Судья Давиденкова Л.А. № 33-331/2024
10 RS0011-01-2023-008179-61
2-5759/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2024 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Мишеневой М.А.,
судей Ващенко Е.Н., Гудковой Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Волковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.09.2023 по иску Карельского транспортного прокурора к Главному Управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возложении обязанности произвести определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ващенко Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд по тем основаниям, что после проведенной Карельской транспортной прокуратурой проверки фактического устранения ранее выявленных нарушений в ГУ МЧС России по РК требований законодательства о безопасности функционирования объектов внутреннего водного транспорта, 30.09.2020 в адрес ГУ МЧС России по РК внесено представление с целью устранения нарушения закона по факту бездействия в постановке на учет плавучего объекта понтона причального «(...)» инвентарный номер №, который используется для стоянки пожарного судна «Вьюн» на о. Кижи Республики Карелия. Поскольку меры по устранению нарушений, выявленных транспортной прокуратурой не устранены до настоящего времени, прокурор просил обязать ГУ МЧС России по РК в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по постановке понтона причального «Стр.1226», инвентарный номер № на классификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российское Классификационное Общество» с последующим его освидетельствованием, а также провести мероприятия по постановке на учет в Реестре плавучих объектов в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными приказом Минтранса России от 01.11.2017 №; обязать МЧС России провести финансирование мероприятий по постановке понтона причального «Стр.1226», инвентарный номер № на классификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российское Классификационное Общество» с последующим его освидетельствованием, а также провести мероприятия по постановке на учет в Реестре плавучих объектов в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными приказом Минтранса России от 01.11.2017 №.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное автономное учреждение «Российское Классификационное Общество».
Решением суда исковые требования удовлетворены. На ГУ МЧС России по РК возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по постановке понтона причального «Стр.1226», инвентарный номер № на квалификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российское Классификационное Общество» с последующим его освидетельствованием, а также провести мероприятия по постановке на учет в Реестре плавучих объектов в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными приказом Минтранса России от 01.11.2017 №. На МЧС России возложена обязанность провести финансирование мероприятий по постановке понтона причального «Стр.1226», инвентарный номер ОП02473 на квалификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российское Классификационное Общество» с последующим его освидетельствованием, а также провести мероприятия по постановке на учет в Реестре плавучих объектов в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными приказом Минтранса России от 01.11.2017 №.
С таким решением не согласен ответчик ГУ МЧС России по Республике Карелия, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает, что поскольку для обеспечения МЧС России техническими средствами утверждена государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасность людей на водных объектах», которой также определены сроки и объемы финансирования обеспечения техникой, вооружением, военной и специальной техникой, то возложение на МЧС России и его территориальные органы обязанности организации финансового обеспечения расходов на проведение мероприятий, указанных в требованиях истца, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Кутилова Н.А., действующая на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Шумилова А.С. возражала по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения представителя ответчика Кутиловой Н.А., прокурора Шумиловой А.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судом установлено, что понтон причальный стр. 1226, инв.№ ОП02473 принадлежит на праве оперативного управления ГУ МЧС России по РК.
В ходе проверки сверки с Северо-Западным филиалом Российского Речного Регистра, Северо-Западным УГМРН и ФБУ «Академия «Беломорканал» установлено, что понтон причальный Стр. 1226 регистрированный № учтен в реестре судов ФБУ «Администрация «Волго-Балт», по данным Северо-Западного филиала Речного Регистра снят с классификационного учета 28.11.2014 приказом №, ранее принадлежал государственному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Карелия» на праве оперативного управления (собственность Российской Федерации).
Между тем, данный понтон в настоящее время используются для швартовки судна «Вьюн» на о. Кижи. В нарушение требований закона понтон причальный, находящийся на о. Кижи и эксплуатируемый для швартовки судна на учете в ФБУ «Администрация «Беломорканал» не состоит, документов, свидетельствующих о классификации и освидетельствовании не имеет. Выявленные нарушения препятствуют обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях, являются недопустимыми и стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами структурных подразделений ГУ МЧС России по Республике Карелия, ответственных за эксплуатацию понтона.
30.09.2020 в адрес ГУ МЧС России по РК внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности плавания на внутреннем водном транспорте.
Карельской прокуратурой проведена проверка фактического устранения ранее выявленных нарушений в ГУ МЧС России по РК требований законодательства о безопасности функционирования объектов внутреннего водного транспорта от 30.09.2020.
Проведенная проверка показала, что меры по устранению нарушений, выявленных транспортной прокуратурой в 2020 году не устранены до настоящего времени.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что понтон в настоящее время используется ответчиком для швартовки судна, однако отсутствие данного понтона на учете нарушает положения федерального законодательства в области безопасности эксплуатации плавучих объектов на внутренних водных путях, создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, в том числе и сотрудников МЧС России по Республике Карелия, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, определив срок для исполнения решения суда в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается частично.
Решение суда обжалуется ответчиком ГУ МЧС России по РК только в части возложения на МЧС России обязанности по проведению финансирования мероприятий по постановке понтона причального «Стр.1226», инвентарный номер № на классификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российское Классификационное Общество» с последующим его освидетельствованием, а также проведением мероприятий по постановке на учет в Реестре плавучих объектов в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными приказом Минтранса России от 01.11.2017 №, в связи с чем в силу положений ст.327.1 ГПК РФ в остальной части решение суда не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
При этом, МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, спасательные воинские формирования МЧС России, Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
В соответствии с подп. 4 п. 8 указанного Положения организация финансирования подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета возложена соответственно на федеральный орган исполнительной власти. Подпунктом 11 п. 9 Положения определено, что МЧС России в пределах своей компетенции является главным распорядителем средств федерального бюджета.
В силу Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Главное управление является территориальным органом МЧС России, осуществляющим функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Республики Карелия. Главное управление осуществляет администрирование доходов бюджета и осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. (ст.65).
Пунктом 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий но предметам ведения Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в котором предусмотрены бюджетные ассигнования для государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №300 утверждена государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», в рамках которой приказом МЧС России от 31.01.2023 № 68 «Об утверждении структурных элементов государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» утвержден, в том числе Паспорт ведомственного проекта «Оснащение подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий техникой, оборудованием, имуществом и выполнение иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа». Указанной программой определены объемы финансового обеспечения и сроки ее реализации.
Согласно п.п. 1.6 и 1.7 указанного Паспорта ведомственного проекта предусмотрено обеспечение МЧС России современными образцами техники, оборудования, специальной техники с целью укомплектованности подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы пожарной техникой, средствами защиты не менее 80% и в частности укомплектованность подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы пожарной техникой, средствами защиты и пожарно-техническим вооружением (п. 1.6), а также обеспеченность современными образцами техники подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (п. 1.7).
Таким образом, поименованные пункты указанной программы фактически охватывают и мероприятия, связанные с возможностью постановки на учет спорного объекта, приведения его в соответствие с правилами Российского классификационного общества, проекта перепланировки внутренних помещений, первоначального освидетельствования для постановки на учет, проведения деффектации, водолазного осмотра и внеочередного освидетельствования по устранению недостатков.
Соглашаясь с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что возложение на МЧС России обязанности по финансированию мероприятий, при наличии государственной программы, направленной на те же цели, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, судебная коллегия отмечает, что удовлетворение требований прокурора в указанной части будет являться изменением этой программы и перераспределением утвержденного Правительством Российской Федерации ее финансирования. Понуждение МЧС России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на проведение мероприятий и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 №127-КГ23-4-К4, Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 № 81-КГ20-1, определении Судебной коллегии Седьмого кассационного суда от 03.08.2022 №88-12588/2022.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанности по проведению финансирования мероприятий по постановке понтона причального «Стр.1226», инвентарный номер № на классификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российское Классификационное общество» с последующим его освидетельствованием, а также проведение мероприятий по постановке на учет в Реестре плавучих объектов в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными приказом Минтранса России от 01.11.2017 №, подлежит отмене, по делу следует принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
При этом судебная коллегия полагает необходимым в соответствии со ст. 200 ГПК РФ устранить описку, допущенную в мотивировочной и резолютивной частях решения суда, указать верно наименование Федерального автономного учреждения «Российское Классификационное общество» вместо Федеральное автономное учреждение «Российское Квалификационное общество».
Руководствуясь ст. ст. 200, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.09.2023 по настоящему делу отменить в части возложения на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанности по проведению финансирования мероприятий по постановке понтона причального «Стр.1226», инвентарный номер № на классификационный учет в Федеральном автономном учреждении «Российское Классификационное общество» с последующим его освидетельствованием, а также проведением мероприятий по постановке на учет в Реестре плавучих объектов в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утвержденными приказом Минтранса России от 01.11.2017 №.
Принять в указанной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Устранить в мотивировочной и резолютивной частях решения суда описку, указав наименование Федерального автономного учреждения «Российское Классификационное общество» вместо Федеральное автономное учреждение «Российское Квалификационное общество».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи