судья Бырина Д.В. | № 33-3353/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 01 ноября 2018 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 |
ФИО3 | |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту нарушенных социальных прав ФИО5 к Министерству социального развития Мурманской области об оспаривании правомерности отказа в присвоении звания «Ветеран труда» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2018 года, которым постановлено:
«иск Мурманского транспортного прокурора в защиту нарушенных социальных прав ФИО5 к Министерству социального развития Мурманской области об оспаривании правомерности отказа в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать неправомерным отказ Министерства социального развития Мурманской области в присвоении ФИО5 звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство социального развития Мурманской области осуществить в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Мурманской области от 09.10.2012 № 506-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», действия по подготовке документов для принятия решения о присвоении ФИО5 звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно доводов апелляционной жалобы ФИО5, старшего помощника Мурманского транспортного прокурора Титаренко П.В., представителя Мурманской таможни ФИО6, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский транспортный прокурор обратился в суд в защиту нарушенных социальных прав ФИО5 с иском к Министерству социального развития Мурманской области об оспаривании правомерности отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО5 награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени.
На обращение ФИО5 к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда» ему было отказано со ссылкой на то, что данная награда к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», не относится и не может служить основанием для его присвоения.
Считая, что указанная медаль является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», прокурор просил суд признать неправомерным отказ Министерства социального развития Мурманской области в присвоении ФИО5 звания «Ветеран труда» и обязать ответчика осуществить в установленном порядке действия по подготовке документов для принятия решения о присвоении ФИО5 звания «Ветеран труда».
В судебном заседании ФИО5 и старший помощник Мурманского транспортного прокурора Титаренко П.В. иск поддержали.
Представитель ответчика Министерства социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральной таможенной службы России ФИО7 считала иск обоснованным.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития Мурманской области ФИО8 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Выражая несогласие с выводом суда первой инстанции в решении о том, что сам факт учреждения награды тем или иным ведомством в пределах имеющихся полномочий свидетельствует о ее ведомственном характере и ведомственной принадлежности, указывает, что, по мнению Министерства, отнесение тех или иных наград к ведомственным, должно определяться нормативными актами ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками.
Ссылается на то, что приказом Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года и Положением о медали ФТС России «За службу в таможенных органах» (Приложение № 10 к данному приказу), указание на отнесение медали к ведомственным наградам Федеральной таможенной службы России не содержится.
Кроме того, вопрос отнесения медали «За службу в таможенных органах» III степени к ведомственным наградам Федеральной таможенной службы России являлся предметом рассмотрения иного гражданского дела, по результатам которого вступившим в законную силу решением суда от 01 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» отказано.
Считает, что данным обстоятельствам судом при разрешении спора надлежащая оценка не дана.
В возражениях на апелляционную жалобу Мурманский транспортный прокурор, Мурманская таможня, а также ФИО5 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Министерства социального развития Мурманской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 в период с 10 апреля 2002 года по 31 мая 2017 года проходил службу в Мурманской таможне, уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Согласно приказу начальника Мурманской таможни № 126 от 10 мая 2017 года «Об увольнении ФИО5», выслуга лет последнего в таможенных органах на 31 мая 2017 года для назначения и выплаты пенсии составила: календарная – 23 года 2 месяца 14 дней, льготная – 18 лет 2 месяца 8 дней, а всего 41 год 4 месяца 22 дня.
В период службы в таможенных органах приказом Федеральной таможенной службы России № 781-П от 31 июля 2012 года за безупречную службу в таможенных органах ФИО5 награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени.
Считая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с награждением указанной медалью, ФИО5 30 октября 2017 года обратился в Министерство социального развития Мурманской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого ему отказано в связи с тем, что он награжден медалью, не имеющей статус ведомственной награды. Такой статус за указанной медалью Приказом Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года не закреплен.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что медаль «За службу в таможенных органах» III степени, которой награжден ФИО5, является ведомственным знаком отличия в труде, в связи с чем последний, имея необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж, обладает правом на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается в силу следующего.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ с 01 июля 2016 года статья 7 дополнена пунктом 1.1, предусматривающим, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения этими знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В Мурманской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующих удостоверений регулируются указанными Федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Мурманской области: Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 09 октября 2012 года № 506-ПП (ред. от 18.05.2016) (далее по тексту – Положение).
Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года (включительно) ведомственными знаками отличия в труде, при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, указанным в подпункте «в» настоящего пункта, осуществляется на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
В соответствии с пунктом 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» лицам, указанным в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации; Правительством Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; Президентом СССР; руководителями союзных органов государственной власти СССР; руководителями органов государственной власти РСФСР. При этом, все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
По смыслу указанных норм основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственный власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
В связи с отсутствием по состоянию на 30 июня 2016 года в Федеральном законе «О ветеранах» нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде», а также порядка учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (такой порядок введен федеральным законодателем только с 01 июля 2016 года), судом сделан обоснованный вывод, что правовой смысл пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ указывает на то, что к числу лиц, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, следует относить всех лиц, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действующего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном порядке.
Разрешая дело, суд правильно учел, что таможенные органы Российской Федерации в соответствии с "Положением о Федеральной таможенной службе" (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 12.06.2017) - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Федеральная таможенная служба является функциональным и организационным центром данной системы, возглавляет ее, объединяет и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя развитию и укреплению ее единства и целостности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться такие поощрения, как награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы.
Положение о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы и Положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы (пункт 4 статьи 28 указанного Федерального закона и пункт 9.13 Положения о Федеральной таможенной службе ).
В соответствии с подпунктом 9.13 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 года № 809, Федеральная таможенная служба (далее ФТС России) утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы.
Аналогичные полномочия были закреплены за ФТС России постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 «О Федеральной таможенной службе».
Приказом Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года (ред. от 22.04.2009) утверждены Положения: о наградах, о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы, о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы России.
Согласно пункту 2 Положения о наградах Федеральной таможенной службы (далее Положение о наградах) к наградам ФТС России относятся почетные звания, медали, нагрудные знаки, учреждаемые ФТС России в соответствии с пунктом 9.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 года № 429 «О Федеральной таможенной службе», приказами ФТС России.
Награды Федеральной таможенной службы являются формой поощрения должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации за безупречное выполнение ими своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности, а также за особые заслуги в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации (пункт 1 Положения о наградах).
Утверждение наград производится по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации (пункт 3 Положения о наградах).
В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о наградах ходатайство о награждении должностных лиц и работников таможенных органов представляют начальники управлений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и учреждений, непосредственно подчиненных ФТС России. Представления к награждению должностных лиц и работников таможенных органов вносятся на утверждение руководителю ФТС России Управлением кадров ФТС России на основании ходатайств соответствующих начальников.
Награды и удостоверения к ним вручаются награжденным лично в торжественной обстановке, как правило, в месячный срок со дня подписания приказа ФТС России о награждении (пункт 8 Положения о наградах) и запись о награждении вносится в личные дела должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации (пункт 9 Положения).
Приложением №10 к названному выше приказу Федеральной таможенной службы России № 97 от 01 октября 2004 года утверждено Положение о медали Федеральной таможенной службы России «За службу в таможенных органах», согласно которому медалью «За службу в таможенных органах» награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах 10, 15, 20 лет (в календарном исчислении).
Медаль «За службу в таможенных органах» имеет три степени. Высшая степень - I. Награждение медалью производится последовательно: III степени, II степени и I степени. Награждение медалью «За службу в таможенных органах» производится: за 10 лет безупречной службы - медалью III степени; за 15 лет безупречной службы - медалью II степени; за 20 лет безупречной службы - медалью I степени.
Решение о награждении медалью «За службу в таможенных органах» принимает руководитель ФТС России. Решение о награждении оформляется приказом ФТС России.
Таким образом, Федеральная таможенная служба России в соответствии с федеральным законодательством наделена правом на учреждение ведомственных наград и принятие решений о награждении своих должностных лиц ведомственными знаками отличия.
Признавая обоснованным вывод суда в решении, что ФИО5 награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени, относящейся к ведомственным наградам, судебная коллегия учитывает, что ранее аналогичная награда была учреждена приказом Государственного таможенного комитета России № 300 от 26 марта 2001 года «Об учреждении ведомственных медалей и знака» и утверждено Положение о медали "За службу в таможенных органах». В Положении о медали (в ред. Приказа ГТК РФ от 20.01.2004 N 53) также было указано, что медалью "За службу в таможенных органах" награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах в календарном исчислении 10, 15, 20 лет (пункт 1).
Государственный таможенный комитет России Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразован в Федеральную таможенную службу России без изменения прав и обязанностей в отношении других лиц.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что письмом № 10-13\к-3262 от 30 мая 2017 года Федеральной таможенной службы России подтвержден факт отнесения медали «За службу в таможенных органах» III степени к ведомственным наградам. Награды ФТС России, в том числе медаль «За службу в таможенных органах» I, II, III степеней внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под соответствующими номерами (медаль «За службу в таможенных органах» IIIcтепени за № 1579 от 21.09.2004 года, протокол № 19-Д). Внесение изменений в Приказ ФТС № 97 от 01.10.2004 года таможенный орган считает нецелесообразным.
Учитывая, что ФИО5, как указано выше, награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени, которая является ведомственным знаком отличия в труде и имеет стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, возлагая при этом на ответчика, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Мурманской области по решению вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», обязанность по осуществлению действий по подготовке документов для принятия решения о присвоении звания ФИО5 «Ветеран труда».
Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела или являлись безусловным основанием к отмене решения суда, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 апреля 2018 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Мурманской области – без удовлетворения.
председательствующий: | |
судьи: |