ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3319/2018 от 15.03.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33 –3319/2018

15 марта 2018 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Пономаревой Л.Х.

судей Абдрахмановой Э.Я.

ФИО1

при секретаре Калимуллиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 г., которым постановлено:

исковые требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры к Администрации ГО г. Уфы РБ об обязании разработать и утвердить схему городской централизованной ливневой системы водоотведения городского округа город Уфы - удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности 43,92 км бесхозяйных сетей ливневой канализации, 13 выходных оголовков со сбросом ливневых и талых вод в водные объекты.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разработать и утвердить схему городской централизованной ливневой системы водоотведения городского округа город Уфа.

Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

У С Т А Н О В И Л А:

Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском (с последующим уточнением в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации городского округа город Уфа, где просит обязать ответчика разработать и утвердить схему городской централизованной ливневой системы водоотведения городского округа город Уфы.

В обоснование иска указывает, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка исполнения водоохранного законодательства на реках Белая и Уфа.

В соответствии со ст. 1 Устава города Уфа (утв. решением Совета администрации городского округа город Уфа от 04.07.2012 №6/3, в редакции от 16.05.2016 № 62/2), город Уфа наделен статусом городского округа.

Согласно п.п. 4, 8, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится:

- организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 3 Правил, схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с - требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.

Таким образом, к полномочиям администрации города Уфа отнесена организация водоотведения в границах города, а также утверждение схем водоотведения, в том числе утверждение схем ливневой канализации.

Проверкой установлено, что администрацией городского округа город Уфа эксплуатируются сети ливневой канализации общей протяженностью 124,14 км, которые включают в себя более 500 смотровых и дождеприемных колодцев. В собственности администрации города Уфа находится часть подземной ливневой канализация.

На территории города Уфа имеется 43,92 км бесхозяйных сетей ливневой канализации, а также 13 выходных оголовков со сбросом ливневых и талых вод в водные объекты.

Согласно муниципальному контракту от 23.12.2016 № 0301300247616000939-01, заключенному между администрацией города Уфа и МУП «Специализированное Управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений», указанное предприятие осуществляет содержание и техническую эксплуатацию сети ливневой канализации на территории городского округа.

Из информации администрации городского округа город Уфа и объяснений начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа ФИО2 следует, что в настоящее время стоки от ливневой канализации попадают в реки Уфа и Белая. Очистка сбрасываемых сточных вод не производится в связи с отсутствием очистных сооружений. Учет сброса талых и дождевых вод в водные объекты не ведется. Разрешительная документация на сброс талых и ливневых вод у администрации города отсутствует.

Таким образом, в настоящее время схема городской ливневой системы водоотведения администрацией городского округа город Уфа не утверждена.

Ливневая система водоотведения города Уфа является объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающим охрану водных объектов (рек Белая и Уфа) от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в том числе и дождевыми стоками.

Отсутствие утвержденной схемы ливневой канализации влечет за собой невозможность осуществления контроля за состоянием (в том числе исправностью) ливневой системы канализации города Уфа, и как следствие может повлечь за собой причинение вреда водному объекту и нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, бесхозяйные сети ливневой канализации необходимо принять в муниципальную собственность и бремя их содержания должно нести муниципальное образование - городской округ город Уфа - с целью их содержания в надлежащем состоянии, во избежание аварийных ситуаций.

Прокурор в своем иске просит возложить обязанность на администрацию городского округа город Уфа принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности 43,92 км бесхозяйных сетей ливневой канализации, а также 13 выходных оголовков со сбросом ливневых и талых вод в водные объекты, обязать администрацию городского округа города Уфа Республики Башкортостан разработать и утвердить схему городской централизованной ливневой системы водоотведения городского округа город Уфа не позднее 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Уфа, считая решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда действительным обстоятельствам дела, просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации ГО Г. Уфа ФИО3, прокурора Башкирской природоохранной прокуратуры Баязитову Г.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1, ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения водоохранного законодательства на реках Белая и Уфа.

В ходе проведенной проверки установлено, администрацией городского округа город Уфа эксплуатируются сети ливневой канализации общей протяженностью 124,14 км, которые включают в себя более 5000 смотровых и дождеприемных колодцев. В собственности администрации города Уфа находится часть подземной ливневой канализация.

На территории города Уфа имеется 43,92 км бесхозяйных сетей ливневой канализации, а также 13 выходных оголовков со сбросом ливневых и талых вод в водные объекты.

Данные ливневые сети расположены на муниципальной территории.

Согласно муниципальному контракту от 23 декабря 2016г. № 0301300247616000939-01, заключенному между администрацией города Уфа и МУП «Специализированное Управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений», указанное предприятие осуществляет содержание и техническую эксплуатацию сети ливневой канализации на территории городского округа.

Башкирской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории муниципального образования город Уфа схемы ливневой канализацией администрацией города Благовещенска до настоящего времени не утверждены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Согласно ответу Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан в настоящее время разработана и действует схема дренажно - ливневой канализации города Уфы на 2010 - 2020 годы. Схема утверждена постановлением Главы Администрации г. Уфы № 2687 от 23 июня 2004 г.

В настоящее время требуется актуализация генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан и актуализация схемы дренажно - дождевой канализации города Уфы. Срок подготовки новой редакции документа территориального планирования - генерального плана г. Уфы согласно программе «Развитие территорий городского округа город Уфа РБ» запланирован на 2017-2019 годы.

Ответчиком не было представлено доказательств, в подтверждение наличия на территории ГО г. Уфа разработанной и утвержденной в установленном порядке схемы водоотведения, с учетом 43,92 км ливневой канализации.

Анализируя изложенное, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что органом местного самоуправления не принимаются достаточные меры по организации постановки бесхозяйных систем ливневой канализации на учет для последующей регистрации права собственности на эти объекты, не проводится работа по инвентаризации ливневой сети протяженностью 43,92 км.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, в том числе, нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782.

Учитывая, что законом обязанность по утверждению и разработке схем ливневой канализации отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, администрацией города Уфы в нарушение норм действующего законодательства схемы ливневой системы водоотведения ГО г. Уфа до настоящего времени не разработаны и не утверждены, чем нарушены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения и право неопределенного круга лиц на обеспечение бесперебойного и качественного водоотведения, суд правомерно усмотрел основания для возложения на администрацию ГО г. Уфа обязанности разработать и утвердить схему ливневой канализации городского округа г. Уфа.

Приведенные в жалобе возражения о том, что судом к правоотношениям сторон были неверно применены положения Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», которым регулируются отношения в сфере водоотведения только при приеме сточных вод от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, тогда как исковые требования касаются разработки схемы ливневой канализации, а не водоотведения канализационных стоков, которым занимается МУ «Уфаводоканал» не опровергают выводы суда.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.Х.Пономарева

Судьи: Э.Я. Абдрахманова

Е.В.Жерненко

Справка: судья Кадырова Э.Р.