ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3351/2016 от 10.08.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Медведева В.А. Дело № 33-3351/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе

председательствующего Смирновой Т.В.,

судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,

при секретаре Сивенцевой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 10 августа 2016 года дело по апелляционному представлению прокурора Граховского района Удмуртской Республики на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2016 года, которым

отказано в удовлетворении иска прокурора Граховского района к Администрации муниципального образования «Граховский район» о понуждении в рамках организации межведомственной комиссии до ДД.ММ.ГГГГ провести обследование и категорировании места массового пребывания людей - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко»; составить акт и категорирование места массового пребывания людей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко», а также составить паспорт безопасности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко».

Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения прокурора Т.Л.Г., доводы представления поддержавшей, судебная коллегия

установила:

Прокурор Граховского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился к Администрации Муниципального образования «Граховский район» с иском об обязании Администрации МО «Граховский район» в рамках организации межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей на территории муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести обследование и категорирование объекта массового пребывания людей - МБОУ «Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко» (далее - «Граховская СОШ»), составить акт обследования и категорирования указанного объекта, паспорт безопасности как места массового пребывания людей.

В обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической безопасности было установлено, что Граховская СОШ, в которой обучается 561 ученик и работает 64 педагогических работника, имеет паспорт антитеррористической защищенности, форма которого не соответствует Требованиям антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 272 от 25 марта 2015 года.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил провести обследование и категорирование Граховской СОШ не как объекта, а как места массового пребывания людей и составить акт обследования и категорирования Граховской СОШ как места массового пребывания людей.

Представитель Администрации МО «Граховский район» К.Е.Г. возражая против иска, указал, что местом массового пребывания людей межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей на территории МО «Граховский район» признана только площадь перед зданием РДК «Лидер» в с. Грахово; образовательные учреждения не относятся к местам массового пребывания людей, являются применительно к требованиям антитеррористического законодательства, не местами, а объектами массового пребывания людей; при этом Граховская СОШ имеет паспорт антитеррористической защищенности.

Третье лицо Граховская СОШ, оставляя разрешения спора на усмотрение суда, пояснила, что школа имеет паспорт антитеррористической защищенности как объект с массовым пребыванием людей, данный паспорт прошел согласование с Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством внутренних дел в 2016 году.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Граховского района Удмуртской Республики просит решение отменить и иск удовлетворить, указывая, что школа на основании подпункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» является местом массового пребывания людей, поскольку в ней регулярно проводятся культурно-массовые мероприятия, где принимают участие 50 и более лиц, а следовательно, подлежит обследованию и категорированию в этом качестве.

В возражениях на апелляционное представление представитель Администрации выражает несогласие с ее доводами, полагая, что на законность и обоснованность решения они не влияют.

На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционного представления и возражений относительно него.

Оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционного представления судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 7 части 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с пунктами 2, 6, 8, 9, 13 постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В последующем в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий проводится категорирование мест массового пребывания людей.

Для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей, возглавляемая руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), в состав которой включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании (правообладатель места массового пребывания людей), представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в пяти экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей, составляющегося комиссией на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования и являющегося информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержащим перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом директора Граховской СОШ от 10 января 2013 года по согласованию с межмуниципальным отделом полиции «Кизнерский» МВД России утвержден паспорт антитеррористической защищенности школы.

Приказом директора Граховской СОШ № 55 от ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с ГО и ЧС Администрации МО «Граховский район, Управлением образования Администрации МО «Граховский район», ОП «Граховское» МО МВД России «Кизнерский» вновь утвержден паспорт антитеррористической защищенности Граховской СОШ, содержащий сведения об объекте, сведения о лицах находящихся на объекте, сведения о видах и средствах охраны объекта, а также возможные аварийные ситуации на объекте в результате террористических акций с указанием действий подлежащих применению при наступлении таковых, а также содержащего сведения о мероприятиях по укреплению антитеррористической защищенности и снижению уязвимости школы, с приложением плана-схемы объекта, памяток, функциональных обязанностей ответственного лица, положения о пропускном и внутриобъектовом режиме школы, схемы размещений помещений объекта.

Судом также установлено, что постановлением Администрации МО «Граховский район» от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей на территории МО «Граховский район».

Решением межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей на территории МО «Граховский район» от ДД.ММ.ГГГГ территорией общего пользования по рекомендации оперативного штаба Удмуртской Республики, национального анти террористического комитета признана только площадь перед МРУК РДК «Лидер».

Разрешая спор, суд руководствовался положениями Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года, Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с тем, что Граховской СОШ к местам массового пребывания людей не относится.

С выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия соглашается и оснований для его переоценки по доводам апелляционного представления не усматривает.

По мнению судебной коллегии, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о проведении обследования и категорирования Граховской СОШ как места массового пребывания людей с составлением соответствующего акта и паспорта безопасности является верным, поскольку проведение обследования и категорирования с составлением акта и паспорта безопасности места массового пребывания людей возможно только после принятия межведомственной комиссией решения о включении здания школы перечень мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования «Граховский район».

Поскольку судом было установлено и истцом не оспаривалось, что созданной в соответствии с Постановлением Правительства № 272 межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей на территории МО «Граховский район» такого решения не принималось, оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению обследования и категорирования школы как места массового пребывания людей, составления акта об этом и паспорта безопасности места массового пребывания людей, не имелось.

По приведенным основаниям доводы апелляционного представления судебной коллегией отклоняются.

Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционное представление не содержит, установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения отсутствуют, поэтому решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Граховского района Удмуртской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий Смирнова Т.В.

Судьи Глухова И.Л.

Рогозин А.А.