УИД 19RS0001-02-2023-002947-07
Председательствующий: Земба М.Г.
Дело № 33-80/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 января 2024 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Черногорска на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 сентября 2023 года по иску прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» о признании действий по осуществлению расчета цены на тепловую энергию (мощность) без применения понижающего коэффициента незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения прокурора Тулина ОЕ, Фетисова ОН, поддержавших доводы апелляционного представления, представителей ответчика Жукова МС, Макшанкина ОГ, выразивших согласие с решением суда, возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» (далее – АО «Абаканская ТЭЦ») о признании действий по осуществлению расчета цены на тепловую энергию (мощность) без применения понижающего коэффициента незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет. Требования мотивировал тем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 670-р муниципальное образование город Черногорск Республики Хакасия отнесено к ценовой зоне теплоснабжения. Постановлением Главы города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) присвоен АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)». Постановлением Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Черногорска на 2022 год.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием г. Черногорск, от имени которого выступает Администрация г. Черногорска, и ТГК-13 заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска, которое устанавливает общеобязательный порядок ценообразования в сфере теплоснабжения.
Согласно разделу 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям с использованием теплоносителя в виде горячей воды по договорам теплоснабжения, заключенным с Единой теплоснабжающей организацией, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня, утвержденного органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов), умноженного на коэффициент, определенный в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню на тепловую энергию (мощность) и срока его применения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – понижающий коэффициент).
ДД.ММ.ГГГГ акционеры АО «Енисейская ТГК» приняли решение о реорганизации АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в форме выделения из него Акционерного общества «Абаканская ТЭЦ», утвержден устав АО «Абаканская ТЭЦ» и правила распределения имущества, прав и обязательств при реорганизации АО «Енисейская ТГК».
ДД.ММ.ГГГГ АО «Абаканская ТЭЦ» зарегистрировано в качестве юридического лица.
Постановлением Главы г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 1 л.д. 174) АО «Енисейская ТГК» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск, которая обязана исполнять функции ЕТО до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск.
Постановлением и.о. Главы г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчику АО «Абаканская ТЭЦ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск для систем теплоснабжения в зонах действия источника теплоснабжения Абаканской ТЭЦ, котельной № 2, расположенной по адресу: <адрес>, котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
По жалобам граждан на значительное повышение размера платы за тепловую энергию прокуратурой Республики Хакасия была проведена проверка, по результатам которой установлен факт значительного увеличения размера вносимой гражданами г. Черногорска платы за отопление за декабрь 2022 г., январь-февраль 2023 г. по сравнению с предыдущими периодами. Прокурор г. Черногорска полагал, что причиной повышения размера платы явилось применение ответчиком тарифа на тепловую энергию без понижающего коэффициента, который ранее был предусмотрен соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Черногорска и АО «Енисейская ТГК». Считал, что новая ЕТО АО «Абаканская ТЭЦ», являясь правопреемником АО «Енисейская ТГК», в расчетах с потребителями за тепловую энергию (мощность) обязана применять предусмотренный вышеуказанным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ понижающий коэффициент.
С учетом изложенных обстоятельств прокурор г. Черногорска просил признать незаконными действия АО «Абаканская ТЭЦ» по расчету цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения городе Черногорске, без применения понижающего коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, обязать АО «Абаканская ТЭЦ» определить цену на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения городе Черногорске с применением коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию потребителям в ценовой зоне теплоснабжения городе Черногорске, за декабрь 2022, январь 2023 г., февраль 2023 г. с учетом понижающего коэффициента.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, (том 2 л.д. 103 оборот) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, (том 3 л.д. 110 оборот) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)».
В ходе рассмотрения дела от представителя ответчика АО «Абаканская ТЭЦ», третьего лица АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» Жукова МС поступили письменные пояснения по делу, в которых представитель полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению. Указывала, что АО «Абаканская ТЭЦ» создано ДД.ММ.ГГГГ в результате реорганизации в форме выделения из ТГК-13. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска заключено между ЕТО АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и Администрацией г. Черногорска ДД.ММ.ГГГГ. На момент заключения соглашения реорганизация АО «Енисейская ТГК» была завершена. Статус ЕТО АО «Абаканская ТЭЦ» присвоен с ДД.ММ.ГГГГ. Полагала, что при указанных обстоятельствах права и обязанности по Соглашению к ответчику перейти не могли. В настоящее время ответчик ведет работу по заключению обязательного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска в рамках Закона о теплоснабжении, между АО «Абаканской ТЭЦ» и Администрацией г. Черногорска составлен протокол разногласий. Увеличение размера платы за потребленную тепловую энергию в декабре 2022 г. вызвано индексацией и повышением с ДД.ММ.ГГГГ цен и тарифов на территории РФ, ростом потребления тепловой энергии, связанным с низкой температурой наружного воздуха. При этом ответчик обратил внимание, что рост цены за тепловую энергию, отпускаемую АО «Абаканская ТЭЦ» потребителям, не превышает допустимый действующим законодательством рост платы граждан и утвержденный предельный уровень цены. Полагала, что истцом не доказан факт нарушения ответчиком прав неопределенного круга лиц, требования не основаны на нормах материального права. Просила в удовлетворении исковых требований Прокурору г. Черногорска отказать в полном объеме.
В письменном отзыве на иск представитель Администрации г. Черногорска Соломачев ЭЮ выразил согласие с требованиями прокурора.
Указывал, что в связи с отнесением города Черногорска к ценовой зоне теплоснабжения распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 № 670-р, цена на тепловую энергию (мощность), начиная с даты окончания переходного периода, определяется в соответствии с условиями соглашения об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО г. Черногорск и АО «Енисейская ТГК». ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г. Черногорска от АО «Енисейская ТГК» поступило письмо об окончании срока аренды источников теплоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для лишения статуса ЕТО. Постановлением Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «Енисейская ТГК» лишено статуса ЕТО. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации г. Черногорска было размещено уведомление о приеме заявок от теплоснабжающих и теплосетевых организаций на присвоение статуса ЕТО со сроком окончания подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была подана одна заявка от АО «Абаканская ТЭЦ» на присвоение статуса ЕТО на территории МО г. Черногорск. В мае 2022 г. завершилась реорганизация ЕТО АО «Енисейская ТГК» - филиал Абаканская ТЭЦ», являющейся стороной соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в форме присоединения к АО «Абаканская ТЭЦ». Будучи правопреемником, АО «Абаканская ТЭЦ» с момента ее реорганизации в форме выделения по настоящее время фактически исполняла все обязанности ЕТО по действующему соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по применению понижающего коэффициента при определении цен на тепловую энергию потребителям, претензий по исполнению условий соглашения не было. Полагал, что АО «Абаканская ТЭЦ» является преемником прав и обязанностей АО «Енисейская ТГК». В ноябре 2022 г. ответчиком направлен проект нового соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска, с которым Администрация г. Черногорска не согласна, поскольку установление стоимости тепловой энергии с ростом цен на 12% не обосновано, не подкреплено никакими расчетами. Специалистами Администрации г. Черногорска выполнен расчет, в соответствии с которым стоимость тепловой энергии для различных категорий потребителей г. Черногорска составит 9,5%, что соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 18.07.2018 № 860, п. 2.1.9.7 и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку проект нового соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска сторонами не подписан, считал, что продолжает действовать соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в силу которого к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) должен применяться предусмотренный соглашением понижающий коэффициент.
В ходе рассмотрения дела от представителя третьего лица Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии) Малахова ЖА поступил письменный отзыв на иск, согласно которому представитель полагает, что осуществление деятельности АО «Абаканская ТЭЦ» с ДД.ММ.ГГГГ на территории ценовой зоны теплоснабжения – муниципального образования город Черногорск по настоящее время неправомерно. В адрес Госкомтарифэнерго Хакасии поступало обращение от ДД.ММ.ГГГГ от Абаканского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» (далее – ООО «СГК») о необходимости внесения изменений в соответствующие приказы об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в связи с присвоением статуса ЕТО АО «Абаканская ТЭЦ». В силу п. 21 Основ образования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», применение тарифа, установленного для ранее осуществляющего регулируемую деятельность юридического лица, новым лицом допускается только, если новая организация приобрела права и обязанности данной организации в порядке правопреемства в результате реорганизации юридического лица, ранее осуществляющего регулируемую деятельность. По запросу Абаканский филиал ООО «СГК» представил документы, подтверждающие правопреемство АО «Абаканская ТЭЦ», однако после утверждения предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность) на 2023 г. на территории ценовой зоны теплоснабжения – Муниципального образования город Черногорск АО «Абаканская ТЭЦ» отказалось рассчитывать и применять коэффициент к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) на 2023 г., установленный соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свой отказ тем, что к нему не перешли права и обязанности по соглашению об исполнении схемы теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Госкомтарифэнерго Хакасии рассматривает вопрос о признании утратившими силу приказов № и № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми утверждены предельные уровни цен на тепловую энергию (мощность) для АО «Абаканская ТЭЦ» и полагает, что в случае отмены этих приказов ответчик должен произвести перерасчет выставленных потребителям счетов за коммунальные услуги.
В письменном отзыве представитель Минэнерго России Горшкова ИО указывала, что АО «Енисейская ТГК» утратило статус ЕТО в связи с принятием постановления Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с постановлением Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ статус ЕТО на территории г. Черногорска с ДД.ММ.ГГГГ присвоен АО «Абаканская ТЭЦ», которое создано в процессе реорганизации АО «Енисейская ТГК» в форме выделения ДД.ММ.ГГГГ; права и обязанности реорганизованного общества в порядке правопреемства перешли к ответчику на основании передаточного акта. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было заключено АО «Енисейская ТГК» после даты завершения реорганизации, следовательно, оснований полагать, что права и обязанности по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ могли быть переданы АО «Абаканская ТЭЦ» в ходе реорганизации, не имеется.
Кроме того, Законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, не предусмотрена передача статуса ЕТО (и соответствующих такому статусу прав и обязанностей) иному лицу в ходе реорганизации или в результате перехода прав владения объектами теплоснабжения, что ставит под сомнение возможность передачи прав и обязанностей по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в ходе реорганизации. Права и обязанности, связанные с осуществлением функций ЕТО возникли у АО «Абаканская ТЭЦ» в установленном порядке в связи с осуществлением самостоятельных действий по приобретению статуса ЕТО. С учетом положения ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении в случае смены ЕТО между организацией, которой в установленном порядке присвоен статус ЕТО, и муниципальным образованием, в разумные сроки после присвоения статуса ЕТО должно быть заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. При этом при наличии взаимного согласия в соглашение возможно включение дополнительного обязательства ЕТО при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЕТО потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент, определяемый в соглашении в виде формулы в соответствии с Правилами от 23.07.2018 № 860. Таким образом, обязанность по применению коэффициента возникнет у АО «Абаканская ТЭЦ» при наличии статуса ЕТО и заключенного с Администрацией г. Черногорска соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, предусматривающего соответствующее обязательство. До заключения такого соглашения цена на тепловую энергию (мощность) для потребителей ограничена величиной предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в соответствующей системе теплоснабжения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении. На сайте АО «Абаканская ТЭЦ» размещена информация о ценах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г. Черногорска, не превышающих величины предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность). Цена тепловой энергии (мощности) в отсутствие у ответчика заключенного соглашения об исполнении схемы теплоснабжения с Администрацией г. Черногорска (определения размера коэффициента) сформирована ЕТО – АО «Абаканская ТЭЦ» в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения в установленных пределах.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Черногорска Фетисова ОН, действующая на основании удостоверения, поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представители ответчика АО «Абаканская ТЭЦ», третьего лица АО «Енисейская ТГК-13» Чудогашева НВ, Жукова МС в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просили в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Минстрой Хакасии, Госкомтарифэнерго Хакасии, Администрации г. Черногорска, Минэнерго России.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С данным решением не согласен прокурор города Черногорска Абдин КА
В апелляционном представлении он просит решение суда отменить, принять новое, исковые требования удовлетворить.
Полагает, что АО «Абаканская ТЭЦ» является правопреемником АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» и к АО «Абаканская ТЭЦ» перешла предусмотренная соглашением об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по применению понижающего коэффициента.
Считает, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ односторонне, самостоятельно, произвольно, без достигнутого соглашения с муниципальным образованием, потребителями г. Черногорска установила для потребителей цену за тепловую энергию.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционного представления представители ответчика АО «Абаканская ТЭЦ», третьего лица АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» Чудогашева НВ, Жукова МС, представитель третьего лица Минэнерго России Горшкова ИО выражают согласие с решением суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, изучив доводы апелляционного представления, письменных возражений относительно него, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными в суде обстоятельствами.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор г. Черногорска, обращаясь в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указал, что оспариваемыми действиями ответчика нарушаются права и законные интересы потребителей города Черногорска в сфере теплоснабжения, указанное нарушение приобрело особое общественное значение и социальную значимость.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении). Этот же закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Пунктом 23.1 статьи 2, статьей 23.3 Закона о теплоснабжении предусмотрена возможность отнесения поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных этим законом.
Особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения предусмотрены главой 5.1 (статьи 23.3-23.14) Закона о теплоснабжении.
Согласно ч. 1 ст. 23.13 и ч. 2 ст. 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
В ценовых зонах теплоснабжения до окончания переходного периода осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии со статьями 7 - 11 настоящего Федерального закона, основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, с учетом положений части 7.1 статьи 29 настоящего Федерального закона (ст. 2.5 Закона о теплоснабжении).
Судом установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 670-р муниципальное образование город Черногорск Республики Хакасия отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.
Во исполнение ч. 5 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении постановлением Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Черногорска на 2022 год (том 3 л.д. 1-41), которой определено, что статус единой теплоснабжающей организации присвоен АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в соответствии с постановлением Главы города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 2 л.д. 214).
ДД.ММ.ГГГГ акционеры АО «Енисейская ТГК» приняли решение о реорганизации АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в форме выделения из него Акционерного общества «Абаканская ТЭЦ», что следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ (том 3 л.д. 44 - 45, 77-80); утвержден устав АО «Абаканская ТЭЦ» (том 3 л.д. 61 оборот - 76) и правила распределения имущества, прав и обязательств при реорганизации АО «Енисейская ТГК» (том 3 л.д. 46 оборот - 57).
ДД.ММ.ГГГГ АО «Абаканская ТЭЦ» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1051901068020 (том 3 л.д. 43).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием г. Черногорск, от имени которого выступает Администрация г. Черногорска, и АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска (далее – соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) (том 1 л.д. 198 - 209). Данное соглашение устанавливает единый и общеобязательный для всех граждан и юридических лиц на территории муниципального образования город Черногорск (которые участниками соглашения не являются) порядок ценообразования в сфере теплоснабжения.
С ДД.ММ.ГГГГ переходный период в ценовой зоне теплоснабжения города Черногорска завершен, что следует из сообщения Минэнерго России (том 3 л.д. 102).
В разделе 2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность ЕТО (АО «Енисейская ТГК») определять цены на тепловую энергию, предоставляемую Единой теплоснабжающей организацией в следующем порядке:
- цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям с использованием теплоносителя в виде горячей воды по договорам теплоснабжения, заключенным с Единой теплоснабжающей организацией, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня, утвержденного органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов), умноженного на коэффициент, определенный в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню на тепловую энергию (мощность) и срока его применения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 № 860 (далее – понижающий коэффициент).
В подп. 2.1.9.2 и 2.1.9.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена формула расчета размера понижающего коэффициента.
Согласно подп. 2.1.9.4 соглашения срок применения понижающего коэффициента составляет 10 лет, но не более срока действия соглашения.
При досрочном расторжении соглашения или отмене распоряжения Правительства РФ от 18.03.2021 № 670-р об отнесении города Черногорска к ценовой зоне теплоснабжения обязательства сторон прекращаются в день расторжения соглашения или в день отмены указанного распоряжения соответственно (абзац 2 п. 8.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии порядком, установленным абз. 2 п. 14, п. 16, п.18 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 далее – Правила № 808) АО «Енисейская ТГК» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 1 л.д. 173) уведомило Главу г. Черногорска об окончании сроков аренды и субаренды имущества (источники тепловой энергии) и возврате его собственникам АО «Абаканская ТЭЦ» и ИП ССВ, что является основанием для лишения АО «Енисейская ТГК» статуса ЕТО в соответствии с пунктами 13, 16 Правил № 808.
Постановлением Главы г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ АО (том 1 л.д. 174) АО «Енисейская ТГК» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск. Также постановлено АО «Енисейская ТГК» исполнять функции ЕТО до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Абаканская ТЭЦ» подало заявку Главе г. Черногорска о присвоении статуса ЕТО (том 1 л.д. 175-176).
Постановлением и.о. Главы г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 1 л.д. 191) ответчику АО «Абаканская ТЭЦ» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории МО г. Черногорск для систем теплоснабжения в зонах действия источника теплоснабжения Абаканской ТЭЦ, котельной № 2, расположенной по адресу: РХ, <адрес>, котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Прокурор г. Черногорска, обращаясь в суд с названным иском, полагал, что АО «Абаканская ТЭЦ», являясь правопреемником АО «Енисейская ТГК», в расчетах с потребителями за тепловую энергию (мощность) обязана применять предусмотренный вышеуказанным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ понижающий коэффициент.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на АО «Абаканская ТЭЦ» прав и обязанностей АО «Енисейская ТГК» по соглашению об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по применению понижающего коэффициента.
Придя к такому выводу, суд правомерно отказал в удовлетворении требований прокурора г. Черногоска о признании незаконными действий ответчика, выраженных в осуществлении расчета цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске, без применения понижающего коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашаясь с данным выводом суда, судебная коллегия исходит из того, что согласно п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Имущество, права и обязательства, передаваемые от АО «Енисейская ТГК» в АО «Абаканская ТЭЦ» отражены в акте приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (том 3 л.д. 81-91).
В правилах распределения имущества, прав и обязательств при реорганизации АО «Енисейская ТГК», утвержденных решением внеочередного общего собрания акционеров АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 1 от ДД.ММ.ГГГГ) (том 3 л.д. 46 оборот-57), указано, что после даты проведения общего собрания акционеров АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» договоры могут содержать указание на выделяемое общество (АО «Абаканская ТЭЦ»), которое после даты регистрации будет являться правопреемником по данному договору (пункт 4.3).
Принимая во внимание, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено АО «Енисейская ТГК» после даты завершения его реорганизации (в качестве самостоятельного юридического лица АО «Абаканская ТЭЦ» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), в названном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на «выделяемое общество» (АО «Абаканская ТЭЦ»), статус ЕТО ответчику присвоен ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к правильному вводу о том, что права и обязанности по соглашению не могли быть переданы ответчику в ходе реорганизации.
Кроме того, лишение и присвоение статуса ЕТО осуществляется в соответствии с разделом 2 Правил № 808, согласно п. 3 которых статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти (Минэнерго России) или главы местной администрации. Таким образом, права и обязанности единой теплоснабжающей организации возникли у АО «Абаканская ТЭЦ» в установленном порядке в связи с осуществлением им самостоятельных действия по приобретению статуса ЕТО.
Правомерно, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции отказал и в удовлетворении исковых требований в части возложении на АО «Абаканская ТЭЦ» обязанности определить цену на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в ценовой зоне теплоснабжения – городе Черногорске с применением коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении в случае смены ЕТО между организацией, которой в установленном порядке присвоен статус ЕТО, и муниципальным образованием, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, в разумные сроки должно быть заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В ч. 16 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении приведены существенные условия, которые должно содержать соглашение об исполнении схемы теплоснабжения.
При этом часть 17 этой же статьи Закона предусматривает возможность включения в соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в системе теплоснабжения иных не противоречащих законодательству Российской Федерации условий, в том числе об обязательстве единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент, размер и срок применения которого определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке, установленном Правилами № 860. Таким образом, условие о применении понижающего коэффициента, не является обязательным.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил № 860 размер коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в соответствии с этими правилами и такой коэффициент применяется в случае включения в указанное соглашение обязательства единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, применить коэффициент.
Разделом II Правил № 860 установлен порядок определения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения.
Разделом III Правил № 860 определены особенности определения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения по истечении срока применения указанного коэффициента.
Из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого решения соглашение об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска между АО «Абаканская ТЭЦ» и Администрацией г. Черногорска находилось в стадии заключения. Как усматривается из приведенной переписки, стороны не достигли соглашения по размеру применяемого коэффициента (порядку его определения, в том числе, об ограничении индексации цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям с ДД.ММ.ГГГГ). До заключения соглашения об исполнении схемы теплоснабжения г. Черногорска цена на тепловую энергию (мощность) для потребителей ограничена величиной предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в соответствии с положениями ч. 2 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении.
Учитывая, что АО «Абаканская ТЭЦ» не является правопреемником прав и обязанностей ЕТО по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом приведенных выше нормативных положений и установленных судом обстоятельств, оснований для возложения на ответчика обязанности по определению цены на тепловую энергию (мощность) с применением понижающего коэффициента, предусмотренного вышеназванным соглашением, у суда не имелось.
Обоснованным судебная коллегия находит и решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о перерасчете платы, оплаченной за потребленную тепловую энергию потребителям, в ценовой зоне теплоснабжения городе Черногорске, за декабрь 2022, январь 2023 г., февраль 2023 г. с учетом понижающего коэффициента, предусмотренного соглашением об исполнении схемы теплоснабжения города Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд исходил из отсутствия правовых оснований для применения указанного коэффициента, поскольку такой коэффициент по смыслу положений ч. 17 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении и п. 1 Правил № 860 применяется, если соответствующее условие включено в соглашение, заключенное между единой теплоснабжающей организацией и уполномоченным органом.
Указание в схеме теплоснабжения г. Черногорска на применение понижающего коэффициента к цене на тепловую энергию (раздел 15) не распространяет на новую ЕТО (АО «Абаканская ТЭЦ») обязанности его безусловного применения,
Не урегулирование сторонами соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (АО «Енисейская ТГК» и Администрацией г. Черногорска) вопросов его выполнения при смене ЕТО, правомерно судом не приято во внимание в качестве основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет с применением понижающего коэффициента. При этом суд обоснованно исходил из того, что ни положениями ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении, ни иными положениями Закона о теплоснабжении такая обязанность на стороны соглашения об исполнении схемы теплоснабжения не возложена. С момента присвоения новой теплоснабжающей организации статуса ЕТО (в рассматриваемом деле – АО «Абаканская ТЭЦ») все обязательства по соглашению об исполнении схемы теплоснабжения у ранее действовавшей на территории муниципального образования теплоснабжающей организации (АО «Енисейская ТГК») прекращаются, что следует из положений ст. 23.13 Закона о теплоснабжении и вышеприведенных Правил № 808. До заключения такого соглашения цена на тепловую энергию (мощность) для потребителей ограничена величиной предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в соответствующей системе теплоснабжения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении (в настоящем деле – в соответствии с приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ№ и №).
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в силу п.2 ч.17 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в системе теплоснабжения может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент. Размер такого коэффициента и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.
Порядок определения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения установлен ст. 23.6 вышеназванного Закона, согласно которой предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи).
В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается равным такому тарифу до даты достижения равенства предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), установленного в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, и тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода.
В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, выше тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается на основании графика поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, но не ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действовавшего на дату окончания переходного периода.
В случае, если в системе теплоснабжения на дату окончания переходного периода предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность) с разбивкой по категориям потребителей, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с правилами, указанными в части 1 настоящей статьи, сопоставляется с тарифами на тепловую энергию (мощность) с учетом указанной дифференциации и утверждается в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи с разбивкой для каждой категории потребителей.
Таким образом, понижающий коэффициент подлежит применению к предельному уровню цены на тепловую энергию, в то время как истец, обращаясь с иском, просил о применении понижающего коэффициента к плате, оплаченной потребителями за потребленную тепловую энергию. При этом сторонами не оспаривалось, что применяемый ответчиком тариф на тепловую энергию был ниже предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Правовых оснований для применения понижающего коэффициента к начисленной плате за потребленную тепловую энергию, истцом не приведено.
Судебная коллегия также учитывает, что цена тепловой энергии (мощности) в отсутствие у ответчика заключенного с Администрацией г. Черногорска соглашения об исполнении схемы теплоснабжения сформированная ЕТО – АО «Абаканская ТЭЦ» истцом не оспаривалась.
Доводы стороны ответчика о том, что увеличение платы за потребленную теплоэнергию произошло с декабря 2022 года в связи с принятием Правительством РФ Постановления от 14.11.2022 N 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно п.1 которого индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 г. установлены в размере 9 процентов, кроме того, увеличение размера платы было обусловлено понижением температуры воздуха и увеличением количества поставленного теплоресурса, истцом не опровергнуты.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил представленные доказательства и дал им правильную правовую оценку, не согласиться с которой оснований у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционного представления были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и выводы суда не опровергают.
Нарушения норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия по настоящему делу от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Черногорска – без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи А.В. Пронина
Е.В. Хлыстак
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.02.2024