УИД 66RS0029-01-2023-000836-45 Дело № 33-335/2024 (33-20336/2023) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург | 12.01.2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зоновой А.Е.,
судей Ершовой Т.Е., Мурашовой Ж.А.
при ведении протоколирования помощником судьи Ещенко Е.С.,
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Контрольному органу Камышловского городского округа, Администрации Камышловского городского округа о включении в стаж муниципальной службы периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет и признании права на пенсию за выслугу лет,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Камышловского городского округа на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 25.09.2023 (дело № 2-850/2023),
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., представителя ответчиков по доверенностям Рой Е.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Контрольному органу Камышловского городского округа, в обосновании исковых требований указала, что 16.03.2023 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему к назначенной страховой пенсии по старости в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа, утвержденным решением Думы Камышловского городского округа от 14.02.2008 № 912, а также с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности главного бухгалтера в администрации Октябрьского сельского совета с 26.01.1995 по 31.12.2001. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению обращений за назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством, лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа от 21.03.2023 ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет по причинам: недостаточной продолжительности стажа муниципальной службы; увольнения заявителя с муниципальной службы по основаниям, не предусмотренным Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа, утвержденным решением Думы Камышловского городского округа от 14.02.2008 года № 912. С данным отказом ответчика не согласна.
Определением суда от 25.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Камышловского городского округа.
С учетом уточненных исковых требований (л.д.75), просила:
признать протокол заседания комиссии по рассмотрению обращений за назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством, лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа от 21.03.2023 незаконным,
обязать ответчиков включить в стаж муниципальной службы период работы с 26.01.1995 по 31.12.2001 в должности главного бухгалтера администрации Октябрьского сельского совета
назначить пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему с 16.03.2023.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 25.09.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признан протокол заседания комиссии Контрольного органа Камышловского городского округа по рассмотрению обращений за назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством, лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа от 21.03.2023 незаконным.
Возложена обязанность на Администрацию Камышловского городского округа включить в стаж муниципальной службы ФИО1 период работы с 26.01.1995 года по 31.12.2001 в должности главного бухгалтера Администрации Октябрьского сельского совета.
Возложена обязанность на Администрацию Камышловского городского округа назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему с 16.03.2023.
С таким решением не согласился ответчик Администрация Камышловского городского округа, в апелляционной жалобе указывает на нарушения судом норм материального права, неверное установление фактических обстоятельств по делу. Ссылается на неверное определение судом занимаемой истцом должности как должности руководителя структурного подразделения исполнительно- распорядительного образования, поскольку замещаемая истцом должность не является руководящей и не относится к выборной должности. На момент работы истца структурное подразделение в Октябрьском сельском поселении не было создано, структура бухгалтерии не утверждена, в подчинении истца не находились иные лица. При том, что перечень занимаемых должностей муниципальной службы в спорный период был утвержден и является закрытым. Полагает, что суд в своем решении необоснованно указал, что увольнение истца по собственному желанию не может быть препятствием к назначению муниципальной пенсии, поскольку у истца имеется справка отделения социального фонда. Назначение пенсии в связи с достижением определенного возраста не отождествляется с назначением муниципальной пенсии, поскольку за основу берутся различные нормативно-правовые акты и основания. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком в части требований о возложении обязанности по включению в стаж периода работы, назначении пенсии за выслугу лет, поскольку работодателем истца является именно Контрольный орган Камышловского городского округа, являющийся самостоятельным юридическим лицом, на которого возложенные обязанности по оформлению акта о назначении пенсии. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий за выслугу лет, включая организацию их доставки, производится за счет средств бюджета Камышловского городского округа, а не за счет средств администрации Камышловского городского округа.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков по доверенностям Рой Е.А. настаивала на доводах жалобы.
Истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, что следует из телефонограмм и размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда. Сведений об уважительных причинах неявки не сообщила, об отложении заседания не ходатайствовала, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке в силу положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 26.01.1995 по 31.12.2001 истец ФИО1 работала в должности главного бухгалтера Администрации Октябрьского сельского совета (в соответствии с представленной трудовой книжкой).
В период с 04.04.2007 по 30.06.2022 ФИО1 работала инспектором Контрольного органа Камышловского городского округа.
Согласно справке Контрольного органа Камышловского городского округа от 16.03.2023 № 31, подтверждающей стаж муниципальной службы и копии трудовой книжки ФИО1, стаж муниципальной службы определен из совокупности двух периодов: 6 лет 11 месяцев 6 дней (26.01.1995– 31.12.2001) в должности главного бухгалтера Администрации Октябрьского сельсовета и 15 лет 2 месяца 27 дней (04.04.2007 – 30.06.2022) в должности инспектора Контрольного органа Камышловского городского округа.
Однако из представленного Контрольным органом Камышловского городского округа ответа на запрос судебной коллегии (приобщен в качестве дополнительного доказательства) следует, что справка о включении в муниципальный стаж спорного периода работы бухгалтером была выдана председателем контрольного органа на основании заявления ФИО1, чтобы данный период был рассмотрен комиссией при назначении муниципальной пенсии. Данная справка носила рекомендательный характер. После вынесения решения комиссии контрольный орган согласен с позицией комиссии об отсутствии оснований для включения в стаж спорного периода, которое ответчик полагает законным и обоснованным.
16.03.2023 ФИО1 обратилась в Контрольный орган Камышловского городского округа с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим к назначенной страховой пенсии по старости в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим, муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа, утвержденным решением Думы Камышловского городского округа от 14.02.2008 № 912, а также с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности главного бухгалтера в администрации Октябрьского сельского совета с 26.01.1995 по 31.12.2001 года.
21.03.2023 состоялось заседание комиссии по рассмотрению обращений за назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством, лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа, на котором было рассмотрено заявление ФИО1, замещавшей должность муниципальной службы Камышловского городского округа, об установлении ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с федеральным законодательством.
Комиссия, рассмотрев представленные документы на предмет соответствия условиям назначения пенсии за выслугу лет, установленным Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа, утвержденным решением Думы Камышловского городского округа от 14.02.2008 № 912 (далее - Положение), решила признать документы, представленные ФИО1, не соответствующими требованиям Положения по следующим основаниям: 1) недостаточной продолжительности стажа муниципальной службы, установленного Положением (не принят в стаж муниципальной службы периода работы главным бухгалтером с 1995 по 2001 год); 2) увольнения заявителя с муниципальной службы по основаниям, не предусмотренным Положением (истец уволена по собственному желанию, а не в связи с выходом на пенсию).
Разрешая исковые требования, суд руководствовался положениями Областного закона от 21.01.1997 № 5-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области», Единым реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области, утвержденным Областным законом от 07.08.1996 № 34-ОЗ и Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ. Установил, что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Октябрьского сельского совета, занимаемая истцом, является должностью руководителя структурного подразделения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, лицо, замещающее данную должность, исполняло обязанности по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, данная должность предусмотрена реестром должностей муниципальной службы в Свердловской области, а должности муниципальной службы должны устанавливаться муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы субъекта Российской Федерации. С учетом изложенного суд пришел к выводу, что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии октябрьского сельского совета подлежит отнесению к должностям муниципальной службы в силу действующего законодательства, следовательно, период работы ФИО1 в данной должности с 26.01.1995 по 31.12.2001 должен быть включен в стаж муниципальной службы, в связи с чем решение комиссии от 21.03.2023 об отказе ФИО1 во включении в стаж муниципальной службы спорных периодов работы является незаконным.
Относительно выводов комиссии о несоответствии основания увольнения истца для решения вопроса о назначении муниципальной пенсии, суд указал, что отказ в назначении пенсии по причине указания основания увольнения «по инициативе работника» (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) является формальным, так как основание расторжения трудового договора по инициативе лица, замещающего должность муниципальной службы Камышловского городского округа в связи с выходом на пенсию подтверждается справкой Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 16.03.2023, что свидетельствует об удовлетворении требований о назначении муниципальной пенсии истцу с 16.03.2023.
Для проверки доводов жалобы ответчика судебной коллегией на стадии апелляционного рассмотрения в качестве дополнительных доказательств приняты следующие документы: ответ на запрос Администрации Камышловского муниципального района, постановление главы МО Камышловский район от 14.04.1997, штатное расписание с 01.04.1997, постановление главы МО Камышловский район от 30.01.1998 № 41 вместе со штатным расписанием, штатное расписание с 01.01.1999, постановление главы МО Камышловский район от 12.01.1999 № 6 со штатным расписанием, постановление главы МО Камышловский район от 20.01.2002 № 40 со штатным расписанием, штатное расписание с 01.04.2000, постановление главы МО Камышловский район от 11.01.2001 №7 со штатным расписанием, постановление главы МО Камышловский район от 25.01.2001, ответ на запрос Контрольного органа Камышловского городского округа, заявление истца об увольнении, решение Думы Камышловского городского округа от 20.01.2022 об утверждении Положения о Контрольном органе, решение Думы Камышловского городского округа от 14.02.2008 № 912 об утверждении Положения о назначении пенсии, ответ на запрос Администрации Обуховского сельского поселения Камышловского муниципального района, решение Думы Обуховского сельского поселения № 224 от 26.11.2021 об утверждении структуры администрации Обуховского сельского поселения Камышловского муниципального района с приложением, ответ на запрос Администрации Камышловского муниципального района, решение Думы Камышловского ГО № 72 от 03.03.2022 об утверждении структуры Контрольного органа Камышловского ГО, структура контрольного органа, решение Думы Камышловского ГО № 225 от 20.04.2023 о внесении изменений в решение Думы Камышловского городского округа от 03.03.2022, структура контрольного органа, решение Думы Камышловского ГО от 27.11.2008 № 202 (первоначальный документ об установлении реестра должностей, со слов представителя), решение Думы Камышловского ГО № 203 от 26.12.2017 об установлении должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления с перечнем должностей.
Оценивая доводы жалобы ответчика, судебная коллегия находит их частично заслуживающими внимания в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.42 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).
Согласно ч.ч.1,3,4 ст.25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;) иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На территории Свердловской области принят Закон от 21.01.1997 № 5-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области».
Согласно ст. 1-1 Закона Свердловской области от 21.01.1997 № 5-ОЗ в стаж государственной гражданской службы и стаж муниципальной службы включаются:
- периоды замещения должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов.
- периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации.
- периоды замещения муниципальных должностей.
- периоды замещения должностей муниципальной службы.
- периоды замещения иных должностей в соответствии с федеральными законами.
- периоды замещения иных должностей в соответствии с настоящим Областным законом.
- иные периоды в соответствии с настоящим Областным законом.
В соответствии со ст.9 Закона Свердловской области от 21.01.1997 № 5-ОЗ в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются также периоды замещения должностей в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах.
Из материалов дела следует, что спорным периодом являлся период работы истца с 26.01.1995 по 31.12.2001 главным бухгалтером Октябрьского сельсовета, который истец относила к работе главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Администрации Октябрьского сельсовета.
Из представленной архивной справки Камышловского муниципального района Свердловской области от 31.03.2023 (л.д.32) должность главного бухгалтера значится в штатных расписаниях централизованной бухгалтерии согласно документам архивного фонда Администрации Октябрьского сельсовета.
Из представленной архивной справки следует, что в соответствии с Постановлением Главы муниципального образования «Камышловский район» от 25.01.2001 № 24 принято решение об упразднении централизованных бухгалтерий в администрации сельсоветов, в связи с чем ФИО2 распоряжением от 31.12.2001 № 24 уволена по сокращению штата с 31.12.2001.
В соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971 № 34, действовавшим в период спорных правоотношений и утратившим силу с 01.01.2020, было предусмотрено, что централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств (пункт 1).
Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов (пункт 2).
Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе (абзац третий пункта 2).
Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета (пункт 3).
Централизованные бухгалтерии возглавляются главным бухгалтером. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии подчиняется непосредственно председателю соответствующего исполкома Совета народных депутатов и руководствуется в своей работе Положением о главных бухгалтерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, указаниями Министерства финансов СССР и финансовых органов (пункт 4).
В соответствии с разделом II данного Положения, основными функциями, выполняемыми централизованными бухгалтериями, являются в том числе: составление совместно с руководителями обслуживаемых учреждений проектов смет расходов и расчетов к ним и участие в рассмотрении этих смет председателя исполкома сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов, составление расчетов к проекту бюджета города (районного подчинения), поселкового и сельского бюджета, начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам бюджетных учреждений и исполкома сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов и лицам нештатного (несписочного) состава, а также правильное удержание налогов из заработной платы штатного и нештатного (несписочного) состава и своевременное перечисление удержанных сумм в бюджет, осуществление контроля за сохранностью денежных средств и товарно - материальных ценностей, принадлежащих исполкому сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов и обслуживаемым учреждениям и другое.
Из указанного следует, что централизованные бухгалтерии при исполкомах городских и сельских (поселковых) Советов народных депутатов в соответствии с названным Положением считались структурными подразделениями исполкомов, а их деятельность (задачи, функции, ответственность) связывались с осуществлением функций исполнительных органов власти.
Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства относил указанные централизованные бухгалтерии к органам управления.
В связи с изложенным работа в указанных органа могла быть включена в стаж муниципальной службы в соответствии со ст.9 Закона Свердловской области от 21.01.1997 № 5-ОЗ, согласно которому в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются также периоды замещения должностей в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах, что не было учтено Комиссией при разрешении заявления истца.
После введения Единого реестра должностей муниципальной службы на территории соответствующего субъекта или муниципального образования возможность включения этой работы в указанный стаж зависит от того, включены ли централизованные бухгалтерии в структуру органов местного самоуправления и включены ли должности работников бухгалтерий в Единый реестр. Соответствующая позиция отражена в определениях Седьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88-13568/2021 от 14.09.2021, № 88-7757/2022 от 26.05.2022, Восьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88-10610/2023 от 23.05.2023.
Согласно ст. ст. 2, 6, 10, 11 Областного закона от 03.04.1996 № 17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области» (утратил силу в связи с принятием Областного закона от 29.10.2007 № 136-ОЗ) под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих штатные должности и обеспечивающих реализацию полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Должность муниципальной службы - штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.
Перечень муниципальных должностей устанавливается в Едином реестре должностей муниципальной службы, утверждаемом областным законом. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в органы государственной налоговой службы сведения о получаемых им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Областной закон от 03.04.1996 № 17-ОЗ утратил силу в связи с принятием Закон Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", вступившего в силу через десять дней после официального опубликования.
В соответствии со ст.2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ муниципальной службой в соответствии с федеральным законом является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ст.3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ должностью муниципальной службы в соответствии с федеральным законом является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Свердловской области, утверждаемым законом Свердловской области.
Впервые должности муниципальной службы на территории Свердловской области были установлены Законом Свердловской области от 07.08.1996 № 34-ОЗ «О Едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области», которым установлен перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, в соответствии с которым формируются структуры и штаты органов местного самоуправления в Свердловской области, а также порядок внесения изменений в него.
Перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы устанавливается в "Едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы", являющемся приложением к настоящему Закону и составляющем его неотъемлемую часть.
Должность главного бухгалтера (бухгалтера) в данном реестре не была поименована.
В соответствии со ст.4 Закона Свердловской области от 07.08.1996 № 34-ОЗ, закон вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Областная газета", N 117, 14.08.1996).
Закон Свердловской области от 07.08.1996 № 34-ОЗ отменен в связи с принятием Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ "О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований", которым утвержден новый Реестр должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований (прилагается).
В данный реестр должности главного бухгалтера и бухгалтера также не входят.
В соответствии со ст.34 Устава Камышловского городского округа Свердловской области, принятого решением Камышловской городской Думы от 26.05.2005 N 257, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должности муниципальной службы устанавливаются решением Думы городского округа в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Свердловской области.
Права и обязанности муниципальных служащих устанавливаются федеральным законодательством.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Свердловской области, настоящим уставом и иными муниципальными правовыми актами.
В настоящее время в отношении перечня должностей муниципальной службы действует Решение Думы Камышловского городского округа от 26.12.2017 N 203 "Об установлении должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Камышловского городского округа", в котором главный бухгалтер (бухгалтер) не поименованы.
Равно как и в решении Думы Камышловского городского округа от 27.11.2008 № 202 (впервые принятый документ об утверждении перечня муниципальных должностей) об установлении должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Камышловского городского округа.
До указанного времени на территории Камышловского городского округа как самостоятельного муниципального образования принимался во внимание Единый реестр муниципальных должностей, утвержденный соответствующим Законом Свердловской области.
Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО1 работала главным бухгалтером бухгалтерии Октябрьского сельсовета, относящегося к Октябрьскому сельскому поселению, которое не входило и не входит в состав муниципального образования Камышловский городской округ.
Решением Думы МО "Обуховское сельское поселение" от 14.12.2005 N 5 принят Устав Обуховского сельского поселения Камышловского муниципального района Свердловской области», в состав территории которого входит поселок Октябрьский.
В соответствии со ст.32 данного Устава муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселения в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным законом Свердловской области.
В соответствии со сведениями, представленными по запросу судебной коллегией Обуховским сельским поселением, следует, что должность главного бухгалтера (бухгалтера) Октябрьского сельского совета с 1995 по 2001 к должностям муниципальной службы не относилась. Реестр должностей муниципальной службы Обуховского сельского поселения Камышловского муниципального района с 1995 по 2001 отсутствовали. К должностям муниципальной службы в вышеуказанный период относились специалисты сельсоветов и выборная должность главы и заместителей. В дееабре2005 при образовании муниципального образования «Обуховское сельское поселение» какие-либо документы по данному вопросу не передавались. С 2006 года сельские советы прекратили свое существование. С 2006 года по настоящее время должность главного бухгалтера Обуховского сельского поселения включена в реестр должностей муниципальной службы (что подтверждается решением Думы Обуховского сельского поселения Камышловского муниципального района Свердловской области от 26.11.2021 № 224)
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что отнесение должности главного бухгалтера Обуховского сельского поселения к должности муниципальной службы с 2006 года по настоящее время не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1 в полном объеме, поскольку в период 1995-2001 истец работала в Октябрьском сельском поселении, в сельсовете, которые упразднены были с 2006 года, а согласно ранее представленным документам должность главного бухгалтера, которую занимала истец, была сокращена еще с 2001 году.
В соответствии с ответом на запрос судебной коллегии Камышловского муниципального района также следует, что реестры должностей муниципальной службы Октябрьского сельского совета на хранение в архив Камышловского муниципального района не поступали. Обуховское сельское поселение образовано в 2005 году.
Из представленных Камышловским муниципальным районом штатных расписаний администраций, централизованных бухгалтерий Камышловскоого района, также не следует подтверждение отнесения должности главного бухгалтера бухгалтерии Октябрьского сельского совета с 14.08.1996 (введение в действие впервые Единого реестра должностей в Свердловской области) к должностям муниципальной службы Октябрьского сельского поселения, которое с 2006 года вошло в состав Обуховского сельского поселения, а сельские советы прекратили свое существование. Доказательств обратного судебной коллегии не представлено, в том числе какие-либо должностные инструкции по должности, занимаемой истцом в спорный период.
Ссылки истца и выводы суда первой инстанции о возможности отнесения должности главного бухгалтера Октябрьского сельского совета с 14.08.1996 к должности начальника (заведующего) отдела в составе управления, комитета или к должности начальника управления, начальника (управления) отдела являются неправомерными, основанными на неверном, ошибочном толковании нормативных актов, регулирующих порядок включения в стаж муниципальной службы определенных периодов работы, поскольку спорная должность не относилась к должностям муниципальной службы после введения в действие реестра должностей, соответствующими муниципальными образованиями данный факт не подтверждён.
В связи с указанным судебная коллегия полагает подлежащим изменению решение суда в связи с неверным применением норм материального права в части признания незаконным протокола комиссии Контрольного органа Камышловского городского округа от 21.03.2023 в части возложения обязанности на Администрацию Камышловского городского округа включить в стаж муниципальной службы ФИО1 периода работы.
Следует указать на признание незаконным протокола заседания комиссии Камышловского городского округа по рассмотрению обращений за назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством, лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа от 21.03.2023 в части невключения в специальный стаж ФИО1 периода работы 26.01.1995 по 13.08.1996 в должности главного бухгалтера администрации Октябрьского сельского совета.
Также указать на возложение обязанности на Администрацию Камышловского городского округа включить в стаж муниципальной службы ФИО1 период работы с 26.01.1995 по 13.08.1996 в должности главного бухгалтера администрации Октябрьского сельского совета.
При этом судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части включения в стаж муниципальной службы ФИО1 периода ее работы с 26.01.1995 по 13.08.1996 с учетом положений ст.9 Закона Свердловской области от 21.01.1997 № 5-ОЗ.
Оснований для возложения обязанности по включению в стаж муниципальной службы данного периода не на Администрацию Камышловского городского округа судебная коллегия также не усматривает.
В соответствии с представленным полным текстом судебной коллегии Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа, утвержденного решением Думы Камышловского городского округа 14.02.2008, вопросы назначения пенсии, включения периодов работы в стаж муниципальной службы находятся в ведении соответствующей комиссии (поименована в п.1.2).
Из пояснений представителя ответчика Администрации Камышловского городского округа Рой Е.А. следует, что данная комиссия не является самостоятельным органом, в своей деятельности подотчетна Администрации Камышловского городского округа, в связи с чем обязанность по включению в стаж муниципальной службы периода работы с 26.01.1995 по 13.08.1996 должна быть возложена на Администрацию.
Согласно п.2.6 Положения о порядке назначения муниципальной службы на территории Администрации Камышловского городского округа исчисление стажа (общей продолжительности) муниципальной службы, применяемого для пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальной службы Камышловского городского округа, осуществляется в соответствии с законом Свердловской области.
В силу п.4.3 Положения стаж муниципальной службы определяется в соответствии с законом Свердловской области от 21.01.1997 № 5-ОЗ.
Согласно п.2.5.1 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается гражданам при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно федеральному закону, и не более 20 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» продолжительность стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет на 2022 год составляет 18 лет, на 2023 – 18 лет 06 мес.
Поскольку с учетом стажа работы истца с 04.04.2007 по 30.06.2022 и с 26.01.1995 по 13.08.1996 продолжительность стажа муниципальной службы ФИО1 составит менее 18 лет, оснований для назначения ей пенсии как муниципальному служащему Камышловского городского округа у суда не имелось.
В связи с указанным решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения обязанности на Администрацию Камышловского городского округа назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет, приняв по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении пенсии за выслугу лет с 16.03.2023, как муниципальному служащему, отказать.
Доводы ответчика о несоответствии основания увольнения истца основаниям, указанным в п.2.1.2 Порядка, в данном случае правового значения не имеют в виду недостаточности стажа муниципальной службы у ФИО1 Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что действительно, согласно п.2.1.2 Порядка пенсия устанавливается гражданину, замещавшему должность муниципальной службы при наличии стажа муниципальной службы и уволенному со службы по основанию расторжение трудового договора в связи с выходом на пенсию, тогда как согласно представленному заявлению ФИО1 об увольнении истец уволена по собственному желанию.
Иных доводов о несогласии с решением суда, имеющих правовое значение, жалоба не содержит.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 25.09.2023 изменить в части признания незаконным протокола комиссии Контрольного органа Камышловского городского округа от 21.03.2023, в части возложения обязанности на Администрацию Камышловского городского округа включить в стаж муниципальной службы ФИО1 периода работы.
Указать на признание незаконным протокола заседания комиссии Камышловского городского округа по рассмотрению обращений за назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством, лицам, замещавшим муниципальные должности Камышловского городского округа и должности муниципальной службы Камышловского городского округа от 21.03.2023 в части невключения в специальный стаж ФИО1 периода работы 26.01.1995 по 13.08.1996 в должности главного бухгалтера администрации Октябрьского сельского совета.
Указать на возложение обязанности на Администрацию Камышловского городского округа включить в стаж муниципальной службы ФИО1 период работы с 26.01.1995 по 13.08.1996 в должности главного бухгалтера администрации Октябрьского сельского совета.
Решение Камышловского районного суда Свердловской области от 25.09.2023 отменить в части возложения обязанности на Администрацию Камышловского городского округа назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет, приняв по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении пенсии за выслугу лет с 16.03.2023, как муниципальному служащему отказать.
Председательствующий: А.Е. Зонова
Судьи: Т.Е. Ершова
Ж.А. Мурашова