иске. Кроме того, представленными пояснениями ответчика и представленными в материалы дела документами подтверждается, что истцу в 2016 году представлены дни отдыха за по его рапортам в размере 20 дней за работу в выходные и праздничные дни в качестве ответственного дежурного. Также ответчиком представлены доказательства предоставления истцу в 2017 году дополнительно 20 дней отдыха на основании его рапорта, что истцом не оспаривается. Таким образом, за 2016 и 2017 год истцу представлены дни отдыха за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни в качестве ответственного дежурного. При этом за 2017 год истцу необоснованно предоставлены 17 дней отдыха. Таким образом, несение дежурства в выходные и праздничные дни истцу компенсировано. 07.02.2018 года истцом был подан рапорт о предоставлении дней отдыха за 4 квартал 2017 года с 01.05.2018, а при невозможности предоставления дополнительных дней отдыха, произвести оплату часов отработанных сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени. На рапорте от 07.02.2018 имеется резолюция начальника Петрозаводского ОВО «ОК предоставить 5 дополнительных дней отдыха с 10.05.2018». В дальнейшем, в связи с обращением истца в суд с настоящим иском, указанное решение начальником отменено.
Учитывая, что истец обратился с рапортом о предоставлении дней отдыха за 4 квартал 2017 года, оснований для предоставления таких дней за 2017 год не имеется, дни отдыха за работу истца в ночное время, в выходные и праздничные дни в качестве ответственного дежурного в 2017 году предоставлены в полном объеме.
06.04.2018 года истец обратился с аналогичным рапортом о предоставлении дней отдыха за 1 квартал 2018 года. Ответчик в адрес истца сообщил о проведении служебной проверки, по завершении которой будет рассмотрен вопрос о предоставлении дополнительных дней отдыха.
Согласно отзыву ответчика истец привлекался к дежурствам в 2018 году 03.01.2018, 24.02.2018, 19.03.2018 и 18.03.2018.
При этом табель учета служебного времени на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции не был утвержден надлежащим образом. При таких обстоятельствах доказательств обоснованности требований истца о предоставлении дней отдыха за 1 квартал 2018 года у суда не имелось. С учетом предоставленных дней отдыха за 2017 год оснований для удовлетворения таких требований судебной коллегией не усматривается.
Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Требований о предоставлении дополнительного отпуска на основании ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ истцом не заявлялось. Заявленные истцом и рассматриваемые судом требования основаны на п. 9 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 № 961 и указаны истцом как переработка (сверхурочная работа). При таких обстоятельствах пояснения истца о необходимости предоставления ему отпуска за ненормированный служебный день не могут быть приняты судебной коллегией. При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в материалы дела представлен приказ ответчика от 07.09.2018 года № 193с/ч о предоставлении за 2017 год дней за ненормированный служебный день в количестве 9 календарных дней.
На основании изложенного истец не лишен возможности защищать свои права в установленном законом порядке в случае необоснованного отказа в предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный служебный день посредством предъявления самостоятельного иска.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении дополнительных дней отдыха, в количестве оставшихся 24 дней (193 часа), денежной компенсации за отработанное сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 43 224,60 руб. не имеется.
Истцом также заявлено о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
Однако нарушений прав истца действиями ответчика судебной коллегией не установлено. Оснований для взыскания компенсации морального вреда судебной коллегией не усматривается.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 июня 2018 г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Тыркова А. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия" о взыскании денежной компенсации за отработанное сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, о предоставлении дополнительных дней отпуска.
Председательствующий
Судьи