ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3361/18 от 31.08.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Свинкина М.Л.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2018 г.

(.....)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,

судей Душнюк Н.В., Савина А.И.

при секретаре Баталовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на определение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от (...) о замене стороны в исполнительном производстве.

Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК (далее по тексту - Министерство) обратилось в суд по тем основаниям, что решением Медвежьегорского районного суда РК от 17.10.2017 на администрацию Медвежьегорского городского поселения, Министерство возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории (.....) напротив дома № (...). Решение суда до настоящего времени не исполнено. Ссылаясь на ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Министерство просило о замене стороны в исполнительном производстве № (...) на ООО «АВТОСПЕЦТРАНС», так как 19.02.2018 с указанным обществом Министерство заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Определением Медвежьегорского районного суда РК от 28.06.2018 в удовлетворении заявления отказано.

С таким определением суда не согласно Министерство, в частной жалобе представитель Черепова И.С. просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии перемены лиц в обязательстве в связи с заключенным между Министерством и ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» соглашением на основании ст.ст. 391, 392.2 ГК РФ. Ссылаясь на положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ 12.11.2016 № 1156, указывает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора и собственника земельного участка. При вынесении решения по спору Медвежьегорский районный суд РК исходил из отсутствия на момент его принятия действующего на территории Республики Карелия регионального оператора, в связи с чем обязанность по ликвидации свалки была возложена на Министерство. В настоящее время Министерство реализовало свои полномочия путем проведения конкурсного отбора регионального оператора. Победителем отбора определено ООО «АВТОСПЕЦТРАНС», с которым 19.02.2018 Министерство заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу положений ч. 3 ст. 333 ГПК РФ, а также с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть частную жалобу без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, исследовав материалы исполнительного производства, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением Медвежьегорского районного суда РК от 17.10.2017 на администрацию Медвежьегорского городского поселения, Министерство возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории (.....) напротив дома № (...).

(...) в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство № (...). Решение суда не исполнено.

В соответствии со ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Министерство провело конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, победителем отбора определено ООО «АВТОСПЕЦТРАНС». 19.02.2018 между Министерством и ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» как региональным оператором заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия.

Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Разрешая заявление Министерства о замене стороны в исполнительном производстве, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения, поскольку соглашение от 19.02.2018 не влечет для ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» материального правопреемства по установленному постановлением суда правоотношению, соответственно, не является основанием для процессуального правопреемства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы частной жалобы о наличии материального правопреемства в порядке ст.ст. 391, 392.2 ГК РФ основаны на неверном толковании норм права.

Полномочия Министерства в области деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия, из наличия которых исходил суд, принимая 17.10.2017 решение, в настоящие время не изменились. Исполнение Министерством возложенной на него законодательством обязанности по заключению соглашения с региональным оператором в рамках реализации полномочий по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявления.

Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению заявления о замене стороны в исполнительном производстве, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 28 июня 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, частную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи