Дело № 33-3313/2015
Судья ФИО13
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 1 сентября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.
судей Сатыбалова С.К., Гебековой Л.А.
при секретаре Меджидове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Левашинского районного суда РД от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора <адрес> РД о признании недействительными итогов аукциона от <дата> по продаже муниципального имущества (автомашин), проведенного Администрацией MP «<адрес>» РД - удовлетворить.
Признать недействительным аукцион от 17.03.2014 года, проведенный Администрацией MP «<адрес>» РД по продаже автомашин - ГАЗ 3102, 2000 года выпуска, государственный номер №, Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, государственный номер № протокол заседания аукционной комиссии о признании претендентов участниками аукциона по приватизации муниципального имущества от 11.03.2014 года, протокол аукциона по приватизации муниципального имущества от 17.03.2014 года.
Признать недействительным договор купли-продажи от 21.03.2014 года автомашины - ГАЗ 3102, 2000 года выпуска, государственный номер №, заключенный между Администрацией MP «Левашинский район» и ФИО1.
Признать недействительным договор купли-продажи от <дата> автомашины Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, государственный номер №, заключенный между Администрацией MP «<адрес>» и ФИО3.
Признать недействительным государственную регистрацию автомашины - ГАЗ 3102, 2000 года выпуска, двигатель № государственный номер №, совершенную МРЭО ГИБДД МВД РД с.Леваши 22.04.2014года.
Признать недействительным государственную регистрацию автомашины Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, двигатель № государственный номер №, совершенную МРЭО ГИБДД МВД РД <адрес><дата> года. Применить последствия недействительности сделки. Возвратить в собственность Администрации MP «<адрес>» РД автомашины: ГАЗ 3102, 2000 года выпуска, государственный регистрационный номер №.
Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, государственный номер №
Обязать Администрацию MP «Левашинский район» РД возвратить ФИО2 денежные средства в размере 5500 (пять тысяча пятьсот) рублей, полученные по договору купли -продажи от 21.03.2014 года.
Обязать Администрацию MP «Левашинский район» РД возвратить ФИО3 за счет средств местного бюджета денежные средства в размере <.> рублей, полученные по договору купли -продажи от 21.03.2014 года».
Заслушав доклад судьи Сатыбалова С.К., объяснения представителя Прокуратуры РД ФИО8, просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
<адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании недействительными:
- итогов аукциона от <дата> по продаже муниципального имущества администрации MP «Левашинский район» (автомашин) -ГАЗ 3102, 2000 года выпуска, государственный номер № и Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, государственный номер №№, протокола заседания аукционной комиссии о признании претендентов участниками аукциона по приватизации муниципального имущества от 1 1,03.2014 года, протокола аукциона по приватизации муниципального имущества от 17.03.2014 года;
- договора от 21.03.2014 года купли-продажи автомашин - ГАЗ 3102, 2000 года выпуска, государственный номер <***> 05RUS и Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, государственный номер №, заключенных между администрацией MP «Левашинский район» и ФИО6 и ФИО5;
-государственной регистрации автомашин - ГАЗ 3102, 2000 года выпуска, государственный номер <***> 05RUS и Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, государственный номер №, совершенной МРЭО ГИБДД МВД РД с.Леваши 22.04.2014 года и 11.04.2014 года, соответственно;
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой района в администрации MP «<адрес>» проверкой исполнения законодательства при использовании и приватизации государственного и муниципального имущества выявлено, что аукцион по продаже муниципального движимого имущества (автомашин) - ГАЗ 3102, регистрационный номер № (лот № 1) и Nissan Qashqai, регистрационный номер № (лот № 2), проведен с нарушением требований действующего законодательства.
При реализации на аукционе автомашин, информационное сообщение на официальном сайте администрации в сети Интернет, о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, не размещалось, информационном сообщении не раскрыты сведения о месте и сроках проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества, сведения о порядке внесении задатка, назначении платежа, реквизитах счета, порядок возвращении задатка, а также указание на то, что данное информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке.
Аукцион проведен на шестой день со дня признания претендентов участниками аукциона, тогда как аукцион должен быть проведен не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 5 рабочих дней с даты определения участника аукциона.
В нарушении положений закона и нормативно-правовых актов, аукционной комиссией при администрации MP «Левашинский район» необоснованно допущены к участию на аукционе ФИО6, ФИО7, ФИО9 и ФИО5, так как, указанными лицами, согласно сведениям, полученным из отдела № 31 УФК по РД, в 2014- 2015 годах на счета администрации MP «Левашинский район» денежные средства в виде задатка в размере 10 % от начальной цены от граждан, принимавших участие на аукционах по продаже автомашин, не поступали.
Отсутствие надлежащего информирования населения о предстоящих торгах лишило потенциальных покупателей права получить через средства массовой информации достоверные сведения о проводимом аукционе по продаже упомянутого имущества и реализовать свои возможности на участие в торгах, привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеуказанное определение
В апелляционной жалобе ФИО5 просит отменить решение суда, принять новое решение по делу.
В обосновании жалобы он указывает, что он к нарушениям, допущенным администрацией Левашинского района при проведении торгов, отношения не имеет. Он приобрел автомашину на законных основаниях по договору купли-продажи.
Суду первой инстанции не было представлено доказательств того, что указанные прокурором обстоятельства реально повлияли на результат торгов, а конкретные лица, желающие принять участие в торгах, были лишены такой возможности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно п. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в редакции Закона от 18.07.2011 года), под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет" (далее также - сайты в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 15 Закона N 178-ФЗ, информационное сообщение на официальном сайте администрации в сети Интернет, о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, не размещалось. Информационное сообщение о проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества (указанных автомашин) опубликовано лишь в Республиканской газете «Дагестанская правда» 14.02.2014 года.
В нарушение ч. 3 ст. 15 Закона N 178-ФЗ организатором торгов в информационном сообщении не раскрыты следующие сведения: срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов, порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества, место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества.
Как следует из материалов гражданского дела в качестве места проведения спорного аукциона, организатором указано следующее: место, дата и время проведения аукциона: по адресу организатора в 14 часов 17 марта 2014 года, т.е. без указания соответствующих реквизитов: адреса, здания, номера кабинета или зала, где будет проходить аукцион.
Согласно п. 9, 10 ст. 15 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества", со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество (далее - претендент), имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе.
Информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети "Интернет" в течение тридцати дней со дня совершения указанных сделок.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением главы Администрации MP «Левашинский район» от 16.05.2013 года № 83 и постановлением от 30.12.2013 № 233, комиссией 17 марта 2014 года организован аукцион по приватизации муниципального имущества: автомашин- ГАЗ 3102, регистрационный номер №
- Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, двигатель HR 16 103527R, государственный номер №.
Из извещения о проведении открытого аукциона по продаже
муниципального имущества (указанных автомашин), опубликованного в Республиканской газете «Дагестанская правда» от 14.02.2014 года следует, что отдел земельных и имущественных отношений Администрации МР «Левашинский район» информирует об организации аукциона по продаже муниципального движимого имущества (автомашин) по адресу: <...>, Левашинский район, с.Леваши. Форма торгов - открытый аукцион. Предмет аукциона:
- Лот №1. Автомобиль ГАЗ 3102, год выпуска 2000., цвет снежно-белый, государственный номер №. Начальная цена-<.> рублей. Местонахождение лота: с.Леваши, Левашинский район РД.
- Лот № 2. Автомобиль Nissan Qashqai, 2012 года выпуска, цвет белый, государственный номер №. Начальная цена-<.> рублей. Местонахождение лота: с.Леваши, Левашинский район РД.
Об иных сведениях по продаваемому имуществу, порядку подачи заявок и прилагаемых документов можно ознакомиться в отделе земельных и имущественных отношений администрации муниципального района по адресу: РД, Левашинский район, с.Леваши, ул.<адрес> 2 этаж нового административного здания. Шаг аукциона 5% от начальной цены лота. Сумма задатка 20% от начальной цены лота. Задаток должен быть внесен не позднее 10 марта 2014 года.
Заявки с документами на участие в аукционе принимаются по рабочим дням с 10.00 до 15.00 в администрации MP «Левашинский район» до 11 марта 2014 года включительно.
Место, дата и время проведения аукциона: по адресу организатора в 14 часов 17 марта 2014 года.
Порядок определения, победителя: претендент, предложивший наиболее высокую цену».
Согласно протоколу № 1 от 11.03.2014 года о признании претендентов аукциона по приватизации муниципального имущества участниками аукциона признаны по лоту № 1 ФИО6 и ФИО7, а по лоту № 2 ФИО9 и ФИО5
Согласно протоколу от 17.03.2014 года, утвержденного Главой Администрации MP «Левашинский район», комиссией по приватизации муниципального имущества организован аукцион по реализации автомашин: ГАЗ 3102, регистрационный номер №, (лот № 1) и Nissan Qashqai, регистрационный номер №, (лот № 2), по результатам которого победителями признаны:
по лоту № 1- ФИО4, прописанный по адресу: РД, Левашинский район, с.Кулецма, предложивший цену <.> рублей;
по лоту № 2 -ФИО5, прописанный по адресу: РД, Левашинский район, с.Охли, предложивший цену <.> рублей, о чем составлен протокол, утвержденный главой Администрации MP «Левашинский район» РД.
По итогам торгов между Администрацией MP «Левашинский район» с одной стороны, ФИО1 и ФИО3 с другой стороны, заключены договора купли-продажи от 21.03.2014 года указанных выше автомашин.
Судом установлено, что в нарушение положений пунктов 6 и 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому претендент для участия в аукционе вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, комиссией по организации аукциона по продаже муниципального имущества, созданной постановлением Администрации MP «Левашинский район» от 2 февраля 2011 года№12, необоснованно допущены к участию на аукционе ФИО6, ФИО7, ФИО9 и ФИО5, так как, указанными лицами, по сведениям, полученным из отдела № 31 УФК по РД, в 2014- 2015 годах на счета администрации MP «Левашинский район» денежные средства в виде задатка в размере 10 % от начальной цены, указанной в информационном сообщении, от граждан, принимавших участие на аукционах по продаже автомашин, не поступали. Претенденты были допущены к участию в аукционе без внесения задатка на счета.
В соответствии с п. «а» ч. 15 Положения об организации
продажи государственного или муниципального имущества,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 585, аукцион должен быть проведен не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 5 рабочих дней с даты, определения участника аукциона.
Указанное требование о проведении аукциона, не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками аукциона, закреплено и в ч. 4 ст. 18 Федерального закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В нарушение вышеизложенных норм законодательства, на шестой день со дня признания претендентов участниками аукциона, то есть, 17.03.2014 года аукционной комиссией проведен аукцион по реализации автомашин ГАЗ 3102, регистрационный номер <.> (лот № 1) и Nissan Qashqai, регистрационный номер <.> (лот № 2), на котором победителями признаны по лоту № 1 -ФИО6, по лоту № 2 -ФИО5
Согласно части 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а в соответствии с частью 2 указанной правовой нормы признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с победителем торгов.
В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Суд первой инстанции, исходя из выше изложенного, пришел к правильному выводы о том, что, выявленные нарушения является грубым нарушением правил проведения аукциона, что является основанием для признания его недействительным, поскольку потенциальные участники аукциона не имели необходимой информации о сроке и порядке внесения задатка, отсутствовала информация о реквизитах счетов, о порядке ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи упомянутого имущества, о месте и сроках подведения итогов продажи муниципального имущества, что привело к невозможности их участия в аукционе и значительно ограничило круг потенциальных покупателей, что в свою очередь существенно отразилось на правах и законных интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования в виде получения в бюджет реальной стоимости реализуемого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу изложенного суд пришел к выводу о признании договоров купли-продажи движимого имущества, заключенные по его итогам аукциона с ФИО6 и ФИО5, недействительными.
Статьей 36 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ) предусмотрено, что возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов на основании вступившего в силу решения суда после передачи такого имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
Статьей 167 ГК РФ также определено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального права.
Все выводы суда в решении мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, у судебной коллегии оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что он к нарушениям, допущенным администрацией Левашинского района при проведении торгов, отношения не имеет, он как добросовестный покупатель приобрел автомашину на законных основаниях являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции им судом дана оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, выводы суда они не опровергают.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения по делу судом не допущено.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований, для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: