ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-330/2017 от 07.02.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ермакова Л.А. Дело № 33- 330/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 февраля 2017 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Винеля А.В.,

судей Моисеевой М.В., Хлебникова А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеева А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Смоленской области, Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Смоленской области, Управлению Федерального казначейства по Смоленской области о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 ноября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Винеля А.В., объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Смоленской области Гончаровой Е.Б., Агеева А.А., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Смоленской области Петроченковой Ю.Ф., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Агеев А.А., уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Смоленской области (далее – МИ ФНС №6 по Смоленской области), Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее – ТУ Росимущества в Смоленской области) о возложении обязанности по подаче заявки на возврат денежных средств, перечисленных в доход федерального бюджета, указав, что является наследником имущества, открывшегося после смерти его тети - А.., состоящего из денежных средств в размере 912 314 руб. 10 коп., которые были перечислены в федеральный бюджет как выморочное имущество. ТУ Росимущества в Смоленской области, несмотря на наличие у истца свидетельства о праве на наследство по закону в отношении указанных денежных средств, отказало в их возврате, ссылаясь на то, что не является их получателем.

В судебном заседании Агеев А.А. уточненный иск поддержал.

Представитель МИ ФНС №6 по Смоленской области Петроченкова Ю.Ф. возражала против удовлетворения требований, пояснив, что возврат поступивших в федеральный бюджет денежных средств осуществляется на основании соответствующих заявок, представленных администратором дохода бюджета, которым с 01.01.2016г. является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Смоленской области - Хопунова О.С. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

ТУ Росимущества в Смоленской области, явку в суд своего представителя не обеспечило, в письменных возражения иск не признало.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 14.11.2016г. на ТУ Росимущества в Смоленской области возложена обязанность подать заявку в Управление Федерального казначейства по Смоленской области на возврат Агееву А.А. денежных средств в сумме 912 314 руб. 10 коп., перечисленных по платежному поручению от 05.11.2015г, в течение 10дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Смоленской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении иска. Первоначально истцом был заявлен иск имущественного характера о взыскании денежных средств на основании ст.1102 ГК РФ. В дальнейшем истец полностью изменил основание и предмет иска, предъявив иск неимущественного характера, направленный на понуждение совершить определенные действия в административном порядке.

Ни истец, ни его тетя в федеральный бюджет денежные средства не платили. Спорные денежные средства поступили в бюджет от лечебного учреждения через налоговую службу. В связи с этим лечебному учреждению они и могут быть возвращены по его заявлению. Если истец полагает, что бюджет незаконно обогатился за счет денежных средств его тети, денежные средства должны быть возвращены его получателем в порядке ст.1102 ГК РФ, путем обращения взыскания на средства федерального бюджета.

Административная процедура возврата денежных средств по п.27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 18.12.2013г. №125н), на который ссылается истец в уточненном иске, касается нормального административного оборота с денежными средствами между плательщиками средств и их получателями, к которым ни Агеев А.А., ни ТУ Росимущества в Смоленской области не относятся. Плательщиком денежных средств было лечебное учреждение, а получателем – налоговая служба.

В Смоленском областном суде представитель ТУ Росимущества в Смоленской области Гончарова Е.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Агеев А.А., представитель МИ ФНС №6 по Смоленской области Петроченкова Ю.Ф. просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

УФК по Смоленской области своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, извещено надлежаще. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными в Приказ Минфина от 01.07.2013г. №65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», приложением №2 к приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2014г. № 506 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета территориальными органами Росимущества на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 года» с 01.01.2016г. администратором доходов федерального бюджета по Доходам от реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Согласно п. 3 Приказа Росимущества от 19.12.2014г. №506 территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделены бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов, за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства заявок для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013г. №125н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.

В силу части 2 раздела II Приказа Минфина от 01.07.2013г. №65н полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета, относящиеся к периоду исполнения функций по администрированию доходного источника органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления (местной администрации), соответствующие полномочия которого прекращены или переданы другому органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (местной администрации), осуществляются органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления (местной администрации), наделенным в соответствии с действующим законодательством полномочиями главного администратора (администратора) доходов бюджета (в том числе в части возврата сумм платежей) по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, действующим на момент осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета.

По делу установлено, что (дата) . умерла тетя истца - А.., после смерти которой открылось наследство в виде денежных средств в размере 912314 руб. 10 коп., перечисленных по платежному поручению от 05.11.2015г. в федеральный бюджет как выморочное имущество и поступивших 06.11.2015г. на счет .

18.04.2016г. нотариусом Смоленского районного нотариального округа Смоленской области Агееву А.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении вышеуказанных денежных средств, перечисленных в бюджет.

На обращение МИ ФНС № 6 по Смоленской области от 28.06.2016г. по вопросу возврата истцу из федерального бюджета денежных средств ТУ Росимущества в Смоленской области в письме от 29.06.2016г. сообщило об отсутствии у него оснований для распоряжения денежными средствами в целях возврата из федерального бюджета, поскольку оно не является их получателем, каких-либо прав на выморочное имущество, а также распоряжений на перечисление денежных средств в федеральный бюджет не оформляло.

Как следует из объяснений представителя МИ ФНС № 6 по Смоленской области и подтверждается материалами дела, денежные средства, оставшиеся после смерти А.. в сумме 912214 руб. 10 коп. перечислены в федеральный бюджет налоговой службой, которая до 31.12.2015г. являлась администратором доходов федерального бюджета по доходам от реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (невостребованные личные вещи умерших недееспособных больных).

Установив, что принадлежащие Агееву А.А. денежные средства, оставшиеся после смерти его тети, перечислены в федеральный бюджет, а ТУ Росимущества в Смоленской области на момент разрешения спора является администратором доходов бюджета, суд первой инстанции правомерно возложил на последнее обязанность по подаче заявки в орган Федерального казначейства для осуществления возврата, поступивших в федеральный бюджет денежных средств, принадлежащих истцу.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 ноября 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: