Судья Селезенева И.В. дело № 33-3343/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 октября 2019 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Степанова С.А., Винеля А.В.,
при секретаре (помощнике) Калининой Д.Д.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Смоленске (УПФР в г.Смоленске) - ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств аудиопротоколирования гражданское дело (№2-1482/2019) по апелляционной жалобе ФИО1 <данные изъяты> на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 11 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Степанова С.А., объяснения истицы и представителя ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в г.Смоленске о включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете пенсии, в обоснование которого указала, что является получателем страховой пенсии по старости с 2010 года, имея общий трудовой стаж с 1972 по 2010 г.г. Просила суд обязать ответчика включить в ее страховой стаж периоды обучения в ВУЗе <данные изъяты> с 1973 по 1975 гг. и <данные изъяты> институте, периоды работы с 1976-1984 гг. в МБДОУ ДМ № с февраля 1993 по май 1994 гг., с ДД.ММ.ГГГГ по 20.12.1984, обязав произвести перерасчет страховой пенсии по старости, а также взыскать понесенные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1, а также ее представитель ФИО3 исковые требования поддержали. ФИО1 пояснила, что пенсионный фонд отказался зачесть в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. В настоящий момент данный стаж переведен в баллы, что является менее выгодным для нее вариантом. Указывает на невозможность применения при исчислении размера ее пенсии ИПК, поскольку она являлась пенсионеркой, когда был введен соответствующий закон. Полагает, что в ее случае должен быть применен закон, который существовал с 1971 г. по 1991 г., в силу чего, просит вернуть в страховой стаж периоды ухода за детьми и произвести расчет пенсии по п. 4. ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ. Кроме того, истец просила суд обязать ответчика представить сведения о персонифицированном учете в электронном виде, поскольку таковые в открытом доступе отсутствуют.
Представитель ответчика УПФР в г.Смоленске ФИО2 иск не признала.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица МБДОУ «Детский сад №» в суд не явилась, ранее суду поясняла, что выданная <данные изъяты> (ФИО1) справка о ее заработной плате была составлена некорректно, поскольку в период с августа 1993 года содержала информацию о размере заработка не только истицы, но и другого работника детского сада, имя, фамилия и отчество которого полностью совпадали. Поскольку справка была подготовлена централизованной бухгалтерией, своевременно проверить обоснованность отраженных в ней сведений возможности не имелось.
Обжалуемым решением суда от 11 июля 2019 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением суда. Ссылаясь на Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 13, 34 Федерального закона о «Страховых пенсиях», Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, истица полагает, что со стороны ответчика нарушены нормы действующего законодательства по надлежащему учету трудового стажа, что привело к неправильному определению размера пенсии, Отмечает, что оценка приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательство признана конституционной. Согласно ст.167 КЗоТ РСФСР, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Изначально, обращаясь к ответчику с заявлением о назначении пенсии, истица предоставила ответчику лицевые счета по заработной плате за период работы в детском саду №. В дальнейшем, настаивая на перерасчете пенсии, представила в УПФ справку работодателя о заработной плате, где таковая была обозначена в большем размере. Указанное обстоятельство стало основанием проведения пенсионным фондом соответствующей проверки, в ходе которой выяснилось, что в справке был отражен размер как ее заработной платы, так и заработной платы другого работника детского сада. Детский сад, в котором работала истица, был учреждением компенсирующего вида. Зарплата состояла из оклада – ставки 1,2 + 20% надбавки, предусмотренной коллективным договором, а также иных 20 %. Истица полагает, что сведения, полученные в результате проверки, не могут являться основанием для перерасчета пенсии в меньшую сторону. В частности, проверка ссылается на документы, срок хранения которых истек, при этом имеются лицевые счета, которые находятся в архивах и не были проверены ответчиком. В силу изложенного, истица полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела, что привело к принятию незаконного судебного акта. Просит решение отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УПФР в г.Смоленске ФИО2 считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции установил, что 07.05.2010 ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Решением от 14.05.2010 ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости с 11.05.2010 бессрочно.
Право на пенсионное обеспечение ФИО1 реализовано по достижении 55-ти лет с (дата) и она является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Согласно ст.30 Закона №173-Ф3 размер пенсии рассчитывается с учетом продолжительности общего трудового стажа до 01.01.2002, величины соотношения заработков за периоды работы до 01.01.2002, а также с учетом начисленных страховых взносов за периоды трудовой деятельности после 01.01.2002.
Под общим трудовым стажем для исчисления размера пенсии понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, исчисленная в календарном порядке. Периоды работы, имевшие место после 01.01.2002, включаются только в подсчет страхового стажа, учитываемого при определении права на пенсию, на размер которой после 01.01.2002 влияют только начисленные страховые взносы.
Суд привел положения, в соответствии с которыми определяется расчетный размер пенсии по старости.
1. По п.3 ст.30 Закона №173-Ф3, согласно которому в страховой стаж при определении права на пенсию засчитываются периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более 3-х лет в общей сложности) и в связи с этим, определено право на перерасчет размера пенсии с учетом суммы возмещения уплаты страховых взносов за указанные нестраховые периоды (если периоды ухода за детьми не совпадают по времени с периодами работы). При этом, периоды обучения не подлежат включению в страховой стаж (общий трудовой) стаж.
Расчетный размер пенсии по п.3 ст.30 Закона №173-Ф3 зависит от отношения среднемесячного заработка к средней з/п по стране.
2. По п.4 ст.30 Закона №173-Ф3, т.е. с учетом включения в общий трудовой стаж для исчисления размера пенсии периодов ухода за детьми в возрасте до 3-х лет и 70 дней до их рождения (но не более 9 лет в общей сложности) и периодов обучения.
При исчислении размера пенсии по п.4 ст.30 Закона №173-Ф3 расчет должен осуществляться по нормам действовавшего до 01.01.2002 законодательства, а именно: ограничиваться максимальным размером пенсии, установленном по состоянию на 01.01.2002 (на дату оценки пенсионных прав застрахованных лиц) в сумме 555,96 руб. (185,32 руб. х 3 - трехкратный размер минимальной пенсии по старости) с учетом повышения указанной суммы на 1 процент (но не более чем на 20 процентов) за каждый полный год стажа сверх 20 лет для женщин, и добавляется - компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации для достижения минимального размера пенсии, установленного на 01.01.2002 в размере 660 руб. При увеличении страхового стажа (стажевого коэффициента) (за счет периода обучения в Коломенском педагогическом институте) расчетный размер пенсии (РП в указанной выше формуле) на 01.01.2002 всегда остается неизменным и равным 660 руб.
Проанализировав указанные нормы права суд сделал верный вывод о том, что исчисление размера пенсии по п.4 ст.30 Закона №173-Ф3 выгоден гражданам в единичных случаях, при небольшом стаже работы и заработке, а также если у них имеются длительные нестраховые периоды, например, периоды по уходу за нетрудоспособным лицом либо периоды работы, подлежащие зачету по нормам ранее действовавшего законодательства в льготном исчислении (в частности, периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностям).
В связи с этим суд правильно указал, что расчет размера пенсии по п.3 ст.30 Закона №173-Ф3 для ФИО1 является более выгодным.
Давая оценку позиции истца о перерасчете размера страховой пенсии с учетом замены периодов работы «нестраховым» периодом ухода за двумя детьми до достижения ими возраста 1,5 лет в соответствии с п.1 ч.2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, суд пришел к следующим выводам.
При исчислении величины ИПК учитывается ряд «нестраховых» периодов, засчитываемых в страховой стаж в соответствии со ст. 12 Закона №400-ФЗ, за которые предусмотрено начисление коэффициентов. В частности, к таким «нестраховым» периодам относятся период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, предусмотренный п.3 ч.1 данной статьи.
В соответствии с ч.10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ учет «нестраховых» периодов, имевших место до 2015 года, при исчислении размера страховой пенсии осуществляется:
- либо в порядке, действовавшем до 2015 года в соответствии с Законом №173-Ф3, а также Федеральными законами от 21.03.2005 №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и от 04.06.2011 №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
- либо в порядке, предусмотренном частями 12-14 ст. 15 Закона №400-ФЗ (далее - по новому порядку).
При учете «нестраховых» периодов в размере пенсии по новому порядку они не засчитываются при оценке пенсионных прав в общий трудовой стаж по нормам Закона №173-ФЗ, а также не подлежат возмещению по нормам Федеральных законов от 21.03.2005 №18-ФЗ и от 04.06.2011 №126-ФЗ.
С учетом замены периодов работы «нестраховым» периодом ухода за детьми, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р., продолжительностью 3 года общий трудовой стаж до 01.01.2002 составил 17 лет 10 месяцев 26 дней.
С учетом указанной продолжительности общего трудового стажа и величины соотношения заработков - 0,975 определение расчетного пенсионного капитала (РПК) по состоянию на 01.01.2002 (на дату оценки пенсионных прав застрахованных лиц) произведено от расчетного размера пенсии, равного 896,07 руб. (0,55(СК) * 0,975(ЗР/ЗП) * 1 671,00(СЗП)).
С учетом произведенных индексаций по постановлениям Правительства РФ, за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 исчисление РПК по состоянию на 01.01.2015 осуществлено в следующем порядке:
(896,07 руб. - 450 руб.) х 214,866666 мес/240 мес. х 192 мес. х 3,911465 х 1,435831 = 430 630,54 руб., где:
896,07 руб. - расчетный размер пенсии, установленный на 01.01.2002;
450 руб. - размер базовой части пенсии по старости, установленный на 01.01.2002 (на дату оценки пенсионных прав);
214,866666 мес. - фактическая продолжительность общего трудового стажа до 01.01.2002 в месяцах, определенная как: (17 лет х 12 мес. + 10 мес.) + (26 дней/30 дней);
240 мес. - предусмотренная законом для женщин продолжительность общего трудового стажа, равного 20 полным годам или 240 мес. (20 х 12 мес.);
192 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии, установленный для назначения страховой пенсии в 2010 году (равный 16 годам или 192 месяцам);
3,911465 - суммарный коэффициент индексации РПК за период с 01.01.2002 по 01.04.2010;
1,435831 - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных после назначения пенсии за период с 01.04.2010 по 31.12.2014 (с 01.02.2011 на 1,088; с 01.02.2012 на 1,07; с 01.04.2012 на 1,0341; с 01.02.2013 на 1,066; с 01.04.2013 на 1,033; с 01.02.2014 на 1,065 и с 01.04.2014 на 1,017).
При определении размера пенсии производится повышение (валоризация пенсионного капитала) на 10 процентов (независимо от количества проработанных лет до указанной даты), а также на 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа до 01.01.1991.
Поскольку общий стаж работы до 01.01.1991 с учетом замены периодов работы «нестраховым» периодом ухода за детьми составляет 12 полных лет, величина РПК, установленная в указанном выше размере, была увеличена на 22% (за общий стаж работы до 01.01.2002). Расчет следующий: 430 630,54 руб. х 0,22 = 94 738,72 руб.
В результате, количество баллов, сформированных за периоды работы до 01.01.2002, было рассчитано в следующем порядке: 430 630,54 руб. + 94 738,72 руб. / 192 мес. / 64,10 руб. = 42,688, где 64,10 руб. - стоимость 1 балла, установленная частью 10 статьи 15 Закона №400-ФЗ с 01.01.2015 (т. е. с даты вступления в силу указанного закона).
Величина баллов за периоды трудовой деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2014 определена с учетом страховых взносов, начисленных работодателями за периоды работы и (или) иной деятельности и впоследствии проиндексированных по постановлениям Правительства РФ в сумме 40 377,21 руб. (указанная сумма отражена на ИЛС в системе индивидуального персонифицированного учета и складывается из следующих сумм: 35 373,01 руб. + 3 919,18 руб. + 1 085,02 руб.).
Количество баллов за указанный период составляет 4,641 и произведен следующим образом: (35 373,01руб. / 192 мес. * 1,435831 (суммарный коэффициент индексации после 01.04.2010) + 3 919,18 руб. / 192 мес. * 1,319698 (суммарный коэффициент индексации после 01.08.2011) + 1 085,02 руб. /180 мес.) / 64,10 руб.
В результате, количество баллов, сформированных за периоды работы до 01.01.2015, составило 47,329 (42,688 + 4,641).
Величина баллов за периоды трудовой деятельности после 01.01.2015 определяется путем деления суммы страховых взносов, начисленных за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой пенсии по старости, к нормативному размеру страховых взносов, ежегодно определяемого законодательством как предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно данным персонифицированного учета на индивидуальном лицевом счете истца отсутствуют сведения о периодах работы и о начисленных страховых взносах после 01.01.2015.
Величина баллов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, предусмотренные пунктами 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ (период ухода за каждым ребенком продолжительностью 1 год и 6 месяцев) определена с учетом коэффициента 1,8 за полный календарный год периода ухода за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и коэффициента 3,6 за полный календарный год периода ухода за вторым ребенком до достижения им того же возраста, что в общей сумме составляет 8,1 балла (2,7 + 5,4) (часть 12 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).
Таким образом, после перерасчета размера пенсии общее количество баллов на 01.01.2015 составило 55,429 (47,329 + 8,1) вместо 53,495, а размер пенсии с 01 августа 2017 года увеличился на 151,97 руб. и составил 9 160,72 руб. (в том числе фиксированная выплата (ФВ) = 4 805,11руб. + страховая часть пенсии (СПст) = 4 355,61руб. (55,429 (ИПК) * 78,58 руб. (СПК)).
С 01.01.2018 Федеральным законом от 28.12.2017 № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» утвержден коэффициент индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1,037 с установлением фиксированной выплаты в сумме, равной 4 982,90 руб., а также установлена стоимость одного пенсионного коэффициента в размере 81,49 руб.
Соответственно, с 01.01.2018 размер пенсии составляет 9 499,81 руб. (ФВ = 4 982,90 руб. + СПст = 4 516,91 руб. (55,429 (ИПК) * 81,49 руб. (СПК)).
Федеральным законом от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 01.01.2019 установлена стоимость одного пенсионного коэффициента (балла), равного 87,24 руб., а также размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме, равной 5 334,19 руб.
Таким образом, установленный размер страховой пенсии по старости с 01.01.2019 составляет 10 169,82 руб. (ФВ = 5 334,19 руб. + СПст = 4 835,63 руб. (55,429(ИПК) * 87,24 руб. (СПК)).
Суд произвел верные вычисления и пришел к обоснованному выводу, что при перерасчете пенсии с учетом замены периодов работы «нестраховым» периодом ухода за детьми размер пенсии истца увеличивался, что свидетельствует о более выгодном для нее варианте.
В июне 2018 года ФИО1 обратилась к Управляющему ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по Смоленской области по вопросу проверки правильности исчисления размера пенсии, представив справки о заработке за периоды работы на производственном объединении «Аналитприбор» с декабря 1987 года по июнь 1992 года и в МБДОУ ДС № с ноября 1992 года по декабрь 1996 года. Справка, представленная МБДОУ ДС №, не содержала дату и номер.
Согласно ч.9 ст.21 Закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В результате проведенных ответчиком проверок (Акт №50 от 13.09.2018) было установлено, что при перерасчете с 01.06.2010 истице пенсии в состав заработка по периоду работы в МБДОУ ДС № с ноября 1992 года по май 1994 года (по лицевым счетам) для расчета размера пенсии ошибочно были включены суммы иных выплат за период работы в детском саду с февраля 1993 года по май 1994 года, с которых не производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 12 ст.30 Закона №173-Ф3 предусмотрено, что при определении расчетного размера пенсии по старости применяется порядок подтверждения заработка, который был установлен действовавшим до 01.01.2002 Законом РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 100 указанного закона, в состав заработка для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд.
Согласно «Временной инструкции о порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 31.05.1991 №102) обязанность начислять страховые взносы на пенсионное обеспечение на все виды заработка возложена на организации, предприятия и учреждения.
При перерасчете пенсии с 01.06.2010 из лицевых счетов при расчете среднемесячного заработка учитывались суммы заработка с 01.01.1989 по 31.05.1994.
Согласно ч.4 ст.28 Закона №400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
По результатам проведенной документальной проверки, Управлением были устранены несоответствие по суммам заработка и организацией была выдана новая справка, в соответствии с которой размер пенсии истицы был пересмотрен в ноябре 2018 года.
Суд первой инстанции, проанализировав лицевые счета ФИО1, установил, что помимо сумм заработка в них указаны денежные средства, не подлежащие включению в сумму заработка. С приведенными подсчетами судебная коллегия соглашается.
В результате произведенного перерасчета, размер пенсии с 01.12.2018 был пересмотрен в сторону уменьшения, т.к. при правильном исчислении сумм среднемесячного заработка с января 1989 года по май 1994 года коэффициент по среднемесячному заработку меньше, чем рассчитанный изначально.
При чем, при перерасчете размера пенсии с 01.12.2018 для исчисления среднемесячного заработка взят период с 01.07.1985 по 31.08.1990, за который размер коэффициента по среднемесячному заработку составил в большим размере, чем за период с 01.01.1989 по 31.05.1994. Данные обстоятельства были подтверждены свидетелем - заместителем начальника отдела назначении пенсии ФИО
В настоящее время пенсионное обеспечение истицы приведено в соответствии с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документам о заработке.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии.
Разрешая требования истицы об обязании УПФР в г.Смоленске предоставить ей выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, суд руководствовался положениями ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», регламентом, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 27.02.2019 N 100п.
В соответствии с п.14 Регламента, утвержденного Постановление Правления ПФ РФ от 27.02.2019 N 100п, в целях получения выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица необходимо подать заявление с предъявлением документа удостоверяющего личность (полномочия представителя).
Кроме того, как верно отметил суд, выписку из индивидуального лицевого счета можно получить через официальный сайт ПФР (www.pfrf.ru) с использованием «Личного кабинета застрахованного лица» либо ИЛС через Единый портал застрахованное лицо направляет запрос посредством Единого портала с указанием необходимых сведений из документов, указанных при регистрации на Едином портале (п. 18 Административного регламента).
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что предусмотрены различные способы получения истцом Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, что свидетельствует о возможности самостоятельного получения истицей истребуемого документа любым доступным способом.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения и основаны на не верном понимании истицей норм права.
Таким образом, решение суда законно и обоснованно, доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 11.07.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: