Дело № 33-3338 судья Кулакова С.А. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Варицкая С.В.,
судей Кубарева Т.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре Гарибмамадовой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
22 августа 2017 года
по докладу судьи Варицкой С.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 26 апреля 2017 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кувшиновского района и ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы администрации Кувшиновского района от 11 января 2016 года № 04-лс о приеме на работу.
Обязать администрацию Кувшиновского района (основной государственный регистрационный №,идентификационный номер налогоплательщика №) в течение 2 (двух) недель со дня вступления настоящего решения в законную силу прекратить трудовой договор от 11 января 2016 года № 1, заключенный с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, по высшей должности муниципальной службы заместителя главы администрации Кувшиновского района, руководителя финансового отдела, на основании пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кувшиновского района и ФИО1 о признании недействительным распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 11 января 2016 года № 04-лс о приеме на работу ФИО1 и об обязании администрации Кувшиновского района прекратить трудовой договор с заместителем главы администрации Кувшиновского района, руководителем финансового отдела ФИО1 вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года № 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации» и Законом Тверской области от 9 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» правил его заключения в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Кувшиновского района законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона при прохождении муниципальной службы. Должность руководителя финансового отдела в соответствии с вышеуказанными нормативными актами относится к главной должности муниципальной службы, в связи с чем, для ее замещения обязательным квалификационным требованием является наличие высшего профессионального образования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года № 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации» к руководителю финансового органа местной администрации муниципального района предъявляются квалификационные требования - наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук. В результате проверки установлено, что на основании распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 11 января 2016 года № 04-лс ФИО1 с 12 января 2016 года принята на должность заместителя главы администрации Кувшиновского района, руководителя финансового отдела, при этом с ФИО1 заключен трудовой договор № 1 от 11 января 2016 года. Установлено, что ФИО1 высшего профессионального образования по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», удостоверенного дипломом государственного образца, не имеет, в связи с чем, не может занимать указанную должность. В соответствии со ст. 77 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных данным Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, в случаях отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо исключений для квалификационных требований при замещении должностей муниципальной службы. Изложенное свидетельствует о необоснованности и незаконности назначения ФИО1 на должность руководителя финансового отдела администрации Кувшиновского района и заключения с ней трудового договора. Несоблюдение администрацией Кувшиновского района и ФИО1 указанных требований и запретов нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, так как влечет нарушение основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, создает благоприятную почву для коррупционных проявлений и препятствует назначению на должность руководителя финансового отдела лица соответствующего требованиям.
В процессе судебного разбирательства прокурором представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором прокурор просит признать недействительным распоряжения главы администрации
Кувшиновского района от 11 января 2016 года № 04-лс о приеме на работу
ФИО1, обязать администрацию Кувшиновского района прекратить трудовой договор с ФИО1 на основании пункта 11 части 1 статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации по высшей должности муниципальной службы заместителя главы администрации Кувшиновского района, руководителя финансового отдела администрации Кувшиновского района в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Кувшиновского района Тверской области Рузаев О. Н. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Кувшиновского района ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований.
Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО3 возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме.
В жалобе указывает, что суд первой инстанции не дал полной оценки всем представленным в деле доказательствам, не определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела.
В качестве доводов приводит доводы, являвшиеся предметом рассмотрения судом первой инстанции.
В том числе указывает следующее.
Судом необоснованно сделан вывод о том, что из приведенных взаимосвязанных положений законодательства следует, что при двойном наименовании должности муниципальной службы гражданин, претендующий на замещение такой должности или замещающий эту должность, должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к обеим, указанным должностям, при этом, первая часть в наименовании должности является определяющей только для установления размеров оплаты труда.
На апелляционную жалобу прокуратурой Кувшиновского района поданы возражения, в которых критикуются доводы апелляционной жалобы и указывается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлены, подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 07 марта 2017 года финансовый отдел муниципального образования «Кувшиновский район» зарегистрирован в качестве юридического лица при создании 29 апреля 1998 года и является действующим юридическим лицом.
Из диплома Государственного образовательного учреждения города Москвы Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 3 Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы от 27 июня 2002 года усматривается, что ответчик имеет среднее профессиональное образование по специальности «физическая культура» (квалификация - педагог по физической культуре и спорту).
Из диплома Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров» от 11 августа 2008 года усматривается, что истец получила высшее образование по специальности «промышленная теплоэнергетика».
Из диплома Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Торжокский политехнический колледж Федерального агентства по государственным резервам от 7 июня 2012 года усматривается, что ФИО1 получила среднее профессиональное образование по специальности «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (квалификация - бухгалтер).
Из распоряжения главы администрации Кувшиновского района от 11 января 2016 года № 04-лс о приеме на работу усматривается, что ФИО1 принята на работу с 12 января 2016 года в администрацию Кувшиновского района на должность заместителя главы администрации района, руководителя финансового отдела на неопределённый срок.
На основании ч. 5 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа местной администрации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года № 608), к руководителю финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения предъявляются следующие квалификационные требования, в частности: наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук.
В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 9 ноября 2007 года № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» и приложением 1 к этому закону, реестр должностей муниципальной службы - перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В штатном расписании органа местного самоуправления муниципального образования допускается установление двойного наименования должности муниципальной службы. При двойном наименовании должности, а также при указании в наименовании должности конкретной специальности или иных необходимых сведений, касающихся выполняемой работы, первая часть в наименовании должности должна являться определяющей для установления размеров оплаты труда и соответствовать Реестру должностей муниципальной службы в Тверской области. В Реестр должностей муниципальной службы в Тверской области включены (среди прочего): в группу высших должностей - заместитель главы местной администрации, в группу главных должностей - руководитель самостоятельного структурного подразделения местной администрации. Под самостоятельным структурным подразделением местной администрации понимаются отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, наделенные правами юридического лица (являющиеся юридическими лицами).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что из приведенных взаимосвязанных положений законодательства следует, что при двойном наименовании должности муниципальной службы гражданин, претендующий на замещение такой должности или замещающий эту должность, должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к обеим указанным должностям (к обеим частям, составляющим двойное наименование должности), при этом первая часть в наименовании должности является определяющей (в силу прямого указания закона) только для установления размеров оплаты труда. Поэтому положения ст. 2 Закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» не могут быть истолкованы как устанавливающие исключение из общих правил применения квалификационных требований или освобождающие представителя нанимателя (работодателя) и муниципального служащего (работника) от соблюдения квалификационных требований, предъявляемых ко второй части в двойном наименовании должности.
Следовательно, ФИО1 как лицо, замещающее высшую должность муниципальной службы (должность заместителя главы администрации Кувшиновского района, руководителя финансового отдела), должна соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым одновременно и к должности заместителя главы местной администрации, и к должности руководителя финансового органа местной администрации муниципального района.
Довод истца о том, что судом не применены, подлежащие применению правовые нормы, является необоснованным, построенным на неверном толковании процессуальных норм права.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из приведенных правовых норм видно, что при назначении на должность, подразумевающую совместимость должностей, лицо, назначаемое на нее, должно соответствовать установленным требованиям по обеим должностям.
Несоответствие кандидата на указанную должность одной из совмещаемых должностей, повлечет нарушение установленного порядка назначения на должность и нарушение прав неограниченного круга лиц, так как нарушит их право на исполнение возложенных на данное лицо обязанностей, специалистом соответствующим определенному уровню профессиональной подготовки.
Судебная коллегия находит, что доводы апеллянта сведены к несогласию с оценкой представленных доказательств, данной судом первой инстанции, а также касаются обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Фактически апеллянтом повторяются доводы, приводимые им в обоснование своей правовой позиции, высказанной как в возражениях на исковое заявление, так и в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу доводы жалобы сводятся к ошибочному толкованию норм права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
Судебная коллегия согласна с этой оценкой и не усматривает оснований для вывода о необъективности данной судом первой инстанции оценки, представленным по делу доказательствам.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кувшиновского районного суда Тверской области от 26 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Варицкая
Судьи Т.В. Кубарева
Ю.В.Комарова