ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3359 от 02.09.2014 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

 Председательствующий по делу                          Дело №33-3359-2014

 судья Ловкачева Т.И.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

 председательствующего            Ходусовой И.В.

 и судей краевого суда                 Казакевич Ю.А.

 Процкой Т.В.

 при секретаре                    Голиковой Е.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 2 сентября 2014 года дело по иску ФИО1 к Администрации Железнодорожного административного района <адрес>, Министерству труда и социальной защиты <адрес> о возложении обязанности признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, включить в федеральный реестр граждан, имеющих право на льготное обеспечение жилым помещением в качестве ветерана боевых действий, вставшего на учет до <Дата>

 по апелляционной жалобе истца ФИО1

 на решение Железнодорожного районного суда города Читы от 25 июня 2014 года, которым постановлено:

 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Железнодорожного района г.Читы, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края о возложении обязанности признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, включить в федеральный реестр граждан, имеющих право на льготное обеспечение жилым помещением в качестве ветерана боевых действий, вставшего на учет до 01.01.2005, отказать.

 Заслушав доклад судьи краевого суда Процкой Т.В., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он в <Дата> года обращался в администрацию Железнодорожного района г.Читы с заявлением о постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий. Из сообщения Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от <Дата> ему стало известно, что ему отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета. Истец полагает, что бездействие администрации Железнодорожного района г.Читы по постановке его на учет как ветерана боевых действий и сообщению сведений об этом в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края лишают его возможности реализовать предоставленное ему законом право на получение средств из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья. Истец не состоит на учете по улучшению жилищных условий как ветеран боевых действий, на этом основании не может быть включен в реестр лиц, которые относятся к категории ветеранов боевых действий, обязанных встать на такой учет до <Дата>, однако ФИО1 действительно проходил военную службу в Чеченской республике, принимал участие и был участником боевых действий. С учетом уточнений исковых требований просил суд возложить на администрацию Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» обязанность признать ФИО1 <Дата> года рождения, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий и вставшего на учет до <Дата> по установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации форме; возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанность включить ФИО1 в федеральный реестр граждан, имеющих право на льготное обеспечение жилым помещением в качестве ветерана боевых действий, по праву вставшего на учёт до <Дата>.

 Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 60-64).

 В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что срок исковой давности им не пропущен, так как мотивированный отказ на его требование он не получал, единственным мотивированным ответом явилось письмо от <Дата>. Считает, что судом не были исследованы представленные истцом пояснения и доказательства по делу. Все предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» от <Дата> гарантии, компенсации и льготы для такой категории граждан, как ветеран боевых действий являются длящимися и пожизненными, закон устанавливает для ветеранов льготные условия реализации конституционного права на жилище. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 названного закона у ФИО1 со дня получения статуса ветерана боевых действий имелось и имеется право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Полагает, что несмотря на то, что ФИО1, как ветераном боевых действий, своевременно не реализовано право о постановке на учет с целью обеспечения жилым помещением до 01.01.2005, учитывая положения ст. 19, 40 Конституции РФ, подп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», необходимо исходить из того, что независимо от обстоятельств признания ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (л.д. 68-72).

 В суд апелляционной инстанции представители ответчиков администрации Железнодорожного административного района городского округа «город Чита», Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

 Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, ФИО1 является «Ветераном боевых действий», что подтверждается удостоверением от <Дата>.

 Отказывая в удовлетворении заявленного ФИО1 иска, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит и не включен в сводный список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Также истцом пропущен срок исковой давности.

 Судебная коллегия считает выводы суда правильными.

 Подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <Дата>, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после <Дата>, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Форма указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 Законом Забайкальского края от 29.12.2008 №106-ЗЗК «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» определено, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Забайкальском крае, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность.

 Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 № утверждены «Порядок ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

 Предоставление единовременной денежной выплаты гражданам осуществляется Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края, являющимся уполномоченным органом.

 При этом единовременная денежная выплата ветеранам боевых действий предоставляется в соответствии со сводным списком. Сводный список ветеранов боевых действий формируется Министерством на основании списков, представляемых органами местного самоуправления, осуществляющими учет. Также Министерство дополняет сводный список ветеранов боевых действий на основании списков, представляемых органами, осуществляющими учёт.

 Органы, осуществляющие учёт, вместе со списками представляют в уполномоченный орган заверенные копии решений о постановке на учёт ветеранов боевых действий, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов боевых действий, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

 Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Возможность постановки на учет на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета связана не только со статусом «Ветеран боевых действий», но и с определением нуждаемости в улучшении жилищных условий согласно ст. 51 ЖК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что у истца имелось и имеется право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, несостоятельны.

 Так, истцом не представлено доказательств того, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.

 Ссылки истца на то, что он обращался с таким заявлением и заявление принято в администрации Железнодорожного административного района г. Читы в августе 2004 года, доказательно не подтверждены.

 При этом, с требованием о возложении на администрацию обязанности признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий и вставшего на учет до <Дата> и возложении на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанности включить ФИО1 в федеральный реестр граждан, имеющих право на льготное обеспечение жилым помещением в качестве ветерана боевых действий, по праву вставшего на учет до 01.01.2005, истец обратился с пропуском срока исковой давности, установленного ст.196 ГК РФ.

 Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

 В силу ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что истец узнал о нарушении своего права только после получения ответа из Министерства от 05.02.2014, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку истец ссылался в иске, суде о подачи им в августе 2004 года заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, о нарушении своего права истец должен был узнать в том же году, однако с иском в суд истец обратился только 27.03.2014.

 Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении норм материального права, а о не согласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, и по существу являются следствием ошибочного толкования истцом норм права.

 С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы.

 Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 25 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий:                Ходусова И.В.

 Судьи:                            Казакевич Ю.А.

                                 Процкая Т.В.