Судья Рукавишников Е.А. Дело № 33-3330/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей: Миркиной Е.И., Уваровой В.В.,
при секретаре Степановой А.В.,
помощник судьи Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя ответчика УФССП России по Томской области ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 23.07.2019
по делу№ 2-1614/2019 по иску администрации города Томска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Миркиной Е.И., судебная коллегия
установила:
администрация города Томска обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее - УФССП России по Томской области), в котором просила освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №40553/16/70024-ИП, взысканного с администрации города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 28.06.2016; освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 39282/16/70024-ИП, взысканного с администрации Города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 20.06.2016.
В обоснование заявленных требований указано, что судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области ФИО2 возбуждены исполнительные производства № 39282/16/70024-ИП от 09.06.2016, №40553/16/70024-ИП от 16.06.2016. По данным исполнительным производствам судебным приставом вынесены постановления от 22.06.2016, от 28.06.2016 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по каждому исполнительному производству. По мнению истца, имеются основания для освобождения его от уплаты исполнительского сбора. На основании выданных Советским районным судом г.Томска исполнительных листов возбуждены исполнительные производства и судебным приставом предоставлен пятидневный срок на добровольное исполнение решений суда, однако данный срок не достаточен для выполнения требований исполнительных документов, так как администрация города Томска предприняла все меры, чтобы в короткие сроки исполнить данное решение суда. В настоящее время жилые помещение ФИО3 и П.С.ЕА. предоставлены, решения Советского районного суда г.Томска исполнены. Таким образом, постановления о взыскании исполнительских сборов вынесены судебным приставом без учёта вины истца, который предпринимал все необходимые меры для своевременного исполнения решений суда и не сделал этого в срок по уважительным причинам, поскольку жилых помещений в собственности МО «Город Томск», свободных от прав третьих лиц, не имелось, для их приобретения необходимы значительные денежные средства, которые должны быть предоставлены из бюджетов других уровней, а также необходимо разработать проекты на проведение электронных аукционов и объявить об их проведении.
Дело рассмотрено в отсутствие истца администрации города Томска, ответчика УФССП России по Томской области.
Обжалуемым решением исковые требования администрации города Томска к УФССП России по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворены. Постановлено освободить администрацию города Томска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 39282/16/70024-ИП от 09.06.2016, взысканного с администрации города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 22.06.2016; освободить администрацию города Томска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №40553/16/70024-ИП от 16.06.2016, взысканного с администрации города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 28.06.2016.
В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Томской области ФИО1 просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска.
Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указывает, что в соответствии с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность освобождения должника от взыскания исполнительского сбора связана исключительно с отсутствием вины последнего в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок в силу наличия объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля должника. Вместе с тем администрацией города Томска не были представлены судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Указывает, что должник не предпринимал мер по обращению в суд с заявлениями о предоставлении ему рассрочки или отсрочки исполнения решений суда в связи с невозможностью их исполнения.
Считает, что в данном случае наличие вины в действиях должника подтверждается материалами исполнительного производства, в частности протоколами об административных правонарушениях, составленных судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением требований исполнительных документов во вновь установленный срок.
В соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащимобразом.
Проверив материалы дела на основании абзаца 1 пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: виновное невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и пунктами 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нём обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придёт к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа; при этом отсутствие вины доказывается должником (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 № 517-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведённых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что вступившим 17.05.2016 в законную силу решением Советского районного суда г.Томска от 11.04.2016 по делу 2-1493/2016 исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска в интересах ФИО4 к администрации города Томска о предоставлении жилого помещения удовлетворены. Решением постановлено обязать администрацию города Томска предоставить ФИО4, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящееся на территории Муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, в соответствии с нормами предоставления не менее 25 кв.м общей площади.
Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области на основании исполнительного листа ФС №008120184 от 18.05.2016, выданного Советским районным судом г.Томска по делу 2-1493/2016, возбуждено исполнительное производство №40553/16/70024-ИП от 16.06.2016. Предмет исполнения - обязать администрацию города Томска предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в соответствии с нормами предоставления не менее 25 кв.м общей площади; должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления (п.2).
В п.3 постановления судебного пристава от 16.06.2016 разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
24.05.2016 администрацией города Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №3243 направлено письмо с просьбой выделить денежные средства на исполнение решения Советского районного суда г.Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении ФИО4
14.06.2016 от Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №58-02-1554 поступил ответ, согласно которому предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решения Советского районного суда г.Томска от 11.04.2016 по ФИО4 в сумме 1452,5 тыс. руб.
Согласно письму администрации г. Томска от 29.07.2016 №4847 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что во исполнение решения Советского районного суда г.Томска о предоставлении ФИО4 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» направлены денежные средства в размере 1452,5 тыс. руб. 20.07.2016 объявлен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Решением Единой комиссии аукцион признан несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
Письмом администрации города Томска от 05.09.2016 №5722 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что 23.08.2016 объявлен запрос предложений на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Решением Единой комиссии аукцион признан несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
Письмами администрации города Томска от 04.08.2016 №5005, от 13.09.2016 №5893, от 03.10.2016 №6442 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что 23.08.2016 объявлен запрос предложений на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Решением Единой комиссии запрос предложений признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. В настоящее время администрацией города Томска рассматривается возможность заключения муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) в г.Томске в целях предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Письмом администрации города Томска от 13.10.2016 №6717 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что 23.08.2016 объявлен запрос предложений на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Решением Единой комиссии запрос предложений признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. В настоящее время документация для проведения электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений в г.Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа направлены в Управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска для проверки и размещения на Официальном сайте РФ. Предполагаемый срок размещения электронного аукциона - октябрь 2016 года.
Согласно письму администрации города Томска от 28.10.2016 №7121 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что 26.10.2016 объявлен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.11.2016.
В письме администрации города Томска от 16.11.2016 №7510, направленном судебному приставу-исполнителю МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области, указано, что 26.10.2016 объявлен электронный аукцион, 11.11.2016 подана одна заявка (ОАО «Томская домостроительная компания»), которая признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, и в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ в настоящий момент ведётся работа по заключению муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в г.Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, с участником электронного аукциона, чья заявка признана соответствующей требованиях Закона №44-ФЗ.
В письме администрации г. Томска от 08.12.2016 №8084, направленном судебному приставу-исполнителю МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области, указано, что в настоящее время ведется работа по принятию приобретённых квартир в имущественную казну муниципального образования «Город Томск», ориентировочный срок заключения договора найма -1 квартал 2017 года.
Согласно письму администрации города Томска от 12.01.2017 №117, направленному судебному приставу-исполнителю МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области, на основании распоряжения администрации города Томска от 27.12.2016 №р1589 ФИО4 распределено жилое помещение по адресу: /__/, ориентировочный срок заключения договора найма - январь-февраль 2017 года.
Письмом администрации города Томска от 31.01.2017 №606 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что ФИО4 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 19.01.2017 №9.
Из представленной копии договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что с ФИО4 заключён договор найма жилого помещения №09 от 19.01.2017 в отношении жилого помещения по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, находящегося в собственности муниципального образования «Город Томск», с 02.12.2016.
На основании указанных доказательств судом установлено и сторонами не оспаривается, что требования исполнительного листа ФС №008120184 от 18.05.2016, выданного Советским районным судом г.Томска по делу 2-1493/2016 от 17.05.2016, исполнены, жилое помещение ФИО4 предоставлено 19.01.2017.
Также судом на основании материалов дела установлено, что вступившим 30.04.2016 в законную силу решением Советского районного суда г.Томска от 24.03.2016 по делу 2-951/2016 исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска в интересах ФИО3 к администрации города Томска о предоставлении жилого помещения удовлетворены. Решением постановлено обязать администрацию города Томска предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящееся на территории муниципального образования «/__/», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в соответствии с нормами предоставления не менее 25 кв.м общей площади.
Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области на основании исполнительного листа ФС №008120216 от 03.06.2016, выданного Советским районным судом Города Томска по делу 2-951/2016, возбуждено исполнительное производство № 39282/16/70024-ИП от 09.06.2016. Предмет исполнения - обязать администрацию г. Томска предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящееся на территории Муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в соответствии с нормами предоставления не менее 25 кв.м общей площади; должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления (п.2).
В п.3 постановления судебного пристава от 09.06.2016 разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Согласно входящему штампу, имеющемуся на постановлении, его копия поступила должнику 14.06.2016 (вх. №2460-п).
Таким образом, как верно указано судом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в интересах взыскателя ФИО3 с учётом выходных дней истекал 20.06.2016.
06.05.2016 администрацией города Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №2809 направлено письмо с просьбой выделить денежные средства на исполнение решения Советского районного суда г.Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении ФИО3
24.05.2016 от Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №58-02-1379 поступил ответ, согласно которому предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решения Советского районного суда г.Томска от 24.03.2016 в отношении ФИО3 в сумме 1452,5 тыс. руб.
Согласно писем администрации Города Томска от 10.08.2016 №5136, от 06.09.2016 № 5742, от 05.10.2016 №6513 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что во исполнение решения Советского районного суда города Томска о предоставлении ФИО3 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» направлены денежные средства в размере 1452,5 тыс. руб. 26.07.2016 объявлен запрос предложений на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Решением Единой комиссии аукцион признан несостоявшимися из-за отсутствия заявок. В настоящее время администрацией города Томска рассматривается возможность заключения муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) в г.Томске в целях предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Письмами администрации города Томска от 28.10.2016 №7122, от 07.11.2016 №7282 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлён, что 26.10.2016 объявлен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.11.2016.
Письмами администрации города Томска от 29.11.2016 №7830, от 07.12.2016 №8048, от 28.12.2016 №8620 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлён, что 26.10.2016 объявлен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений в городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. По результатам электронного аукциона администрацией Города Томска заключён муниципальный контракт от 25.11.2016 №Ф.2016.344731 на приобретение благоустроенных жилых помещений в Городе Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в рамках которого в муниципальную собственность приобретены жилые помещения. После регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» квартиры будут переданы лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения. Ориентировочный срок заключения договоров найма - 1 квартал 2017 года.
Письмом администрации города Томска от 31.01.2017 №611 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлён, что ФИО3 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 19.01.2017 №17.
Из представленной копии договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что с ФИО3 заключён договор найма жилого помещения №17 от 19.01.2017 в отношении жилого помещения по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, находящегося в собственности муниципального образования «Город Томск», с 02.12.2016.
На основании указанных доказательств судом установлено и сторонами не оспаривается, что требования исполнительного листа ФС №008120216 от 03.06.2016 от 30.06.2016, выданного Советским районным судом г. Томска по делу 2-951/2016 от 30.04.2016, исполнены, жилое помещение ФИО3 предоставлено 19.01.2017.
Также судом установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области вынесены постановления от 22.06.2016 и от 28.06.2016 о взыскании с должника - администрации г. Томска исполнительского сбора: по исполнительным производствам №39282/16/70024-ИП от 09.06.2016 и №40553/16/70024-ИП от 16.06.2016 в размере 50 000руб. по каждому исполнительному производству, поскольку исполнительные документы должником - администрацией города Томска в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.
Постановления о взыскании исполнительского сбора по данным исполнительным производствам в размере 50 000 руб. (по каждому) исполнены администрацией города Томска, что подтверждается копиями платежных поручений №236422 от 26.07.2016 и №230717 от 27.07.2016.
Оценивая доводы истца о том, что должником предпринимались все необходимые действия, направленные на исполнение требований указанных выше исполнительных документов, с учётом представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что они нашли своё подтверждение.
При этом суд исходил из того, что на момент рассмотрения дела П.С.ЕА. и ФИО3 жилые помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда предоставлены, вступившие в законную силу решения Советского районного суда г.Томска по делам исполнены, при этом приведёнными выше доказательствами подтверждено, что администрацией города Томска решения Советского районного суда г.Томска начали исполняться раньше, чем возбуждены исполнительные производства.
Также судом учтено, что фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателям жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у истца отсутствует, так как для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений в полном объёме необходимо произвести следующие этапы: формирование плана закупок и плана-графика закупок, подготовка и размещение документации для проведения электронного аукциона, процедура проведения электронных торгов, заключение муниципальных контрактов, приёмка приобретенных жилых помещений в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, регистрация права собственности МО «Город Томск» в Управлении Росреестра по Томской области, а также принятие в казну города Томска, подготовка и согласование распоряжения о распределении приобретённых жилых помещений и передача в районные администрации для непосредственного предоставления, заключение договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, что требует значительного количества времени.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 №471-р утверждён перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, в том числе при оказании услуги, связанной с недвижимым имуществом.
Таким образом, отношения по приобретению товаров для муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это единственный предусмотренный законом порядок приобретения товаров и услуг для муниципальных нужд. Иного порядка приобретения товаров и услуг (в том числе жилых помещений в целях реализации отдельных государственных полномочий) законом не предусмотрено.
Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа подпадает под действие указанного Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в связи с чем сам процесс приобретения недвижимого имущества в силу действующего законодательства является длительным, поскольку связан с прохождением ряда процедур, определённых указанным Законом.
На основании указанных норм права и правильно установленных фактических обстоятельств дела суд пришёл к правильному выводу о том, что администрация Города Томска приняла все зависящие от неё меры для исполнения исполнительного документа и её вины в неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок исполнительных документов не имеется. Таким образом, имеются основания для освобождения администрации города Томска от взыскания исполнительских сборов.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика об обратном направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам жалобы наличие вины в действиях должника протоколами об административных правонарушениях, составленных судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением требований исполнительных документов во вновь установленный срок, не подтверждается, поскольку данные постановления преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Ссылка представителя ответчика на то, что администрациейгГорода Томска не были представлены судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, а также на то, что должник не предпринимал мер по обращению в суд с заявлениями о предоставлении ему рассрочки или отсрочки исполнения решений суда в связи с невозможностью их исполнения, основанием для отмены решения не является, поскольку в силу приведённых выше норм закона указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в иске об освобождении от исполнительного сбора.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 23.07.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: