ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3332/2015 от 27.05.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-3332/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 мая 2015 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Гвоздева М.В.,

судей: Шиловой О.М., Лукьянченко Р.В.,

при секретаре Вьюшине Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» о признании незаконными действий по использованию для песочниц локомотивов песка нормального, а не повышенного качества, возложении обязанности использовать песок повышенного качества,

по апелляционному представлению Тындинского транспортного прокурора на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 февраля 2015 года,

заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения представителя Дальневосточной транспортной прокуратуры Марченко Ю.Н., представителя Тындинской транспортной прокуратуры Никитина А.С., представителя ответчика ООО «ТМХ-Сервис» Рабочевой О.М., представителя третьего лица ОАО «Российские железные дороги» Кизей А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тындинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ТМХ-Сервис» о признании незаконными действий по использованию для песочниц локомотивов песка нормального, а не повышенного качества, возложении обязанности использовать для песочниц локомотивов в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги песок повышенного качества.

Требования мотивированы тем, что сервисное обслуживание локомотивов с 01.07.2014г. осуществляет ООО «ТМХ-Сервис», на основании договора от 30.04.2014г., заключенного между ответчиком и ОАО «РЖД». МПС СССР 08.02.1989г. утверждены технические условия «Песок для песочниц локомотивов» № ЦТД-5, которыми предусмотрено, что для депо железных дорог, в том числе Дальнего Востока, расположенных в районах отложения инея, должен применяться песок повышенного качества – с содержанием кварца не менее 90% и глинистой составляющей не более 1,0%. В ходе проверки установлено, что в августе 2014г. в локомотивное депо «Тында Северная» филиала «Амурский» ООО «ТМХ-Сервис» поступил песок для песочниц локомотивов не повышенного, а нормального качества, предназначенный для использования в течение года. Использование для локомотивов в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги песка ненадлежащего качества, не соответствующего предъявленным требованиям по своему составу, свидетельствует о не обеспечении безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Определением суда от 19.01.2015г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «Российские железные дороги».

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26.02.2015г. в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представлении Тындинский транспортный прокурор просит решение суда отменить, в связи с незаконностью и необоснованностью, ссылаясь на следующее: выводы суда о том, что технические условия № ЦТД-5 не подлежат применению, не являются обязательными для исполнения, противоречат действующему законодательству. Указом Президента РФ от 23.05.1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не предусмотрена обязанность опубликования, в том числе Технических условий «Песок для песочниц локомотивов № ЦТД-5, утвержденных 08.02.1989г. Правотворческие функции упраздненного Министерства путей сообщения РФ переданы Министерству транспорта РФ. В связи с чем, до принятия последним технического регламента или иной инструкции, действует инструкция ЦТД-5, которая в настоящее время не противоречит законодательству, не признана утратившей силу. Распоряжение вице-президента ОАО «РЖД» от 04.12.2014г. № 2851р «Об утверждении временных технических требований «Песок для песочниц локомотивов» не отменяет требования, установленные п. 5.2. Технических условий № ЦТД-5. Разработка изменений и их внесение в Инструкцию ЦТД-5 без участия Министерства транспорта РФ недопустимо. Нормы Технического регламента «О безопасности железнодорожного подвижного состава» применяются только для железнодорожного подвижного состава, разработанного и модернизированного после его издания.

В дополнениях к апелляционному представлению Тындинский транспортный прокурор указывает, что ответчик не доказал, что использование песка нормального, а не повышенного качества, не соответствующего техническим условиям № ЦТД-5, обеспечивает необходимый уровень безопасности.

В возражениях на апелляционное представление представитель ответчика ООО «ТМХ-Сервис» Рабочева О.В. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что Технические условия № ЦТД-5 являются ведомственным техническим документом, не обладают признаками нормативно-правового акта (не имеет форму, установленную для нормативного акта РФ, не был опубликован в установленном законом порядке), в связи с чем, не могут устанавливать обязательные для применения требования. Техническими регламентами, вступившими в силу 02.08.2014г., не предусмотрено обязательное требование использовать в песочницах локомотивов песок повышенного качества.

В возражениях на апелляционное представление представитель третьего лица ОАО «РЖД» Аксенов О.Н. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционное представление не подлежащим удовлетворению по аналогичным основаниям, указанным в возражениях ответчика.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Дальневосточной транспортной прокуратуры Марченко Ю.Н., представитель Тындинской транспортной прокуратуры Никитин А.С., настаивали на удовлетворении апелляционного представления по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика ООО «ТМХ-Сервис» Рабочева О.М., представитель третьего лица ОАО «РЖД» Кизей А.А. в заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционного представления по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокуроров, представителей ответчика и третьего лица, судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене, исходя из следующего:

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с 01.07.2014г. на основании договора от 30.04.2014г., заключенного с ОАО «РЖД», ООО «ТМХ-Сервис» осуществляет сервисное обслуживание локомотивов в порядке и сроки, определенные договором. В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании ОАО «ТМХ-Сервис» берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов (п. 1.2).

Согласно пункту 1.5 указанного договора, результатом сервисного обслуживания является содержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям технических условий, руководств и других документов производителей локомотивов, оборудования и нормативных документов заказчика, и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010г. № 286, и данным договором.

В соответствии с Положением о сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» филиала «Амурский» ООО «ТМХ-Сервис», утвержденного приказом директора филиала «Амурский» ООО «ТМХ-Сервис» от 20 августа 2014 года, сервисное локомотивное депо «Тында-Северная» (СЛД) филиала «Амурский» ООО «ТМХ-Сервис» представляет собой официально выделенный орган управления деятельностью филиала «Амурский» в ремонтном локомотивном депо «Тында-Северная» Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового подвижного состава – структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» (п. 1.2). СЛД не является юридическим лицом, не является филиалом или представительством ООО «ТМХ-Сервис» (п.п. 1.3, 1.4), подчиняется директору филиала «Амурский» ООО «ТМХ-Сервис» (п. 1.5), основной целью создания СЛД является повышение эффективности и качества проведения технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава (п. 2.1).

27.06.2014 года между ОАО «РЖД» (Комиссионер) и ООО «ТМХ-Сервис» (Комитент) в лице директора Амурского филиала, заключен договор комиссии , сроком действия с 01.07.2014г. по 31.12.2014г., в соответствии с условиями которого, комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить от своего имени за счет комитента следки по закупке продукции производственно-технического назначения (далее товар) (п. 1.1). Приемка товара по количеству и качеству осуществляется комитентом (или его доверенным лицом) в порядке, установленном ст. 513 Гражданского кодекса РФ, настоящим договором и инструкциями, утвержденными постановлениями Госарбитража СССР от 15 июня 1965г. № П-6 и от 25.04.1966 № П-17, а также действующими в отношении принимаемого товара ГОСТами, ОСТами, ТУ, отраслевыми инструкциями, утвержденными в установленном законом порядке (п. 5.1).

Как следует из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, в рамках данного договора комиссии от 27.06.2014г., в августе 2014г. произведены поставки кварцевого песка для локомотивов нормального качества, который используется ООО «ТМХ-Сервис» при сервисном обслуживании локомотивов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте», ст.ст. 1, 2, 7, 17, 46 Федерального закона от 17.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», принятых Решением Комиссии таможенного союза от 15.07.2011г. № 710, Временных технических требований «Песок для песочниц локомотивов», утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 04.12.2014г. № 2851р, п.п. 8-10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пришел к выводу о том, что указанные прокурором Технические условия ЦТД-5, утвержденные МПС СССР 08.02.1989г., являясь нормативным правовым актом, изданным органом государственной власти, содержащим обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение требования, не могут применяться, поскольку не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также технические условия ЦТД-5 не могут использоваться в связи с принятием Технических регламентов Таможенного союза от 15.07.2011г. № 710, вступивших в законную силу 02.08.2014г., так как требования к продукции, в данном случае к песку для депо железных дорог Дальнего Востока, не включенные в данные регламенты не могут носить обязательный характер. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», владельцем подвижного состава ОАО «РЖД» добровольно приняты временные технические требования относительно качества песка, используемого в песочницах локомотивов, которые не содержат требований о необходимости использования для локомотивов песка повышенного качества.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 1 Федерального закона 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации, во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется в том числе, исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта; доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

Статьей 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции (ст. 3 данного Федерального закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Частью 2 ст. 20 названного Федерального закона предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В соответствии с п.п. 1, 2 Приложения № 5 «Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава» к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010г. № 286, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.

На инфраструктуре, железнодорожных путях не общего пользования не допускается использование железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.

Пунктами 21 и 23 Приложения № 5 к названным Правилам, предусмотрено, что требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Ответственными за качество выполненного технического обслуживания и ремонта и безопасность движения железнодорожного подвижного состава являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие его техническое обслуживание и ремонт, а также уполномоченные работники владельца железнодорожного подвижного состава.

Как установлено судом, сервисное обслуживание локомотивов ОАО «РЖД», в том числе в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги, с 01.07.2014г. осуществляет ООО «ТМХ-Сервис».

Одним из обязательных элементов экипировки локомотивов является кварцевый песок, который применяется для улучшения сцепления колес локомотива с рельсами и увеличения силы тяги.

Технические условия «Песок для песочниц локомотивов» № ЦТД-5, утверждены Министерством путей сообщения СССР 08.02.1989г.

Названные технические условия распространяются на кварцевый песок для песочниц локомотивов, и предусматривают, что кварцевый песок на поверхности контакта движущих колес и рельсов способствует реализации локомотивом наибольшей и устойчивой силы тяги по сцеплению. Самые лучшие условия сцепления локомотива с рельсами создает однородный по размерам частиц (0,5-0,2 мм) песок с наибольшим процентным содержанием кварца в его рабочей массе и с минимальным содержанием вредных, особенно глинистых примесей. Исходя из этого, для локомотивов должен применяться песок: нормального качества с содержанием кварца не менее 75% и глинистой составляющей не более 3,0%; повышенного качества с содержанием кварца не менее 90% и глинистой составляющей не более 1,0%.

Согласно п. 1.1 Технических условий № ЦТД-5, песок нормального и повышенного качества, предназначенный для песочниц локомотивов, должен удовлетворять требованиям настоящих технических условий по зерновому, минералогическому, химическому составу и влажности.

Пунктом 5.2 указанных Технических условий установлено, что для депо железных дорог Крайнего Севера, Дальнего Востока, Урала и Сибири, расположенных в районах отложения инея, должен применяться песок повышенного качества, а для депо других дорог (в зависимости от наличия) – песок как повышенного, так и нормального качества.

Технические условия «Песок для песочниц локомотивов» № ЦТД-5, утверждены уполномоченным органом - Министерством путей сообщения СССР 08.02.1989г., то есть до принятия Конституции РФ 12.12.1993г., и в то время, когда законодательством не была предусмотрена обязательная государственная регистрация и опубликование нормативных правовых актов и ведомственных нормативных актов.

Ни Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», ни Постановление Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» не содержат предписания, обязывающего проводить такую регистрацию и опубликование нормативных правовых актов, изданных до принятия приведенных Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Действовавшие ранее Постановления Правительства РФ от 8 мая 1992 г. N 305 и от 23.07.1993г. № 722, а также Указ Президента РФ от 21.01.1993г., регламентировавшие вопросы подготовки ведомственных нормативных актов, также не содержали предписания об обязательной регистрации и опубликовании нормативных актов, принятых до издания указанных постановлений Правительства РФ и Указа Президента РФ.

Не содержит указания о необходимости опубликования ведомственных нормативных актов, изданных до принятия Конституции РФ и ее статья 15, предусматривающая, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991г. № 2014-1 «О ратификации соглашения о создании содружества независимых государств» до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.

В Конституции РФ либо иных нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует указание о том, что правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до 12.12.1993г., то есть до даты принятия Конституции РФ, в том числе правовые акты бывшего Союза ССР, не применяются, поскольку они не были опубликованы.

Напротив, во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» прямо указано, что правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, действуют в части, не противоречащей ей.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов была введена Указом Президента РФ от 05.12.1991г. № 261 и Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992г. № 305, и осуществляется с 15 мая 1992 года. Ведомственные нормативные акты, принятые до введения государственной регистрации, подлежат переутверждению и регистрации при внесении в них существенных изменений и дополнений. До этого времени необходимым признавалось доведение ведомственных нормативных актов до сведения заинтересованных лиц.

Названные Технические условия № ЦТД-5, утверждены МПС СССР в пределах установленной компетенции, содержат обязательные для неопределенного круга лиц нормы, рассчитаны на неоднократное применение, опубликованы в производственном издании Ордена «Знак Почета» издательством «Транспорт» г. Москва, были доведены до сведения заинтересованных лиц, что не оспаривалось представителями ООО «ТМХ-Сервис» и ОАО «РЖД».

Существенные изменения и дополнения в Технические условия № ЦТД-5, в части требований к качеству песка, используемого для депо железных дорог Крайнего Севера, Дальнего Востока, Урала и Сибири, не вносились. Иные нормативные акты, устанавливающие требования к качеству песка, используемого для депо железных дорог Крайнего Севера, Дальнего Востока, Урала и Сибири, в дальнейшем не принимались.

Технические условия ЦТД-5 в настоящее время не отменены, не признаны недействующими, не противоречат действующему законодательству, следовательно, подлежат применению и исполнению при определении качества песка, используемого для песочниц локомотивов.

Участники рассматриваемых правоотношений, эксплуатирующие и обслуживающие железнодорожный транспорт, до настоящего времени фактически руководствуются положениями Технических условий № ЦТД-5.

Так, на действие нормативных положений данного документа, имеется ссылка в технических требованиях, утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.12.2012г. № 2606р. Используемый ООО «ТМХ-Сервис» песок для локомотивов, проверяется в лаборатории ОАО «РЖД» на соответствие требованиям Технических условий № ЦТД-5, что следует, из имеющихся в материалах дела протоколов результатов анализа песка, в частности в августе и в сентябре 2014г.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что Технические условия «Песок для песочниц локомотивов» № ЦТД-5, не подлежат применению в связи с тем, что они не были опубликованы для всеобщего сведения, являются не обоснованными.

Таким образом, качество песка, используемого, для песочниц локомотивов в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги, должно соответствовать Техническим условиям ЦТД-5, то есть для заправки песочниц локомотивов должен использоваться песок повышенного качества, который способствует улучшению сцепления колеса-рельса, что в свою очередь, обеспечивает гарантированный федеральным законом уровень безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителями ООО «ТМХ-Сервис» и ОАО «РЖД», для песочниц локомотивов в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги, ООО «ТМХ-Сервис» используется песок нормального, а не повышенного качества, что не соответствует установленным требованиям.

Доказательств того, что использование песка для песочниц локомотивов в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги, нормального, а не повышенного качества, не снижает требуемый уровень безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, ответчиком не представлено.

В связи с чем, указанные действия ответчика не соответствуют закону, а требования прокурора являются обоснованными.

То обстоятельство, что в распоряжении ОАО «РЖД» от 04.12.2014г. № 2851р «Об утверждении временных технических требований «Песок для песочниц локомотивов» отсутствует указание на необходимость использования для депо железных дорог Крайнего Севера, Дальнего Востока, Урала и Сибири, песка повышенного качества, не отменяет требования, установленные п. 5.2 Технических условий «Песок для песочниц локомотивов» ЦТД-5, утвержденных государственным органом исполнительной власти - Министерством путей сообщения СССР.

ОАО «РЖД», являясь коммерческой организацией, не имеет полномочий отменять либо изменять действующие нормативно-правовые акты, а обязано в своей деятельности руководствоваться нормами действующего законодательства.

Ссылка суда первой инстанции на вступление 02.08.2014г. в силу Решения Комиссии таможенного союза от 15.07.2011г. № 710 о принятии технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", в связи с чем, национальные технические регламенты в этой сфере утратили силу, в также на то, что с соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не включенные в технические регламенты требования к продукции, не могут носить обязательный характер, а требования об использовании для песочниц локомотивов песка повышенного качества, отсутствуют; не могут быть признаны судебной коллегией правильными, так как основаны на неправильном истолковании закона.

Статьей 1 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» предусмотрено, что настоящие технические регламенты распространяют свое действие на вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав, в том числе локомотивы, и его составные части, выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и не общего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории ТС со скоростями движения до 200 км/ч включительно.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, требования к эксплуатации железнодорожного подвижного состава в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством о железнодорожном транспорте государств - членов ТС.

Как указано в ч. 1 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», объектом технического регулирования настоящего технического регламента является высокоскоростной железнодорожный транспорт, который включает в себя вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготовляемые высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части.

Таким образом, указанные Технические регламенты Таможенного союза не отменяют действие Технических условий «Песок для песочниц локомотивов» ЦТД-5, утвержденных Министерством путей сообщения СССР 08.02.1989г.

Доказательств того, что в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги эксплуатируются только вновь изготовленные или модернизированные локомотивы, не представлено.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании», положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества…

Технические условия «Песок для песочниц локомотивов» ЦТД-5, не противоречат законодательству, так как технический регламент, регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием песка определенного качества для локомотивов, не принят. Следовательно, данные Технические условия подлежат обязательному исполнению в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

С учетом изложенного, постановленное по делу решение не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционного представления заслуживают внимания и содержат правовые основания для отмены решения.

В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, по основаниям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление Тындинского транспортного прокурора - удовлетворить.

Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску Тындинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» о признании незаконными действий по использованию для песочниц локомотивов песка нормального, а не повышенного качества, возложении обязанности использовать песок повышенного качества – отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Тындинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» о признании незаконными действий по использованию для песочниц локомотивов песка нормального, а не повышенного качества, возложении обязанности использовать песок повышенного качества - удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» по использованию для песочниц локомотивов в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги песка нормального, а не повышенного качества.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» использовать для песочниц локомотивов в Тындинском регионе Дальневосточной железной дороги песок повышенного качества.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий М.В. Гвоздев

Судьи О.М. Шилова

Р.В. Лукьянченко