ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3345/15 от 31.12.9999 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Аюпов Р.А.

Дело № 33-3345/15

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Махачкала <дата>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Алиевой Э.З.

судей - Магамедова Ш.М. и Загирова Н.В.

с участием прокурора отдела прокуратуры РД Исмаиловой С.Г.

при секретаре судебного заседания Мусаеве Г.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным действия главы администрации МО «<адрес>», признании недействительным распоряжения главы администрации МО «<адрес>» и понуждении к расторжению трудового договора с муниципальным служащим по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ногайского районного суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Магамедова Ш.М., выслушав объяснения представителя ответчика Кокоева А.З. (доверенность от <дата>.), просившего решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, объяснения прокурора Исмаиловой С.Г., просившей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<адрес> РД Расулов М.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции в администрации МО «<адрес>», в результате которого установлено, что распоряжением № -рлс от <дата>, изданным главой администрации МО «<адрес>», Аметов Р. Ю. с <дата> назначен на должность заместителя главы администрации МО «<адрес>» с окладом согласно штатному расписанию. В этот же день администрацией МО «<адрес>» в лице главы администрации МО «<адрес>» Суюндикова К.Ш. с Аметовым Р.Ю. заключен трудовой договор (без номера), согласно которого последний назначается на должность муниципальной службы заместителя главы администрации МО «<адрес>».

Должность заместителя главы администрации МО «<адрес>» отнесена к высшей группе должностей в органах местного самоуправления Республики Дагестан.

Согласно действующему законодательству, гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы необходимо иметь не менее шести лет стажа муниципальной службы /государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности. Аметов Р.Ю. соответствующего стажа работы на муниципальной или государственной службе не имеет.

При приеме Аметова Р.Ю. на работу в администрацию МО «<адрес>» в нарушение требований законодательства о муниципальной службе не проводился конкурс на замещение должности заместителя главы администрации МО «<адрес>», не проводилась в соответствии со ст.38 Устава МО «<адрес>» процедура согласования кандидатуры на должность заместителя главы администрации с представительным органом.

Прокуратурой установлено, что супруга Аметова Р.Ю. - Аметова М. З. - является дочерью главы МО «<адрес>» Янбулатова К.З.

Данное обстоятельство было известно главе администрации МО «<адрес>» при принятии Аметова на работу, возник конфликт интересов, в последующем может повлиять на надлежащее исполнение указанными лицами должностных (служебных) обязанностей.

Администрацией МО «<адрес>» протест прокурора района об отстранении от должности заместителя главы администрации МО «<адрес>» Аметова Р.Ю. оставлен без удовлетворения.

Судом по делу постановлено:

«Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать действие главы администрации МО «<адрес>» Суюндикова К.Ш. по изданию распоряжения №-рлс от <дата> о назначении на должность, заключению трудового договора (без номера) с Аметовым Р. Ю. от <дата> на замещение муниципальной службы - должности заместителя главы администрации МО «<адрес>» - незаконным.

Признать недействительным распоряжение №-рлс от <дата> главы администрации МО «<адрес>» о назначении Аметова Р. Ю. на должность заместителя главы администрации МО «<адрес>».

Обязать главу администрации МО «<адрес>» расторгнуть срочный трудовой договор (без номера), заключенный <дата> с Аметовым Р. Ю.».

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что, уклонившись от объективного и беспристрастного рассмотрения дела, суд противоречиво и необоснованно пришел к выводу, что «установленное в судебном заседании наличие конфликта интересов на муниципальной службе, является самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме».

Суд, по мнению автора жалобы, не учел, что ограничения, наложенные законодательством о муниципальной службе, связанные с близким родством или свойством кандидата или служащего с главой МО, относится к муниципальным образованиям, где глава МО одновременно является главой администрации (п.п.5, п.1, ст. 13 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ). В данном же случае глава МО «<адрес>» избирался из числа депутатов, а глава администрации назначается по контракту по результатам конкурса.

В соответствии со ст. 37 ФЗ РФ №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местной администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия, который в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных гос. полномочий, переданным органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации ее работы. Также в соответствии с п.6.ст.38 Устава МО «<адрес>» глава администрации «формирует администрацию и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и Положением об администрации». Согласно того же Устава (ст.34) глава МО также наделен полномочиями, но прием, увольнение, а также подотчетность работников администрации не входит в его компетенцию.

Отсюда следовал вывод, что заместитель главы администрации МО «<адрес>» назначается и увольняется главой администрации, не является подконтрольным главе МО и не связан с непосредственной подчиненностью ему. Однако, судом данное важное обстоятельство не принято во внимание и ему не дана надлежащая оценка.

Кроме того, судом не принят во внимание и довод в той части, что хотя согласование кандидатуры на должность заместителя глава администрации с представительным органом предусмотрено ст.38 Устава МО, но вместе с тем, Положение о порядке согласования кандидатуры (нескольких кандидатов), оценка профессиональных, деловых и личностные качества кандидата на высшую должность, порядок обсуждения кандидатов, порядок голосования по кандидатурам и т.д. - районным Собранием еще не разработано. Как собственно и тот довод, что поручения главы МО по долгу службы должен исполнить любой муниципальный служащий, но наложить дисциплинарное взыскании за не исполнение поручения глава МО - не может.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Дильманбетов А.Т. просил отказать в ее удовлетворении.

Заинтересованное лицо Аметов Р.Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с указанной нормой прокурор обратился с иском по настоящему делу, что стороной не оспаривается.

Судом установлено, <дата>. на основании распоряжения № -рлс от <дата>. главы администрации МО «<адрес>» между администрацией МО «<адрес>» и Аметовым Р.Ю. заключен срочный трудовой договор на определенный срок, согласно которому Аметов Р.Ю. принят на работу в администрацию МО «<адрес>» на должность муниципальной службы - заместителя главы администрации МО «<адрес>».

Установлено, что Аметов Р.Ю. на момент заключения срочного трудового соглашения и по настоящее время является супругом Аметовой М. З., дочери главы МО «<адрес>» Янбулатова К.З.

Указанные обстоятельства ответной стороной не оспариваются.

В силу ст.42 Федерального Закона от <дата> -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статья 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25-ФЗ от 02.03.2007г. одним из основных принципов муниципальной службы признает приоритет прав и свобод человека и гражданина; профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

По смыслу статьи 7 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) вступившей в силу для Российской Федерации с 08 июня 2006 года, Россия, как ее участник, должна создавать, поддерживать и укреплять системы приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе, в том числе, включать надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, но при этом с основополагающими принципами своей правовой системы.

В п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено понятие «конфликт интересов на государственной или муниципальной службе», под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Из представленных суду материалов следует, что в соответствии со ст.ст.33,34 Устава МО «<адрес>», глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, заключает договоры и соглашения от имени муниципального района, открывает счета в банках, обладает правом внесение в Собрание депутатов проектов муниципальных правовых актов, издает в пределах своих полномочий правовые акты.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Устава МО «<адрес>» глава муниципального района представляет Собранию депутатов муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов муниципального района.

Согласно п. 3.1.3. должностной инструкции заместителя главы администрации МО «<адрес>», утвержденной главой администрации МО «<адрес>» от 07.12.2012г., заместитель главы администрации МО «<адрес>», помимо других обязанностей, координирует реализацию вопросов местного значения муниципального района, в пределах своей компетенции выполняет поручения главы администрации и главы МО «<адрес>». Заместитель главы администрации МО может также участвовать при подготовке проектов решений главы муниципального образования (п.5 Инструкции).

Исходя из анализа приведенных выше норм законодательства Российской Федерации и международного права, перечня должностных полномочий главы муниципального района, установленных Уставом МО «<адрес>», и должностной инструкции заместителя главы администрации <адрес>», утвержденной главой администрации МО «<адрес>», доводы прокурора о том, что может возникнуть ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего Аметова Р.Ю. может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей, способна привести к причинению вреда правам и законным интересам жителей муниципального образования и организаций МО «<адрес>», суд признал обоснованными.

Суд обоснованно усмотрел в отношениях между заместителем главы администрации МО «<адрес>» Аметовым Р.Ю. и главой МО «<адрес>» Янбулатовым К.З. конфликт интересов на муниципальной службе.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 11 указанного Закона представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Вышеприведенные нормы закона и установленные судом обстоятельства подтверждают доводы прокурора о незаконности действий главы администрации МО «<адрес>» Суюндикова К. по изданию распоряжения №-рлс от <дата> о назначении на должность, а также по заключению трудового договора с Аметовым Р.Ю. от <дата>. на замещение муниципальной службы - должности заместителя главы администрации МО «<адрес>».

Вывод суда о том, что установленное в судебном заседании наличие конфликта интересов на муниципальной службе, является самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме, также сделан со ссылкой на нормы материального права.

В соответствии со статьей 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обоснованными признал суд и доводы прокурора о том, что в нарушение п.п.7 п.1 ст.38 Устава МО «<адрес>» главой администрации МО «<адрес>» Аметов Р.Ю. был принят на работу без соблюдения процедуры согласования кандидатуры с Собранием депутатов муниципального образования.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что согласование кандидатуры Аметова Р.Ю. с Собранием депутатов муниципального образования не было проведено в связи с непринятием механизма такого согласования, судебная коллегия находит несостоятельными, не влияющими на законность судебного постановления, поскольку организация принятия этого механизма является обязанностью главы муниципального образования.

Поскольку в судебном заседании установлено, что прием на работу Аметова Р.Ю. был осуществлен с нарушением законодательства, прекращение трудовых отношений между администрацией МО «<адрес>» и Аметовым Р.Ю. является единственным способом пресечения этого нарушения.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан

о п р е д е л и л а:

решение Ногайского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: