ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3325/13 от 22.04.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Клинов А.Н.

Судья-докладчик Зубкова Е.Ю. по делу № 33-3325/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2013 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Е.Ю.,

судей Усовой Н.М. и Ивановой О.Н..,

при секретаре Арбатской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району о признании незаконными отказ УМСРОиП Иркутской области по Мамско-Чуйскому району и понуждении восстановить в очереди на получение жилищной субсидии,

по апелляционной жалобе ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований ФИО1 и ФИО2 указали, что вступившим в законную силу решением Мамско-Чуйского районного суда от 22 июня 2009 года удовлетворены исковые требования Б, за которым было признано право быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением в общем списке лиц, желающих получить жилищную субсидию в очереди номер изъят-пенсионеров, номера очереди номер изъят и даты постановки на учет по заявлению его жены ФИО1, то есть с дата изъята Б был переведен в льготную очередь номер изъят - инвалидов с сохранением даты первоначальной постановки на учет на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть с дата изъята. В качестве членов семьи были включены его жена ФИО1 и дочь ФИО2

дата изъята Б умер. После его смерти истцов, как членов семьи Б, исключили из льготной очереди номер изъят- инвалидов 1 и 2 групп, инвалидов с детства. Как самостоятельного заявителя ФИО1 оставили в очереди номер изъят пенсионеров. дата изъята ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении её и члена её семьи в льготной очереди инвалидов 1 и 2 групп - мужа Б - инвалида 2 группы, на что получили отказ, который полагают незаконным.

Просили суд признать незаконным отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району от дата изъята номер изъят в восстановлении в очереди очередника инвалида 2 группы Б членов его семьи ФИО1 и ФИО2; обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи ФИО1 и ФИО2 в очереди, относящейся к категории первой очередности - «инвалиды 1 и 2 групп» на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Б, инвалида 2 группы, то есть с дата изъята

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась.

Истец и представитель истца ФИО2 - ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился.

Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года требования ФИО3, ФИО4 удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда по мотивам нарушения норм материального права, неправильного истолкования закона, подлежащего применению.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 и ФИО5 состояли в зарегистрированном браке с дата изъята, имели каждый длительный, более 15 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, прибыли в Мамско-Чуйский район до 01.01.1992 и длительное время проживали в Мамско-Чуйском районе. На дату подачи совместного заявления дата изъята о предоставлении жилищной субсидии, как и на день смерти Б проживали совместно как члены одной семьи. ФИО2, дата изъята р. является дочерью Б и ФИО1

Согласно справке МСЭ номер изъят дата изъята Б установлена <данные изъяты>, справкой МСЭ номер изъят дата изъята Б установлена <данные изъяты>.

Как следует из представленного суду Списка граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на дата изъята, утвержденного постановлением главы администрации района от дата изъята номер изъят, в пятой очереди на получение субсидии (работающих) с даты подачи заявления - дата изъята были учтены претендующие на получение жилищной субсидии: ФИО1, Б- муж, ФИО2- дочь.

Согласно выписке из протокола номер изъят от дата изъята заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: Комиссия ДСЗН по Мамско-Чуйскому району решила поставить на учет ФИО1 на получение жилищной субсидии, в очередь номер изъят, как пенсионера, с дата изъята.

Заявлениями от дата изъята ФИО1 и Б просили переоформить очередность с ФИО3 на Б

Решением Мамско-Чуйского районного суда от дата изъята, вступившим в законную силу дата изъята за Б было признано право быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением в общем списке лиц, желающих получить жилищную субсидию в очереди номер изъят- пенсионеров, номера очереди 1453 и даты постановки на учет по заявлению его жены ФИО1, то есть с дата изъята и суд обязал УМСРОиП адрес изъят по социальному развитию по адрес изъят перевести Б и включить его и членов его семьи: жену ФИО1 и дочь ФИО2, в льготную очередь номер изъят -инвалидов с сохранением даты первоначальной постановки на учет на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть с дата изъята

Согласно выписке из протокола номер изъят от дата изъята заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: На основании решения Мамско-Чуйского районного суда от дата изъята комиссия УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району решила переоформить очередность на получение жилищной субсидии с ФИО1 на Б и включить Б и членов его семьи в очередь номер изъят (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства), с дата изъята.

В соответствии со Списком граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.01.2010, утвержденного Приказом министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от дата изъята номер изъят, в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья инвалиды I, II групп и инвалиды с детства под порядковым номером номер изъят с даты подачи заявления дата изъята был учтен Б

Б умер дата изъята

Из заявления от дата изъята, поданного в УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району, следует, что ФИО1 просила восстановить её и её дочь, как члена семьи, в очереди инвалидов 1 и 2 групп, по дате постановки на учет её супруга Б стоявшего в данной очереди и умершего дата изъята

Письмом номер изъят от дата изъята УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району отказало ФИО1 в восстановлении в очереди граждан категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства».

Проанализировав и оценив представленные доказательства, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив к спорным правоотношениям сторон требования Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879, а также Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 № 115-пп, суд обоснованно признал незаконным отказ Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району № 1318 от 29.11.2012 г. в восстановлении ФИО1, ФИО2, как членов семьи умершего <данные изъяты> Б, в очереди «инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства» с даты постановки на учет - дата изъята

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что на дату постановки на учет Б, ФИО1 и ФИО2 имели равное право на получение жилищной субсидии, стояли на очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию, при этом действующее законодательство не ограничивает право граждан на включение членов семьи в очередь вместо первоначального заявителя.

Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о противоречии закону и обстоятельствам дела доводов ответчика о том, что ФИО1 и ФИО2 утратили право состоять на учете на получение жилищной субсидии в очереди номер изъят, так как были включены в состав семьи Б, а последний в связи со смертью, как самостоятельный заявитель, был снят с учета.

Суд сделал правильный вывод, что, переводя истцов, как самостоятельных заявителей, в очередь номер изъят пенсионеров, ответчик присвоил номер их очереди с даты постановки на учет супруга, хотя на данную дату ФИО1 и ФИО2 не являлись самостоятельными заявителями, а состояли как члены семьи очередника Б, следовательно, ответчик, сохранив дату постановки на учет по заявлению умершего супруга полагал возможным сохранение истцов в очереди, но незаконно переместил их в очередь иных заявителей, чем, безусловно, нарушил их права.

При таких обстоятельствах на ответчика правильно возложена обязанность восстановить членов семьи ФИО1 и ФИО2 в очереди «инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства» на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Б, с дата изъята.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм материального закона, поэтому в качестве оснований к отмене решения не учитываются.

Так, ранее действовавшее законодательство о жилищных субсидиях не ограничивало право и возможность перевода очередности первоначального заявителя на члена его семьи. Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется. Иное противоречило бы принципу законности и справедливости, нарушало бы право истца на жилище, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданина, имеющего длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всех членов его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что истицы, добросовестно пользуясь своими правами, вправе были рассчитывать на сохранение очередности на получение жилищной субсидии и в случае смерти Б, что подтверждается и изменениями, внесенными в соответствующие законодательные акты, регулирующие отношения, возникшие между сторонами.

Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с решением суда по существу, основаны на неверном толковании норм материального права, выражают иную позицию заявителей на то, как должен быть разрешен спор, направлены на изменение законного и обоснованного решения суда.

Решение суда, проверенное по доводам апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Е.Ю. Зубкова

Судьи: Н.М. Усова

О.Н. Иванова