ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3310/2013 от 08.04.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Куханева Г.В. дело № 33-3310/2013   учет № 57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 апреля 2013 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,

судей Сайдашевой Э.Р., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 15 января 2013 года, которым постановлено:

заявление прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» оформить разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановок; согласованный в установленном порядке проект электроустановки; приемо-сдаточную документацию; разрешение на допуск в эксплуатацию теплоустановок для проведения пуско-наладочных работ. Выделить штатную единицу для работы в качестве оператора на установленном оборудовании систем безопасности (осуществление видеомониторинга). Провести организационные мероприятия по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создать страховой фонд документации объекта, оформить страховые данные, организовать обучение в учебно-методическом центре Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан руководящего состава организации, состав комиссии по чрезвычайным ситуациям пожарной безопасности, командиров нештатных аварийно-спасательных формирований, персонала организаций; провести корректировку Паспорта безопасности объекта.

Возложить обязанность на муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани дооснастить предметами и средствами безопасности внешнего периметра в целях организации необходимого пропускного режима. Для обеспечения требуемого визуального контроля за внутренним и внешним периметром объекта оборудовать системой видеонаблюдения. Обслуживающий персонал и посетителей обеспечить средствами индивидуальной защиты, организовать оборудование для постоянного мониторинга за химическими, биологическими и радиоактивными угрозами, провести корректировку Паспорта безопасности объекта. Оборудовать стационарные турникеты и инженерно-технические сооружения принудительной остановки транспорта, организовать систему мониторинга инженерных сетей и сооружений, оснастить объекты терминальными комплексами Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. На объекте «Спортивный комплекс с ледовой площадкой» оснастить здание структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами, информационно сопряженной с единой дежурно-диспетчерской службой города или района с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На объекте «Универсально-спортивный комплекс с игровым залом и плавательным бассейном» оснастить здание структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами информационно сопряженной с единой дежурно-диспетчерской службой города или района с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечить зазор между маршами лестниц шириной не менее 75 мм.

В остальной части в удовлетворении заявления прокурора, отказать.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения директора муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» ФИО4 в поддержку апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО7, согласившейся с доводами апелляционной жалобы, возражения представителя прокурора Авиастроительного района города Казани – ФИО9 относительно апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Авиастроительного района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному учреждению «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» об устранении нарушений федерального законодательства.

В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты комплексной проверки объекта XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани в отношении муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф», проведенной комиссией в составе прокурора Авиастроительного района города Казани, сотрудника Управления Федеральной службы безопасности по Республике Татарстан, старшего инспектора отдела № 7 Управления по координации сил и средств при проведении Универсиады Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, старшего инженера Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, начальника отделения отдела государственного пожарного надзора Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан, ведущего специалиста-эксперта Государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Республике Татарстан, начальника отдела Управления рисками чрезвычайных ситуаций, государственного инспектора Казанского территориального отдела Приволжского Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, консультанта инспекции Государственного строительного надзора Республики Татарстан.

В соответствии с договором оперативного управления от 18 марта 2011 года .... муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» имеет на балансе спортивный комплекс с ледовой площадкой, расположенный по адресу: <адрес>, а также универсально-спортивный комплекс с игровым залом и плавательным бассейном, расположенный по адресу: <адрес>. Указанные спортивные объекты являются тренировочными объектами XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани.

В ходе комплексной проверки указанных объектов установлены нарушения требований федерального законодательства, допущенные как при строительстве, так и выявленные в ходе эксплуатации объектов, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Сформулировав свои требования в окончательной редакции, прокурор просит суд обязать муниципальное учреждение «Спортивно-
оздоровительный комплекс «Триумф», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обеспечить комплексную безопасность, антитеррористическую защищенность на объектах «Спортивный комплекс с ледовой площадкой», «Универсально-спортивный комплекс с игровым залом и плавательным бассейном», а именно: оформить разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановок, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, согласованный в установленном порядке проект электроустановки, приемо-­
сдаточную документацию, разрешение на допуск в эксплуатацию
теплоустановок для проведения пуско-наладочных работ; дооснастить предметами и средствами безопасности внешнего периметра в целях организации необходимого пропускного режима; для обеспечения требуемого визуального контроля за внутренним и внешним периметром объекта оборудовать системой видеонаблюдения; выделить штатную единицу для работы в качестве оператора на установленном оборудовании систем безопасности (осуществление видеомониторинга); провести организационные мероприятия по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создать страховой фонд документации объекта; оформить страховые данные, организовать обучение в учебно-методическом центре Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан руководящего состава организации, состава комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, командиров нештатных аварийно-спасательных формирований, персонала организации; обеспечить обслуживающий персонал и посетителей средствами индивидуальной защиты; организовать оборудование для постоянного мониторинга за химическими, биологическими и радиоактивными угрозами; оборудовать стационарные турникеты и инженерно-технические сооружения принудительной остановки транспорта; организовать систему мониторинга инженерных сетей и сооружений; оснастить объекты терминальными комплексами Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. На объекте «Спортивный комплекс с ледовой площадкой» оснастить здание структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами, информационно сопряженной с единой дежурно-диспетчерской службой города или района с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На объекте «Универсально-спортивный комплекс с игровым залом и плавательным бассейном» оснастить здание структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами, информационно сопряженной с единой дежурно-диспетчерской службой города или района с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечить зазор между маршами лестниц шириной в плане в свету не менее 75 мм.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования.

