ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3300/2014 от 15.04.2014 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

  Судья Галина В.А. Дело № 33-3300/2014

 Докладчик Плотникова М.В.

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

 председательствующего Плотниковой М.В.,

 судей Братчиковой Л.Г., Трофимовой Т.М.,

 при секретаре Шумяцкой Л.Р.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 15 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – С.А.С. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 января 2014 года, которым в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным отказа департамента лесного хозяйства Новосибирской области в части предоставления земельного (лесного) участка с кадастровым номером № в безвозмездное пользование, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка – отказано.

 Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плотниковой М.В., объяснения представителя Департамента лесного хозяйства Новосибирской области – ФИО2, возражавшего относительно жалобы, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 ФИО1 обратилась в суд заявлением об оспаривании решения органа государственной власти.

 Требования обосновывала тем, что она обратилась в департамент лесного хозяйства Новосибирской области с письменным заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование или в аренду земельного участка, категория земель: земли лесного фонда - для лесоразведения, площадью 17 720 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>. Земельный участок испрашивался для выпаса сельскохозяйственных животных для собственных нужд. Количественный состав животных, выпас которых планируется осуществлять, указан в заявлении в департамент. Также в указанном заявлении ФИО1 взяла на себя обязательства по недопущению причинения вреда растительному и животному миру указанных земельных участков.

 В ответе на заявление ФИО1, департамент указал на то, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно материалов лесоустройства, расположен в Ордынском лесничестве, Ордынский лесохозяйственный участок №, квартал №, и относится к защитным лесам. Лесные участки покрыты насаждениями, в том числе лесными культурами.

 С данным отказом не согласилась заявитель, полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка нарушает ее права на использование лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд.

 Уточнив требования, просит признать незаконным отказ департамента лесного хозяйства Новосибирской области в части предоставления земельного (лесного) участка с кадастровым номером № в безвозмездное срочное пользование для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных); обязать департамент лесного хозяйства Новосибирской области принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в безвозмездное срочное пользование для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных) для собственных нужд (л.д.39).

 Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель ФИО1 – С.А.С., просит решение отменить, принять новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

 На апелляционную жалобу представителем Департамента лесного хозяйства Новосибирской области принесен письменный отзыв.

 В суд апелляционной инстанции не явились ФИО1 и её представитель С.А.С. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, направили письменные ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

 На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебнаяколлегия приходит к следующим выводам:

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

 В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В силу п.п. 2 п. 9.1 Положения о департаменте лесного хозяйства Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 г. № 469, департамент лесного хозяйства Новосибирской области осуществляет отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

 В соответствии с ч. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Согласно п. 6 ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 38 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). По смыслу ст. 105 Лесного кодекса РФ выпас сельскохозяйственных животных запрещается в лесопарковых, зеленых зонах и городских лесах.

 Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 г. № 509 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2012 г. № 23817), согласно п. 13 которых, для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления. Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках, занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом.

 Использование лесов для ведения сельского хозяйства может ограничиваться в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса Российской РФ.

 Главой 2.6 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для ведения лесного хозяйства» Лесохозяйственного регламента Ордынского лесничества Новосибирской области предусмотрено, что для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли, выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках занятых лесными культурами.

 Как следует из материалов дела и это установлено судом первой инстанции, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в департамент лесного хозяйства Новосибирской области с заявлением, в котором просила предоставить ей в безвозмездное пользование или в аренду земельный участок площадью 17 720 кв.м., с кадастровым номером №, для выпаса сельскохозяйственных животных (л.д.4).

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., указанный земельный участок местоположением: <адрес>, относится по категории земель к землям лесного фонда для лесоразведения и является собственностью Российской Федерации (л.д.44).

 ДД.ММ.ГГГГ письмом № департамента лесного хозяйства Новосибирской области в удовлетворении заявления ФИО1 отказано (л.д.6).

 Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером №, согласно материалов лесоустройства, расположен в Ордынском лесничестве, Ордынский лесохозяйственный участок №, квартал №, и относится к защитным лесам. Лесной участок покрыт насаждениями, в том числе лесными культурами; в соответствии с лесным законодательством выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках, занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом.

 Судом также установлено, что согласно выкопировки из плана лесонасаждений, земельный участок с кадастровым номером №  налагается на выделы 1, 2, 3, 4 квартала № Ордынского лесохозяйственного участка Ордынского лесничества (л.д.27).

 При этом к категории нелесных земель относится исключительно выдел 4, остальные выделы покрыты лесной растительностью, в том числе по породам: выделы 1 и 3 - березой; выдел 2 - лесными культурами сосны.

 С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что отказ департамента лесного хозяйства Новосибирской области в предоставлении ФИО1 земельного участка является законным, обоснованным, принятым в пределах полномочий органа государственной власти.

 Судебная коллегия в целом соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает, в силу чего не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы, основанные на данных обстоятельствах.

 Доводы жалобы о том, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок, не подпадает ни под один из запретов использования лесных земель, предусмотренных п. 2,13 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, являются необоснованными и прямо противоречат п. 13 Правил, согласно которого для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления. Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках: занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом; селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций…

 Не может быть признана обоснованной ссылка апеллянта на размещенный на интернет-сайте регламент Ордынского лесничества (таблица 1.2.1), согласно которого вид разрешенного использования лесов «Ведение сельского хозяйства» включает в себя лесохозяйственный участок №, квартал №, в который входит испрашиваемый земельный участок, поскольку указанный земельный участок  налагается на выделы 1, 2, 3, 4 квартала № Ордынского лесохозяйственного участка Ордынского лесничества, при этом к категории нелесных земель относится исключительно выдел 4, остальные выделы покрыты лесной растительностью, в том числе по породам: выделы 1 и 3 - березой; выдел 2 - лесными культурами сосны, что с учетом вышеизложенных положений закона, исключает возможность выпаса сельскохозяйственных животных на участках, занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом.

 Доводы жалобы со ссылкой на положения п. 1 ст. 4.1, п. 3 ст. 4.3, ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 2011-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» о том, что, возможность получить указанный выдел в пользование, по основанию указанному в п. 1 ст. 4.1. Вводного закона, с последующей регистрацией права, у ФИО1 отсутствует, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, а потому не могут быть признаны обоснованными.

 Указанным положениям закона и доводам апеллянта судом дана надлежащая правовая оценка, и суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявитель имеет возможность реализовать свое право на использование лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд путем обращения в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении фактически занимаемого земельного участка для выпаса сельскохозяйственных животных в пределах четвертого выдела квартала № Ордынского лесохозяйственного участка Ордынского лесничества, не покрытого лесной растительностью.

 Кроме того, согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

 Частью 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории….

 Как следует из анализа вышеприведенных норм закона, лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка, обязано указать лишь предполагаемое местонахождение испрашиваемого земельного участка. Определение же конкретного его местонахождения находится в компетенции органа местного самоуправления: в течение месяца со дня поступления заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

 Поскольку ФИО1 обратилась с заявлением о выделении ей конкретного земельного участка, выбрав его сама, произвольно, без учета его особенностей, по мнению судебной коллегии, оснований для его предоставления истцу не имелось.

 Таким образом, нарушений законодательства органом местного самоуправления, либо превышения предоставленной ему законом компетенции, судебной коллегией не усматривается.

 Иные доводы жалобы не влияют на законность постановленного судом решения.

 Решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального или процессуального права при его вынесении не допущено. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.

 Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – С.А.С. – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи