ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3309/18 от 17.09.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Иванов Д.Д. Дело № 33-3309/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 17 сентября 2018

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Сыреновой С.Н.,

при секретаре Гороховой А.Ю.,

с участием прокурора Никонова В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 10 июля 2018 года по делу по иску прокурора Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Тюмюкский наслег» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу направить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об утверждении правил землепользования и застройки с приложением подготовленных в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карт (планов) объектов землеустройства названного поселения», которым

постановлено:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Тюмюкский наслег» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу направить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об утверждении правил землепользования и застройки с приложением подготовленных в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» карт (планов) объектов землеустройства населенного пункта с. Хаты Нюрбинского района Республики Саха (Якутия).

Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., выслушав прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор Нюрбинского района обратился в Нюрбинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Тюмюкский наслег» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу направить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об утверждении правил землепользования и застройки с приложением подготовленных в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карт (планов) объектов землеустройства названного поселения». Иск мотивирован тем, что ответчик не исполняет требования п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что приводит к невозможности ведения достоверного кадастрового учета объектов недвижимости, как следствие, предоставление гражданам неполной информации, то есть, нарушает конституционное право каждого на свободное получение информации.

Судом принято вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, администрация Муниципального образования «Тюмюкский наслег» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) подала апелляционную жалобу, в которой представитель выражает несогласие с установленным судом сроком исполнения решения суда, указывая, что за 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу технически невозможно подготовить и направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены постановленного решения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений

Из материалов дела усматривается, что решением Тюмюкского наслежного совета от 28.10.2016 № ... утверждены Правила землепользования и застройки с. Маар Нюрбинского района Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов в электронной форме установлен Постановлением Правительства от 31.12.2015 № 1532, которым утверждены Правила предоставления документов.

Обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства, которая должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

При информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" документы предоставляются на электронных носителях.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся карты (планы) объектов землеустройства.

Судом установлено, что прокуратурой Нюрбинского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в том числе законодательства в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О государственной регистрации недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», карта-план черты населенного пункта не составлена, требуемые документы для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости не направлены.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик, являясь органом местного самоуправления, не выполняет требования федерального законодательства в области землеустройства и государственной регистрации недвижимости, что нарушает права неограниченного круга лиц на свободное получение информации, а также принципы эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный срок устранения нарушений является недостаточным из-за длительности организационной и технической процедур, необходимых для подготовки карт-планов объектов поселения, не влияет на правильность выводов суда и не влечет отмену оспариваемого судебного решения.

Сроки устранения выявленных нарушений установлены с учетом характера нарушений, организационных, технических факторов, влияющих на их устранение. Какие-либо доказательства о недостаточности установленного решением срока для его исполнения, наличии причин, препятствующих его исполнению, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции административным ответчиком не представлены.

Кроме того, при наличии объективных причин, препятствующих устранению нарушений в установленный срок, административный ответчик не лишен права обратиться за отсрочкой или рассрочкой срока исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 10 июля 2018 года по делу по иску прокурора Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Тюмюкский наслег» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности в течение шести месяце после вступления решения в законную силу направить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об утверждении правил землепользования и застройки с приложением подготовленных в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карт (планов) объектов землеустройства названного поселения» оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Ноева

Судьи С.Н. Сыренова

З.С.Дьяконова