ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-33531/19 от 22.10.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Зеленский А.В. Дело № 33-33531/2019

УИД 23RS0036-01-2019-003592-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Одинцова В.В.,

судей Губаревой А.А., Пшеничниковой С.В.,

при участии в качестве секретаря

помощника судьи Малышевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика УФСБ России по КК по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 15 мая 2019 года по делу по иску ФИО1­ к Управлению Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю о перерасчете и взыскании недоплаченной части пенсии.

Заслушав доклад судьи Пшеничниковой С.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к УФСБ России по КК о перерасчете и взы­скании недоплаченной части пенсии.

В обоснование исковых требований указано, что с <...> истец проходил военную службу по контракту и приказом ФСБ России от <...><...>-лс был уволен с военной службы в запас по подп. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Поскольку на момент увольнения с военной службы его выслуга для назначении пенсии на <...> составила: <...> из которых календарная выслуга - <...> и льготная выслуга - <...>, то в соответствии с подп. «а» ч. 2 ст. 5, подп. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, в Управлении ФСБ России по КК с <...> истцу была назначена пенсия за выслугу лет (пенсионное дело № КДК/13067).

При определении размера пенсии, подлежащей выплате истцу была установлена надбавка за выслугу лет в размере 55 % от оклада денежного содержания, которая выплачи­валась в указанном размере в составе пенсии по <...> включительно.

Вместе с тем, в действующее законодательство, регламентирующее порядок назна­чения и выплаты пенсии за выслугу лет, были внесены изменения, в результате которых пенсия ему стала начисляться и до настоящего времени выплачивается, исходя из ранее ус­тановленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера 30 %.

Истец полагает, что перерасчет размера пенсии с <...> и уменьшение размера процентной надбавки за выслугу лет, пенсионерам из числа военных судей не только про­тиворечит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следст­венных органов СК РФ, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует Конституции РФ.

В перерасчете размера пенсии истцу было отказано. Истец полагает отказ УФСБ России по КК в перерасчете размера пенсии неза­конным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы как пенсионера, в связи с чем, истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с <...>, и выплачивать её с учетом надбавки за выслугу лет в размере 55 % от оклада денежного содержания, а также взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную часть пенсии за выслугу лет за период с <...> по <...> в размере 444 446,96 рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что считает доводы истца, содержащиеся в исковом заявлении, необоснованными.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 15 мая 2019 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Указывает на неправомерность вывода суда и неправильное применение норм материального права. Полагает, что суд не учел требования Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", согласно которому в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, а за перерасчетом истец обратился в <...>

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент увольнения с военной службы выслуга истца для назначении пенсии на <...> составила: <...>, из которых календарная выслуга - <...> и льготная выслуга - <...>, то в соответствии с подп. «а» ч. 2 ст. 5, подп. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, в УФСБ России по КК с <...> ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет.

При определении размера пенсии, подлежащей выплате, в соответствии с абз. 9 п.6 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 25.12.2009) и п.1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, прохо­дящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» (в редакции от 02.10.2009), истцу была установлена надбавка за выслугу лет в размере 55 % от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии по <...> включительно.

Федеральным Законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в действующее законодательство, регламентирующее порядок назначе­ния и выплаты пенсии за выслугу лет, были внесены изменения, в результате которых пенсия истцу стала начисляться и до настоящего времени выплачивается, исходя из ранее установ­ленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера 30 % (п.6 ч.13 ст.2 указанного закона).

Порядок применения вышеуказанного ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы ч.6, 8-9 ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Феде­рального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции», которые вступили в силу 11.11.2011.

Вместе с тем, с учетом действующего законодательства, судом учтена специфика правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе воен­нослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Рос­сийской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа лиц, указанных в ч.6 ст. 12 ФЗ «О вне­сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. В связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им от­дельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч.2 ст. 43 и п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона № 4468-1, а также положений ч. 8-11 настоящей статьи.

Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при пере­расчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года, в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соот­ветствии со ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им от­дельных выплат», и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных п. 1 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.5 ст.35 ФЗ «О Следственном комитете Рос­сийской Федерации», которые не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.

Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что в связи с ре­формированием с 01.01.2012 системы денежного довольствия военнослужащих и сотруд­ников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 01.01.2012 военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но, если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч.6 ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законода­тельных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации» содержит прямое указание на не­обходимость учета размеров оклада, установленных ст.2 ФЗ «О денежном довольствии во­еннослужащих и предоставлении им отдельных выплат», то относительно размера про­центной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной про­куратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме ничего не сказано. Соответственно, учитывая, что в отношении пенсио­неров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или ст.2 ФЗ № 247-ФЗ, прямо исключена ч.6 ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законо­дательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации» (указано не неприменение в отно­шении указанной категории пенсионеров ч.8-11 ст. 12 данного ФЗ), следует прийти к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01.01.2012 размеров пенсий военным судьям, размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.

Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении ко­торой установлено специальное правовое регулирование ч. 6 ст. 12 ФЗ «О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с приня­тием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных вы­плат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Фе­дерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 01.01.2012 размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат») пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и во­енных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует статьям 19, 39 и 55 Конституции РФ.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в <...> года истец обратился в УФСБ России по КК с заявлением о перерасчете размера пенсии, в связи с тем, что пенсия с 01.01.2012 ФИО1 выплачивалась в меньшем, чем ему причитается размере, так как в порядке ч.6 ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законо­дательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ «О социальных гарантиях со­трудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрена надбавка за выслугу лет для категории лиц, к которым относится ФИО1, в размере 55% от оклада денеж­ного содержания.

В удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии истцу было отказано, мо­тивировав тем, что нормативно правовой акт, в соответствии с которым имелась бы воз­можность при перерасчете пенсии за выслугу лет судьям применять размер процентной надбавки за выслугу лет, установленный п. 6 ч. 13 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», отсутствует.

Вместе с тем, как правомерно установлено судом, правовых оснований для снижения размера процентной надбавки за выслугу лет (вне зависимости от того, уменьшится или нет общая сумма пенсии), с учетом существующего правового регулирования, не имелось.

В связи с чем, действия ответчика по уменьшению процентной надбавки следует квалифицировать как нарушение ч.6 ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военно­служащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях со­трудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку ч.2 ст. 58 ФЗ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной проти­вопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, перерасчет пенсии истца с учетом надбавки за выслугу лет в размере 55% судом правомерно определен за период с <...> по <...> и правомерно определен ко взысканию с ответчика в размере 444 446 рублей 96 копеек.

Расчет взыскиваемых истцом сумм проверен судом и признан верным, с учетом представленных в материалы дела справок.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, судом не было допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 15 мая 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи