ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3322 от 27.11.2014 Тульского областного суда (Тульская область)

 Стр.63

 Дело № 33-3322 судья Бирюкова Ю.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 27 ноября 2014 года город Тула

 Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

 председательствующего Бугакова О.А.,

 судей: Гавриловой Е.В., Луниной Т.Д.,

 при секретаре Салицкой О.П.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 июня 2014 года по делу по заявлению Стебунова Е.И. к администрации города Тулы о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности выдать градостроительный план и разрешение на строительство жилого дома.

 Заслушав доклад судьи Бугакова О.А., судебная коллегия

 установила:

     Стебунов Е.И. обратился в суд с указанным иском, мотивировав тем, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

 Он обратился с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в администрацию г. Тулы. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче градостроительного плана ему отказано по тем основаниям, что вышеуказанный земельный участок находится в пределах территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), индивидуальный жилой дом не входит в перечень установленных для указанной территориальной зоны видов разрешенного использования земельных участков, что не соответствует установленным градостроительным регламентам.

 Считает названный отказ незаконным, поскольку изложенные в нем доводы являлись предметом рассмотрения суда кассационной инстанции ДД.ММ.ГГГГ и были признаны несостоятельными. Кроме того, из межевого плана на спорный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, схемы расположения земельного участка, и постановления администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, которым была утверждена схема расположения земельного участка, не усматривается, что по нему проходит красная линия. Поскольку иным способом он не имеет возможности защитить свои права, то вынужден обратиться суд с данными требованиями.

 На основании изложенного, просил признать незаконным отказ администрации г. Тулы в выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, и возложить на администрацию г.Тулы обязанность в выдаче градостроительного плана данного земельного участка и разрешения на строительство жилого дома.

 Истец Стебунов Е.И. в судебном заседании заявленные им исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

 Представитель ответчика администрации города Тулы по доверенности Волынкин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Указал, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования г. Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в пределах территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), где индивидуальный жилой дом не входит в перечень установленных для указанной территориальной зоны видов разрешенного использования земельных участков и не соответствует установленным градостроительным регламентам.

 Представитель третьего лица Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

 Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие 3-его лица.

 Решением Центрального районного суда г. Тулы от 3 июня 2014 года заявление Стебунова Е.И. удовлетворено.

 Судом постановлено: признать незаконным отказ администрации города Тулы в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.

 Возложить на администрацию города Тулы обязанность выдать Стебунову Е.И. градостроительный план земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> разрешение на строительство жилого дома.

 В апелляционной жалобе администрация г.Тулы просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение об отказе Стебунову Е.И. в иске.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя администрации города Тулы по доверенности Волынкина А.А., возражения Стебунова Е.И., судебная коллегия приходит к следующему.

 В силу ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ).

 В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом города Тулы было постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Стебунова Е.И. к администрации Тульской области, администрации города Тулы, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании выделить земельный участок по адресу: <адрес> под строительство индивидуального жилого дома, отказано.

 Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 24 декабря 2009 года решение Центрального районного суда города Тулы от 13 октября 2009 года отменено, вынесено новое решение, которым на администрацию Тульской области возложена обязанность выделить Стебунову Е.И. под строительство индивидуального жилого дома земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

 Во исполнение кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 24 декабря 2012 года постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенного пункта (г.Тула) в <адрес>, идентификационный номер №, разрешенное использование земельного участка - для строительства индивидуального жилого дома.

 Распоряжением Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Стебунову Е.И. был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в аренду на три года для строительства индивидуального жилого дома. При этом на Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области возложена обязанность осуществить необходимые действия, связанные с предоставлением Стебунову Е.И. в аренду земельного участка, указанного в п.1 распоряжения.

 ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодатель) и Стебуновым Е.И. (арендатор) был заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, границы которого закреплены на местности (отмежеваны), поставлены на государственный кадастровый учет и обозначены на прилагаемом к договору кадастром паспорте земельного участка. Названный договор аренды ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области за номером №.

 Как следует из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок предоставлен Стебунову Е.И. для строительства индивидуального жилого дома.

 При этом в п.5.1 договора определено, что арендодатель передал, а арендатор принял участок в состоянии, позволяющем использовать его в соответствии с разрешенным использованием, договор является актом приема-передачи земельного участка.

 Пунктом 9.1.6 договора установлено, что в течение шести месяцев с момента заключения договора, арендатор обязан получить в Управлении градостроительства и архитектуры администрации города Тулы разрешение на строительство объекта. До истечения срока договора направить в администрацию г.Тулы соответствующее заявление о выдаче разрешения на ввод завершенного строительством объекта в эксплуатацию (п.9.1.7).

 Стебунов Е.И. во исполнение условий вышеуказанного договора аренды обратился в администрацию г. Тулы с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.

 Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация г. Тулы отказала ему в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу со ссылкой на постановление администрации города Тулы от 25 апреля 2013 года №1088 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков» (в редакции постановления администрации города Тулы от 10 сентября 2013 года №2988). При этом указано, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 20 июня 2007 года и согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 25 марта 2009 года №65/1406, вышеуказанный земельный участок находится в пределах территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), где индивидуальный жилой дом не входит в перечень установленных для указанной территориальной зоны видов разрешенного использования земельных участков, а соответственно не соответствует установленным градостроительным регламентам.

 Считая данный отказ администрации г. Тулы незаконным, Стебунов Е.И. обратился в суд с настоящим заявлением, обосновывая требования тем, что указанный отказ препятствует в подготовке документов и обращению для получения разрешения на строительство объекта недвижимости на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке. Кроме того, полагает, данный отказ нарушает его права как арендатора земельного участка.

 Проверяя указанные доводы заявителя, суд исходил из следующего.

 В силу положений статей 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является документом, наличие и соблюдение которого обязательно при осуществлении на земельном участке строительства и реконструкции объекта капитального строительства.

 Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 данной статьи).

 Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

 В соответствии с частью 17 статьи 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

 Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

 Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

 Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к правильному выводу о том, что нормы действующего законодательства, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, представить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

 Довод апелляционной жалобы о том, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило несоответствие размещаемого объекта капитального строительства установленным градостроительным регламентам, что предусмотрено пунктом 17 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков», не влечет отмену судебного решения. Суд правильно исходил из того, что поскольку указанный местный правовой акт возлагает на граждан дополнительные обязанности при обращении по вопросу о выдаче градостроительного плана, ограничивает права заявителей, он не подлежит применению при рассмотрении заявленных требований.

 Доводы апелляционной жалобы о пропуске Стебуновым Е.И. трехмесячного срока давности для обжалования действий (бездействия) администрации г. Тулы не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства получения Стебуновым Е.И. отказа в выдаче кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ранее ДД.ММ.ГГГГ.

 Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы в части отсутствия оснований для удовлетворения требований Стебунова Е.И. об обязании администрации г. Тулы выдать разрешение на строительство жилого дома, заслуживают внимания.

 В силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

 Согласно п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

 Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Стебунов Е.И. обращался в администрацию г. Тулы с заявлением о выдаче разрешения на строительство и представлял необходимые документы, или что им получен отказ в выдаче разрешения на строительство, у суда отсутствовали правовые основания для возложения на администрацию города Тулы обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

 При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования Стебунова Е.И. в части возложения на администрацию города Тулы обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в данной части.

 Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 июня 2014 года в части возложения на администрацию г. Тулы обязанности выдать Стебунову Е.И. разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, отменить.

 Принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать Стебунову Е.И. в удовлетворении требования о возложении на администрацию г. Тулы обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

 В остальной части решение Центрального районного суда г. Тулы от 3 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы без удовлетворения.

 Председательствующий 

 Судьи