ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3307/2015 от 19.08.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-3307-2015

судья Радченко В.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Процкой Т.В.

и судей краевого суда Антипенко А.А.

ФИО1

при секретаре Башуровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 августа 2015 года дело по иску прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании действий по начислению электроэнергии на общедомовые нужды незаконными, обязании произвести перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды

по апелляционным жалобам представителей ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО8, третьего лица ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» ФИО9

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 мая 2015 года, которым постановлено:

исковое заявление прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, с учетом уточнений, удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по предъявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 начисление оплаты общедомовые нужды по общедомовому прибору учету, за период с 01.01. 2013 года по 31.03. 2015 года, по адресу: <адрес> отношении ФИО2<адрес>, ФИО3<адрес>, ФИО4<адрес>, ФИО5<адрес>, ФИО6<адрес>, ФИО7<адрес>.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию общедомовые нужды за период с <Дата> по <Дата> в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, по адресу: <адрес>, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории <адрес> равному <данные изъяты> кВт.ч\кв.м., площади мест общего пользования равной <данные изъяты> кв.м., общей площади жилых и не жилых помещений равной <данные изъяты> кв.м., площади жилого помещения ФИО2 равной <данные изъяты> кв.м., ФИО3 площади равной <данные изъяты> кв.м., ФИО4 площади равной <данные изъяты> кв.м., ФИО5 площади равной <данные изъяты> кв.м., ФИО6 площади равной <данные изъяты> кв.м., ФИО7 площади равной <данные изъяты> кв.м.

Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину <данные изъяты> рублей в пользу муниципального образования «Оловяннинский район».

Заслушав доклад судьи краевого суда Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Оловяннинского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о нарушении жилищных прав, начислении платежей на общедомовые нужды по электроснабжению. В ходе проверки установлено, что вышеперечисленные материальные истцы проживают в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, ФИО2 в <адрес>, ФИО3 в <адрес>, ФИО4 в <адрес>, ФИО5 в <адрес>, ФИО6 в <адрес>, ФИО7 в <адрес>. Перечисленные материальные истцы являются потребителями услуги в виде электроснабжения, предоставляемых ОАО «Читаэнергосбыт». Согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от <Дата> года, в акте указана представителем потребителей ФИО10 Из объяснения ФИО10 следует, что она не подписывала указанный акт. Следовательно, акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, составлен с нарушением норм материального права, а именно ч.1 ст.ст. 153, 154, 157 ЖК РФ, ст. ст. 539,544 ГК РФ, ст.ст. 4,21, 37,13 Федерального закона от 23.11. 2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 от 13.08.2006 г., п.2 Правил № 354, п.п. 147,152, 154, 172, 173, 176 Основных положений, ч.1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». ОАО «Читаэнергосбыт» незаконно осуществляет начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды, за период с <Дата> по <Дата> года, по общедомовому прибору учету (далее ОДПУ). Поскольку ОДПУ в доме по адресу: <адрес>, в отношении материальных истцов не введен в эксплуатацию, то в соответствие п. 17 Расчета размера платы за коммунальные услуги потребление электроэнергии на ОДН должны рассчитываться по нормативу потребления, установленному Приложением № 5 к приказу РСТ Забайкальского края от 17.08. 2012 г. № 207 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на ОДН на территории Забайкальского края» - 2, 11 кВт.ч/кв.м. С учетом уточнений просил признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по предъявлению начисленной оплаты на общедомовые нужды по общедомовому прибору учета, за период с <Дата> по март 2015 года, по адресу: <адрес>, в отношении материальных истцов ФИО2<адрес>, ФИО3<адрес>, ФИО4<адрес>, ФИО5<адрес>, ФИО6<адрес>, ФИО7<адрес>; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 01.01. 2013 года по март 2015 года, по адресу: <адрес>, в отношении материальных истцов ФИО2<адрес>, ФИО3<адрес>, ФИО4<адрес>, ФИО5<адрес>, ФИО6<адрес>, ФИО7<адрес>, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории <адрес> равному 2,11 кВт.ч/кв.м., площади мест общего пользования равной <данные изъяты> кв.м., общей площади жилых и не жилых помещений равной <данные изъяты> кв.м., площади жилого помещения равной в отношении ФИО2<данные изъяты> кв.м., ФИО3<данные изъяты> кв.м., ФИО4<данные изъяты> кв.м., ФИО5<данные изъяты> кв.м., ФИО6<данные изъяты> кв.м., ФИО7<данные изъяты> кв.м. ( л.д.3-9, 67-73, 129-135, 206-212 т. 1, л.д.3-9, 66-72,197 т.2).

Определением суда от <Дата> дела соединены в одно производство (л.д. 138 т.2).

Определением суда от 06.05. 2015 года в качестве третьего лица привлечено ОАО «Коммунальник» (л.д.141-143 т.2).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 201-204 т. 2).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО8 выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит его отменить. Ссылается, что ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края, не является обслуживающей организацией. Указанные в решении суда нарушения процедуры установки приборов учета, не влияют на правильность коммерческого учета энергоресурса. Неисполнение собственниками жилых помещений своих обязанностей по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию не влияет на правильность измерений такого прибора учета, законодателем закреплена норма, обязывающая собственников производить установку коллективных приборов учета используемой электрической энергии. Собственники помещений в многоквартирном жилом <адрес> требования ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не выполнили и не обеспечили оснащение домов общедомовыми приборами учета. Установка прибора учета сетевой компанией не носит разрешительный характер, законом не предоставляется собственникам право выбора на установку коллективного прибора учета, указанная норма носит императивный характер, следовательно, не требует заключения договоров между сбытовой организацией и потребителем. Факт не направления уведомления и отсутствия подписи представителя собственников помещений дома, не могут служить основанием признания порядка установки и допуска прибора учета в эксплуатацию незаконным, поскольку допуск прибора учета в эксплуатацию является технической проверкой работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии. Допуск прибора учета в эксплуатацию это техническая проверка работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии, производимая после монтажа прибора учета. Собственниками дома не была исполнена обязанность по оснащению дома коллективным прибором учета, при этом они не воспользовались правом осуществить проверку правильности допуска прибора учета. Исходя из анализа п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, ст. 161-162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация является непосредственным представителем собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию подписан представителем потребителя ФИО10, в связи с чем можно сделать вывод о том, что общедомовой прибор был введен в эксплуатацию надлежащим образом. Полагает необоснованным вывод суда о том, что подпись председателя Совета многоквартирного дома ФИО10 в акте от <Дата> не является подлинной, данный факт не был подтвержден в судебном заседании. Законодателем определено, что расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечения срока эксплуатации ОДПУ. Установленный ОДПУ технически пригоден, что подтверждается актом его ввода в эксплуатацию, следовательно, у ОАО «Читаэнергосбыт» отсутствовали законные основания не принимать значений указанного прибора учета. Начисление платы за электрическую энергию без применения показаний приборов учета, противоречит нормам Жилищного кодекса РФ (л.д. 214-222).

В апелляционной жалобе представитель третьего лица ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» ФИО9 просит решение суда отменить, принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Законодательство императивно закрепляет за сетевой организацией обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, в целях исполнения требований закона ОАО «МРСК Сибири» произвело установку общедомового прибора учета по адресу: <адрес>. В июне 2010 года на официальном сайте ОАО «Читаэнергосбыт» было размещено предложение об оснащении приборами учета электрической энергии потребителей, однако собственники помещений многоквартирного дома, не исполнили свою обязанность, в адрес ОАО «МРСК Сибири» не направлялись письменные заявки о демонтаже либо замене ОДПУ. Ссылается на соблюдение установленного законом порядка ввода ОДПУ в эксплуатацию, установленные приборы учета неоднократно проверялись, технических нарушений в работе приборов учета установлено не было, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела акты технической проверки приборов учета. Нормы закона императивно закрепляют в первую очередь за собственниками жилых помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ и обязанность сетевой организации оснастить многоквартирный дом ОДПУ, в случае если такая обязанность не исполнена собственниками в добровольном порядке. Установленный и введенный в эксплуатацию ОДПУ соответствует требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, прошел проверку, доказательств обратного стороной истца в материалы дела не представлено. Акт допуска прибора учета подписан представителем собственников жилых помещений многоквартирного дома. Истцом не представлены доказательства отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ (л.д. 228-231).

В возражениях на апелляционную жалобу ОАО «Читаэнергосбыт» прокурор Оловяннинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представитель третьего лица ОАО «Коммунальник» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО11, представителя ОАО «МРСК -Сибири»- «Читаэнерго» ФИО12, поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО5 проживают в <адрес> в <адрес>.

ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края по поставке электрической энергии покупателям электроэнергии по договорам энергоснабжения.

Как следует из пояснений представителей ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» в суде апелляционной инстанции, общедомовой прибор учета был установлен в 2010 году.

Из акта проверки работы приборов учета и состояния измерений электрической энергии ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» от <Дата> следует, что прибор использовался ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» для коммерческих расчетов (л.д.42-43 т.1).

<Дата> решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> выбран способ управления многоквартирным жилым домом «непосредственное управление».

<Дата> решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> выбрано ОАО «Коммунальник» для заключения договоров оказания услуг по содержанию и выполнению работ по обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме.

До <Дата> собственники помещений многоквартирного дома не обеспечили оснащение дома общедомовыми приборами учета используемой электрической энергии для расчета за общедомовые нужды.

Согласно акту ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» от <Дата> года, в <адрес> был допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии , тип , 2008 года выпуска, показания . В акте указано, что от собственников многоквартирного дома в допуске общедомового прибора учета принимала участие ФИО13, а подписала акт ФИО10

Судом установлено, что истцам начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом расходов по общедомовому прибору учета.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что общедомовой прибор учета в многоквартирном доме установлен с нарушением порядка, предусмотренного ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», следовательно, плата за электроэнергию должна быть рассчитана в соответствии с утвержденным нормативом.

С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться, оснований для признания их ошибочными судебная коллегия не усматривает.

Согласно п. 2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ).

Согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 этого же закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (п.150 Основных положений).

Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений.

Согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Частью 2 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Анализируя требования указанных норм права, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, ст. 13 ФЗ №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленный сетевой организацией ОАО «МРСК – Сибири»- «Читаэнерго» в 2010 году в целях коммерческих расчетов с ОАО «Читаэнергосбыт» общедомовой прибор учета, являющийся собственностью ОАО «МРСК – Сибири»- «Читаэнерго», в данном случае не может использоваться для определения платы за электроэнергию на общедомовые нужды за спорный период с истцов, проживающих в многоквартирном доме в <адрес>.

На основании ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до <Дата> соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов.

Кроме того, на основании ч. 9 ст. 13 названного закона договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса с гражданином - собственником жилого дома, либо уполномоченным им лицом, заключается в письменной форме, заказчиком по установке общедомовых приборов учета могут являться обслуживающая организация, которая избрана собственниками на основании соответствующего решения, а также собственники многоквартирного дома.

Такой договор не заключался по данному многоквартирному дому, что не отрицалось участниками процесса.

Как следует из материалов дела, собственники жилых помещений многоквартирного <адрес> не принимали решений об установке прибора учета электроэнергии, потребители не были уведомлены об установке общедомового прибора учета электроэнергии, дополнительный договор на указанные услуги с собственниками также не заключался.

В случае установки общедомового прибора учета после <Дата> принудительно по инициативе ресурсоснабжающей организации также должен быть соблюден порядок, предусмотренный ФЗ №261-ФЗ, о соблюдении которого ответчик доказательства не представил.

В данном случае, обязанность уведомить жителей многоквартирного дома о наличии общедомовых приборов учета лежит на ресурсоснабжающей организации.

Установив безусловное нарушение прав истцов, проживающих в вышеуказанном доме, необоснованным начислением оплаты за электроэнергию, предъявленную на общедомовые нужды, суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования по существу и удовлетворил их.

Доводы апелляционных жалоб об ошибочном выводе суда, что общедомовой прибор учета был установлен незаконно, судебная коллегия отклоняет, поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию прибора учета и включенного в схему измерений трансформатора. Названный прибор учета был установлен в 2010 году для целей, не связанных с начислением платы на общедомовые нужды.

Кроме того, ссылки апелляционных жалобах на то, что акт допуска в эксплуатацию прибора учета от 05.12.2013, подписан представителем собственников помещений многоквартирного дома, несостоятельны, поскольку доказательно не подтверждены, так на актах имеется подпись лица с указанием фамилии ФИО10, при этом, ФИО10 данные обстоятельства в суде не подтвердила, оспаривала.

Ссылки представителя ответчика в суде апелляционной инстанции на то, что начисления по общедомовому прибору учета производились с декабря 2013 года, судебная коллегия отклоняет, поскольку из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции, расчетов оплаты за ОДН в платежных документах, направленных истцам, в частности ФИО4, ФИО14, ФИО7, следует, что с января 2013 года расчет производился по показаниям общедомового прибора учета (л.д.151-155,159-164,224,231 т.1, л.д.86,93-96,196-199 т.2).

Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном понимании норм материального права, повторяют позицию, высказанную ответчиком, третьим лицом в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними.

Таким образом, разрешая заявленные исковые требования на основе норм материального и процессуального права, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, исследовал доказательства в судебном заседании, и, оценив их, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО8, третьего лица ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» ФИО9 – без удовлетворения.

Председательствующий: Процкая Т.В.

Судьи: Антипенко А.А.

ФИО1