Представитель ответчика – муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» ФИО4 исковые требования признал частично, пояснил, что нарушения, выявленные в ходе проверки, частично устраняются.

Представители ответчиков – Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ФИО5, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ФИО6 с требованиями прокурора не согласились, указав, что спортивные объекты закреплены на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, которое несет бремя содержания данного имущества.

Представитель третьего лица – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО7 с иском не согласилась, пояснив, что проектная документация прошла государственную экспертизу, на построенные объекты имеются заключения о соответствии требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.

Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания представителей в суд не направили. От представителя Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ФИО8 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он указал, что исковые требования прокурора поддерживает.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» просит изменить решение суда в части возложения на муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обязанностей по организации оборудования для постоянного мониторинга за химическими, биологическими и радиоактивными угрозами, оснащения объектов терминальными комплексами Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. При этом указывает, что суд не принял во внимание письмо Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, в соответствии с которым решение вопроса по мониторингу химических, биологических и радиоактивных угроз будет осуществлено в рамках постановления Правительства Российской Федерации за счет федеральных средств. Администрация муниципального учреждения не может самостоятельно профинансировать исполнение данного пункта решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» ФИО4 поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО7 согласилась с апелляционной жалобой. Представитель прокурора ФИО9 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив решение суда в обжалуемой части, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Этим же законом определены основные принципы обеспечения безопасности, к числу которых в соответствии с пунктом 2 статьи 2 относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина определена как приоритет в борьбе с терроризмом.

В целях предотвращения и минимизации угроз безопасности объектов XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани в период ее подготовки и проведения Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 14 мая 2010 года № 361 «Об обеспечении безопасности объектов XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани в период их строительства, реконструкции и эксплуатации».

Этим же постановлением утверждена типовая модель по обеспечению радиационной, химической, биологической, информационной безопасности, взрывобезопасности и антитеррористической защищенности объектов XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года (далее – Типовая модель).

Пунктом 5 Постановления руководителям объектов Универсиады предложено на основании Типовой модели обеспечить в полном объеме выполнение технических решений комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов.

Типовая модель, согласно пункту 1.1, определяет основные направления обеспечения безопасности при подготовке и проведении ХХVII Всемирной летней Универсиады 2013года в городе Казани и устанавливает порядок организации и правила обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, распределение функций, требования по безопасности к объектам проведения Универсиады.

Типовая модель представляет собой методологическую основу для разработки и реализации комплексных целевых решений обеспечения защищенности объектов Универсиады.

Требования Типовой модели распространяются на объекты проведения соревнований и тренировок участников Универсиады, места их проживания и информационную инфраструктуру (пункт 1.2 Типовой модели).

Главной целью Типовой модели в соответствии с абзацем первым пункта 1.4 является обеспечение защиты населения, участников и гостей XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани, а также территории и инфраструктуры от угроз природного, техногенного и террористического характера, выработка рекомендаций по предупреждению и ликвидации их последствий, обеспечение правопорядка и защиты информационных потоков.

Анализ приведенных положений постановления позволяет сделать вывод о том, что нормы данного нормативного правового акта носят властно-распорядительный характер, а правовую основу Типовой модели составляют нормы федерального законодательства, регулирующие вопросы обеспечения безопасности (пункт 1.3 Типовой модели), в связи с чем требования Типовой модели и самого постановление подлежат обязательному исполнению.

Как видно из материалов дела, договором оперативного управления от 18 марта 2011 года .... за муниципальным учреждением «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» закреплены на праве оперативного управления спортивный комплекс с ледовой площадкой, расположенный по адресу: <адрес>, а также универсально-спортивный комплекс с игровым залом и плавательным бассейном, расположенный по адресу: <адрес>. Указанные спортивные объекты являются тренировочными объектами XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани.

В ходе комплексной проверки данных объектов, проведенной прокурором Авиастроительного района города Казани с привлечением специалистов органов, уполномоченных в сфере обеспечения безопасности, установлены ряд нарушений требований безопасности данного объекта, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Данные факты ответчиками не оспариваются.

Частично удовлетворяя требования прокурора, суд правомерно исходил из вышеприведенных положений федерального законодательства и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, которыми установлены требования к безопасности объектов, и возложил обязанность по устранению допущенных нарушений на муниципальное учреждение, за которым данное имущество закреплено на праве оперативного управления, а также на собственника имущества, применив нормы статьи 210 и части первой статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом судом учтены представленные доказательства частичного устранения недостатков, выявленных в ходе проверки.

Письмом Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан от 2 октября 2012 года ...., на которое ссылается муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» в апелляционной жалобе, разъяснено, что решение вопроса о мониторинг химических, биологических и радиоактивных угроз планируется в рамках постановления Правительства Российской Федерации за счет федерального бюджета, оснащение терминальным комплексом общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей также производится за счет федеральных средств. Между тем данное утверждение является бездоказательным и не может служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности объектов в соответствии с требованиями, установленными Типовой моделью.

То обстоятельство, что объекты, находящиеся в оперативном управлении у муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф», являются тренировочными объектами, также не опровергает необходимость обеспечения требований Типовой модели, распространяющихся на объекты проведения соревнований, а также тренировок участников Универсиады, места их проживания и информационную инфраструктуру.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к мнению о том, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Авиастроительного районного суда города Казани от 15 января 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи