ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-331 от 18.05.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Полякова С.И. Дело № 33-331

номер дела в суде первой инстанции 2-139/2022

УИД 02RS0001-01-2021-011526-30

номер строки в статистическом отчете 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Черткова С.Н., Шнайдер О.А.,

при секретаре Молодых Л.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай Арбанаковой Дии Германовны на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 февраля 2022 года, которым

исковое заявление Майдуровой Татьяны Владимировны удовлетворено частично.

Признано право Майдуровой Татьяны Владимировны на получение единовременной материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскана с Правительства Республики Алтай в пользу Майдуровой Татьяны Владимировны единовременная материальная помощь в размере 50000 рублей.

Исковое заявление Майдуровой Татьяны Владимировны к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании единовременной материальной помощи оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Майдурова Т.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании права на оказание единовременной материальной помощи, оказываемой гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с пожаром жилого помещения, взыскании материальной помощи в размере 50000 рублей. Требования мотивированы тем, что Майдурова Т.В. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 16.05.2021 г. в жилом доме произошел пожар, в результате которого жилой дом полностью уничтожен, имущество утрачено в полном объеме. На момент пожара истец не была зарегистрирована по <адрес>, но фактически там проживала с членами своей семьи. 06.08.2021 г. истец обратилась с заявлением к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай по вопросу оказания единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от <дата> в выплате было отказано в связи с отсутствием у истца регистрации в данном жилом доме на момент пожара. Требование о регистрации граждан как обязательного условия оказания материальной помощи не соответствует федеральному законодательству, поскольку юридическое значение должен иметь факт проживания граждан на территории Республики Алтай. Истец постоянно проживала в данном доме, родилась в <адрес>, на момент пожара была зарегистрирована на территории Республики Алтай, иного имущества в собственности ни она, ни члены ее семьи не имеют. Сгоревший дом являлся единственным объектом недвижимости, принадлежащим истцу, в котором они проживали.

Определением Горно-Алтайского городского суда от 12.01.2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Алтай, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов по Республике Алтай.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства финансов Республики Алтай Арбанакова Д.Г. Указывает, что правовые основания для предоставления истцу материальной помощи отсутствуют и отказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай является законным и обоснованным. Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от <дата>, наличие регистрации в жилом помещении, в котором произошел пожар, является обязательным условием для получения материальной помощи. Установление категорий граждан и условий предоставления им материальной помощи является исключительной компетенцией Правительства Республики Алтай, является правом исполнительного органа, а не обязанностью. Данная мера социальной поддержки не предусмотрена федеральным законодательством. Ссылка суда в решении на п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является необоснованной, поскольку пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, никаким образом не относится к чрезвычайным ситуациям и не произошел в период, когда на определенной территории был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Истцом был неверно выбран способ защиты права, так как отказ государственного органа в предоставлении материальной помощи может быть признан незаконным только в рамках административного судопроизводства. Кроме того, за Правительством Республики Алтай не закреплены какие-либо направления расходов, не является главным распорядителем средств республиканского бюджета. В связи с этим исполнение решения суда в соответствии с бюджетным законодательством не представляется возможным.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства финансов Республики Алтай Арбанакову Д.Г., поддержавшую доводы жалобы, представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Правительства Республики Алтай Трескину М.В., полагавшую жалобу подлежащей удовлетворению, Майдурову Т.В., возражавшую относительно удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Согласно пункту 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения контроля за использованием средств республиканского бюджета Республики Алтай, выделенных в установленном порядке на финансирование непредвиденных расходов, постановлением Правительства Республики Алтай от <дата> утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай, а также признан утратившим силу постановление Правительства Республики Алтай от <дата> «О порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Алтай».

Подпунктом «л» пункта 3 раздела 2 указанного Порядка предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда используются в целях финансового обеспечения оказания единовременной (разовой) материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с пожаром жилого помещения, в размере 50000 рублей.

Единовременная (разовая) материальная помощь в связи с пожаром жилого помещения предоставляется на одно жилое помещение, пострадавшее в результате пожара, гражданину, являющемуся собственником такого жилого помещения, зарегистрированному по месту жительства в этом жилом помещении.

Подтверждением объема запрашиваемых средств резервного фонда является представление получателем бюджетных ассигнований в Правительство Республики Алтай следующих документов: заявления гражданина о предоставлении единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения; копии паспорта или документа, заменяющего паспорт этого гражданина; документа, подтверждающего факт пожара жилого помещения, выданного в соответствии с федеральным законодательством; документа, подтверждающего право собственности этого гражданина на жилое помещение, пострадавшее в результате пожара.

Постановлением Правительства Республики Алтай от <дата> «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от <дата>» пункт 3 раздела 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай дополнен абзацем следующего содержания: «Единовременная (разовая) материальная помощь, предусмотренная в том числе подпунктом «л», предоставляется гражданам, указанным в подпункте «л», зарегистрированным по месту жительства на территории Республики Алтай».

Как следует из материалов дела, Майдурова Т.В. являлась собственником жилого дома, площадью 43,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от 06.12.2021 г. право собственности на указанный жилой дом Майдуровой Т.В. зарегистрировано 08.07.2010 г.

Согласно справке уличного комитета от 09.06.2021 г. в жилом доме по адресу: <адрес>, проживали Майдурова Т.В., супруг Майдуров С.А., дочь Майдурова А.С.

16.05.2021 г. жилой дом, принадлежащий истцу, был уничтожен в результате пожара.

По факту пожара Территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Горно-Алтайску ГУ МЧС России по Республике Алтай составлена справка, из которой следует, что в результате возгорания огнем уничтожены жилой дом и надворная постройка (баня) на площади 110 кв.м. по адресу: <адрес>. Со слов Майдуровой Т.В. в результате пожара были уничтожены паспорта, СНИЛС, страховые полиса Майдуровой А.С., Майдурова С.А.

Согласно отказному материалу ГУ МЧС России по Республике Алтай постановлением дознавателя Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Горно-Алтайску от 19.05.2021 г. № 12 в возбуждении уголовного дела было отказано.

11.06.2021 г. жилой дом по адресу: <адрес>, снят с кадастрового учета.

06.08.2021 г. Майдурова Т.В. обратилась к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай с заявлением об оказании единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого дома.

24.08.2021 г. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в письме за исходящим номером № Р040002-07-М-431-91 сообщило Майдуровой Т.В. о том, что по имеющимся документам оказать материальную помощь из средств резервного фонда Правительства Республики Алтай не представляется возможным в связи с отсутствием регистрации по адресу: <адрес>, на момент пожара.

Согласно адресной справке Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> от 09.12.2021 г. Майдурова Т.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 01.06.2021 г.

Из адресной справки от 22.06.2021 г. следует, что супруг истца Майдуров С.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с 03.09.2009 г.

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Республике Алтай от 20.01.2022 г. какие-либо объекты недвижимости на имя Майдурова С.А., Майдуровой А.С. в ЕГРН не зарегистрированы.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Майдурова Т.В., ссылаясь на незаконность принятого Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай решения, указывала, что постоянно проживала в сгоревшем доме, на момент пожара была зарегистрирована на территории Республики Алтай, иного имущества в собственности ни она, ни члены ее семьи не имеют.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о наличии у Майдуровой Т.В. как гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, права на получение мер поддержки, установленной законодательством субъекта. При этом суд исходил из того, что Майдурова Т.В. и члены ее семьи постоянно проживали в доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой являлся единственным жилым помещением, в котором проживала семья Майдуровых, иных объектов недвижимости в собственности истца и членов его семьи не имеется. Отсутствие регистрации по месту жительства само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения материальной помощи, при этом доказательств наличия в действиях истца злоупотребления правом суду представлено не было.

Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку отказ в предоставлении мер социальной поддержки только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие регистрации в жилом помещении, в котором произошел пожар, является обязательным условием для получения материальной помощи, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. -П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. -I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>).

Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от <дата>-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета.

Установив, что Майдурова Т.В. постоянно проживала в сгоревшем доме, суд первой инстанции вопреки доводам жалобы пришел к правильному выводу о наличии оснований для отнесения Майдуровой Т.В. к категории граждан, указанных в подпункте «л» пункта 3 раздела 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай и отсутствии правовых оснований для отказа ей в выплате единовременной материальной помощи.

Довод апелляционной жалобы о том, что истцом выбран неверный способ защиты права и данный спор подлежит рассмотрению в рамках административного судопроизводства по оспариванию отказа в предоставлении единовременной материальной помощи - судебная коллегия также находит несостоятельным.

Истцом Майдуровой Т.В. не заявлялись требования об оспаривании действий или бездействия государственного органа - Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай фактически отказало Майдуровой Т.В. в оказании материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения из-за отсутствия регистрации по месту жительства в этом жилом помещении, в связи с чем Майдурова Т.В. воспользовалась таким способом защиты своих гражданских прав, как признание права на получение единовременной материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения, что не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является допустимым.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о взыскании единовременной материальной помощи с Правительства Республики Алтай, судебная коллегия считает заслуживающими внимания.

Суд первой инстанции, исходя из положений постановления Правительства Республики Алтай от <дата>, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Республики Алтай, в связи с чем взыскал с Правительства Республики Алтай единовременную материальную помощь в размере 50000 руб.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда и полагает, что обязанность по выплате единовременной материальной помощи необоснованно возложена на Правительство Республики Алтай.

Согласно пункту 5 раздела 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай проект распоряжения Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда в целях финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных в том числе подпунктом «л» пункта 3 настоящего Порядка, с указанием получателя бюджетных ассигнований, размера выделяемых бюджетных ассигнований резервного фонда и целей их использования в соответствии с настоящим Порядком на основании поручения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай готовит главный распорядитель бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай, направивший обращение к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и подтверждение объема запрашиваемых средств резервного фонда. Проект распоряжения подлежит согласованию с Министерством финансов Республики Алтай в соответствии с Регламентом Правительства Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от <дата>.

Поручение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай разрабатывается на основании обращений получателей бюджетных ассигнований к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Из ответа на запрос Министерства финансов Республики Алтай от 13 мая 2022 г. следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета, осуществляющим выплату единовременной (разовой) материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с пожаром жилого помещения, является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от <дата> утверждено Положение о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, пунктом 1 которого предусмотрено, что исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции в сфере регулирования социального развития и социальной защиты населения, является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения одной из основных задач Министерства является организация предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения Республики Алтай, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках федерального законодательства и законодательства Республики Алтай.

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

Согласно пункту 14 Положения Министерство в сфере социального развития и социальной защиты разрабатывает нормативные правовые акты, направленные на обеспечение социальной защищенности отдельных категорий граждан, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и реализации их во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, органами местного самоуправления в <адрес>, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения нормативно-правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по выплате гражданам единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения должна быть возложена на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай как на главного распорядителя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай, который направляет обращение к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции изложенное не учел и пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела, допустил нарушение норм материального права, повлиявших на исход дела, в силу чего в соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Майдуровой Т.В. единовременной материальной помощи в размере 50000 рублей и об отказе в удовлетворении исковых требований Майдуровой Т.В. к Правительству Республики Алтай о взыскании единовременной материальной помощи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 февраля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковое заявление Майдуровой Татьяны Владимировны удовлетворить частично.

Признать право Майдуровой Татьяны Владимировны на получение единовременной материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Майдуровой Татьяны Владимировны единовременную материальную помощь в размере 50000 рублей в связи с пожаром жилого помещения при поступлении денежных средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Алтай.

В удовлетворении исковых требований Майдуровой Татьяны Владимировны к Правительству Республики Алтай о взыскании единовременной материальной помощи отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи С.Н. Чертков

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 мая 2022 года.